научная статья по теме ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ»

ТРАДИЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ И ВИДЕНИЕ МИРА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ

© 2008 М. М. СОДНОМТИЛОВА

В концептуальном осмыслении человеком окружающего пространства значимую роль играет отражение вертикального видения этого пространства населяющими его людьми. Формированию пространственным представлений в мировоззрении человека в разнообразным природных зонах способствовали контрастные элементы ландшафтов, неровности рельефа - различного рода возвышенности (горы, холмы и т.д.) противопоставлялись низменностям. В зоне побережий развитию таких представлений способствовало восприятие водной поверхности и суши; не менее важную роль в формировании вертикального взгляда на мир играли реки, точнее - направление их течения.

В традиционном сознании пространство выступает как полисемантический текст, познаваемый с разных позиций. Знаковые системы пространства в областях обыденного и сакрального имеют много различий, но вместе с тем они находятся в тесной взаимосвязи. Символическое понимание мира формирует религиозно-мифологическую карту пространства, смыслы и значения которой учитываются в сфере обыденной деятельности. Существенным образом сказывается на формировании пространственного восприятия такая особенность, как способность различать микро- и макропространства, в связи с чем имеет место и предпочтение одних способов ориентирования другим в рамках различным по масштабу территорий. Поэтому и отражение вертикального взгляда на окружающий мир в представлениях монгольских народов характеризуется поливариантностью.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ТРОЕКЦИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТРОСТРАНСТВА ТРИ ВОСТРИЯТИИ КРУТНОРАЗМЕРНЫХ ТРОСТРАНСТВ

Относительно отражения вертикальной структуры в горизонтальном макропространстве, в системе ключевых стран света - юг, восток, запад, север - есть основания говорить о слабом развитии таких представлений в мировоззрении монгольских народов. Во всяком случае, в нем не удается обнаружить примеры непосредственного совпадения таких понятий, как юг - верх, а север - низ, или других подобных комбинаций. Существуют данные, лишь косвенно указывающие на возможность существования таких мысленных конструктов. К числу подобных сведений, указывающих на присутствие в мировоззрении монгольских народов вертикальной проекции, где юг представлен верхом, а север - низом, относятся представления о двух качественно неравноценных мирах мертвых. Данные по погребальной обрядности монгольских народов позволяют говорить, что почитание южной части пространства в среде монгольских народов было обусловлено верованиями о южной локализации позитивного "мира предков", которому противопоставляется другой загробный мир - мир злых духов, которыми становятся люди, по тем или иным причинам отвергнутые обществом. Формирование воззрений о южном расположении "мира предков", в свою очередь, по мне-

нию Г.Р. Галдановой, было связано с культом солнца, с образом и местоположением которого ассоциировался южный сектор пространства [Галданова, 1987, с. 65].

Рассматривая свидетельства отражения горизонтальной проекции вертикальной схемы пространства в масштабе макропространства, в качестве примера хотелось бы привести один из вариантов структуры небесного мира, характерный для мифологии западных бурят.

1. Согласно данному варианту, царство западных небожителей разделяется на 99 передних южных - ебери йирен йикун тэнгэри1, 55 западных - баруни табин табан тэнгэри и 77 задних северных - ариун далан долон тэнгэри (небожителей) [Михайлов, 1996, с. 60]. Широкоизвестная числовая символика монгольских народов, согласно которой число 9 воплощает идею Неба (верха), а число 7 выступает числом Земли (семантический низ), позволяет предположить, что числовой код косвенно указывает на возможность существования представлений о южной стороне пространства как верхней точке и севере как нижней точке вертикальной проекции горизонтального пространства.

2. В актуальном геопространстве монгольских народов, в частности бурят, реализуется и другой пример вертикального видения окружающего мира, в котором с верхней позицией соотносится северный сегмент физического пространства. В пространственной организации освоенной бурятским сообществом местности выделяются верхняя и нижняя зоны в соответствии со структурой внутреннего пространства традиционного жилища - юрты. Свидетельством этому служат топонимы жилищно-поселенческой терминологии, отмеченные в различных районах этнической Бурятии.

В устных преданиях баргузинских бурят, зафиксированных в известном источнике "Баргузинские летописи", русские казаки, пришедшие осваивать бурятские земли, строят острог в местности "северо-восточный Куленгинский хоймор". Так называли земли, расположенные между реками Куленгой и Леной [Румянцев, 1956, с. 44, 78]. Название "Хоймор" носит местность в Тункинском районе РБ, прилегающая к горным массивам Восточных Саян на севере центральной области Тунки. Этим словом в традиционном жилище монгольских народов именуют наиболее почетную часть юрты, которая находится напротив входа, за очагом. В географическом пространстве эта часть жилища совпадает с севером, северо-западом, поскольку в традиции монгольских народов вход в юрту всегда ориентировался в южном направлении. В микропространстве юрты хоймор характеризуется как верхний локус жилища, где находится главный сакральный объект - божница. Там же предлагают расположиться (дээшэ хууха - "садиться выше") наиболее уважаемым (высокий социальный статус) гостям дома, пожилым людям (старшим по возрасту). Особого порядка придерживаются и в расположении предметов домашнего интерьера: лицевой стороной либо своей верхней частью предметы должны быть направлены в сторону хоймора. Актуален в связи с этим и запрет спать головой к порогу и класть одежду воротником к порогу, традиционный у монгольских народов. Таким образом, в антропоморфном коде северной стороне / почетной части жилища соответствует голова, а южной - ноги, что, в свою очередь, определяет порядок положения людей в пространстве юрты во время отдыха (сна).

В Закаменском районе РБ находится село Мыла, происхождение названия которого часто связывается с эвенкийской культурой. По этой версии название Мыла произошло от хамниганского (бур. хамниганы - "эвенки") слова малу, которым обозначали

1 Это слово существует в трех вариантах: 1) тэнгри - общий тюрко-монгольский термин; 2) тэнгэри - его бурятский вариант, часто встречающийся в тексте данной статьи; 3) тэнгрий (ед.ч.), тэнгрии (мн.ч.) - русифицированный вариант того же термина, часто встречающийся в русскоязычной литературе, также используемый автором статьи.

почетное место в жилище [ПМА2, Гонгоров]. Географическое положение села соответствует смыслу названия - оно занимает местность у подножия ориентированного в широтном направлении хребта на севере (периферии) освоенной местными жителями долины.

В похоронной обрядности южных бурят (цонголов) для пожилых уважаемых людей выбирается место захоронения, расположенное севернее от остальных, т.е. выше. Иными словами, место захоронения осмыслялось с позиций структуры внутреннего пространства жилища, и северная позиция толковалась как почетное/высокое место по аналогии с иерархией мест в традиционном жилище.

3. Следы присутствия в мировоззрении монгольских народов отражения горизонтальной проекции вертикали опосредованно фиксируются в мифологии бурят - в ландшафтном облике древнего пространства освоения некоторых бурятских племен, в частности булагатов и эхиритов, через антропоморфную систему ориентации, базовую в традиции монгольских народов.

Для всех монгольских народов характерно представление о мире в образе пары высших божеств - "высокого Неба" и "широкой Земли", где Небо осмысляется как мужское божество, а Земля как женское. Эпитеты, данные этим ключевым божествам древнего пантеона монгольских народов, характеризуют особенности гендерной иерархии божеств. Архаичная модель мира, представленная этой парой божеств, являясь отражением вертикального взгляда на мир, проецируется и на реальное географическое пространство, выявляя контраст между двумя частями бурятского мира. Основным компонентом булагатской картины мира в географическом пространстве справа (юго-запад) выступает горная цепь Восточных Саян - Мундарга, которая в контексте вертикальной модели осмысляется как самая верхняя точка бурятского этнического пространства, что, в свою очередь, тождественно пространственной позиции Неба. Любопытно, что и в сказочной прозе бурят юго-запад маркируется наиболее высоким объектом пространства: по некоторым сюжетам, там находится мировая гора Сахир-май. По мнению Н.Б. Дашиевой, локализация мировой горы на юго-западе отражает вариант архетипа лунно-солнечного календаря с традицией весеннего Нового года, который имел место в культуре западных бурят, почитающих эту часть горизонта как местопребывание светлых Западных божеств [Дашиева, 2001, с. 18], вероятно булагатов.

Слева, т.е. на северной периферии пространства, занимаемого бурятами, локализуется крупнейший водный бассейн - озеро Байкал и река Лена. Эта река - элемент северобайкальского ландшафта, ее образ является ключевым в западнобурятской мифологии и символизирует границу между западными и восточными божествами, в реальности же - это образ "...естественной границы между носителями разных культур, принявших участие в этногенезе булагатов" [Дашиева, 2001, с. 217]. Водные источники в представлениях монгольских народов устойчиво ассоциируются с хтоническим низом, женской природой, а горы - с мужским началом. Так, гора в представлениях мон-голоязычных народов символизирует образ отца и обозначается эпитетом хан, а водные бассейны, олицетворяя образ женщины, обозначаются эпитетом хатан [Львова, Октябрьская, Сагалаев, Усманова, 1990, с. 67].

Взаимопроникновение различных кодов традиционной культуры, воплощающих общую идею, представлено в монгольском похоронном обряде: для покойников выбирали такое место, чтобы в изголовье была гора, а в ногах - вода: ("положить в степи так, чтобы имел изголовь

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком