научная статья по теме ОЛЕГ АНДРЕЕВИЧ ГРАБАР 03.11.1929-08.01.2011 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОЛЕГ АНДРЕЕВИЧ ГРАБАР 03.11.1929-08.01.2011»

ОЛЕГ АНДРЕЕВИЧ ГРАБАР 03.11.1929-08.01.2011

8 января 2011 г. в г. Принстон (Нью Джерси) скончался Олег Андреевич Грабар - выдающийся ученый, пионер археологии и истории искусства Ислама. Русский человек, родившийся и учившийся во Франции, большую часть жизни проживший в США, а потому чувствовавший себя свободно во всех трех реальностях.

В официальном некрологе трудно передать чувство пустоты от потери этого человека и ученого. Дело не в том, что даже "короткий" список почетных званий и отличий Олега Андреевича слишком длинен, чтобы приводить его целиком. И не в том, что ему легко давалось общение с сильными мира сего, а его престижу в странах Востока могли позавидовать известные политики. Дело в исключительно ярком, чисто русском сочетании глубины ума и силы с мягким юмором и любовью к простым радостям жизни. В полном отсутствии бравады положением и достижениями. В открытости, готовности придти на помощь, поделиться возможностями.

Олег Грабар родился в г. Страсбург 3 ноября 1929 г. Его отцом был Андрэ (Андрей Николаевич) Грабар - известнейший исследователь Византии, один из создателей ее современной художественной археологии, человек, равно признанный и в

России, и на Западе. Вынужденно оставив родину во время Гражданской войны и пройдя обычный путь эмигранта (сначала Болгария, потом Сербия, наконец Париж), А.Н. Грабар стал французским профессором, но остался русским историком и человеком. Олег Андреевич часто вспоминал эпизоды юности, пришедшейся на годы оккупации Франции нацистами; говорил о сопереживании, о внутреннем участии семьи в борьбе, разворачивающейся на Востоке, о нелегком даже во Франции военном быте (на всю жизнь он сохранил привычку начинать день с тарелки борща, вызывавшую немалое удивление его вполне американского семейства).

Маленького Олега с детства окружал мир интеллектуальной активности и гуманитарных запросов. Он впитал ту особую атмосферу, созданную слиянием художественного текста с гравюрами, музыки - с картинами, в которой прошлое живет как обязательная, насущная часть настоящего. После обучения истории искусств в лицеях Claude Bernard и Louis-le-Grand он окончил Парижский университет (1948 г., Certificat de licence) по специальности в области древней истории и продолжил обучение, получив степень по средневековой истории в том же университете (1950 г., Certificat de licence) и в Гарварде, США (B.A. magna cum laude, 1950), а затем и по специальности "восточные языки, литература и история искусства" в Принстоне (M.A., 1953). Эту специальность он совершенствовал в Иерусалиме, в Американской школе исследований Востока (ASOR) в 1953-1954 гг.

Затем последовала ровная и уверенная линия академической карьеры в США: защита степени в Принстонском университете (Ph.D. 1955), ступени профессуры в университете Мичигана (инструктор - 1954-1955 гг., ассистент - 1955-1959 гг., ассоциант - 1959-1964 гг., фулл - 1964-1969 гг.) и в Гарварде (профессор - 1969-1980 гг., заведующий отделением искусствоведения - 1977-1982 гг.; "Ага Хан1 профессор искусства и архитектуры Ислама" - 1980-1990 гг.; позже эмеретус). Два последних десятилетия он провел в, пожалуй, самом прославленном исследовательском учреждении США - в IAS (Институт передовых исследований, г. Принстон; профессор -1990-1998 гг.; с 1998 г. - эмеретус). В конце жизни Олег Грабар стал членом многих ученых сообществ Европы (французского, британского, австрийского) и США, лауреатом наград университета Калифорнии (Лос Анджелес), медали Giorgio Levi Della Vida (1996 г.) и Charles Lang Freer (2001 г.), премии Ассоциации преподавателей искусства (2005 г.), премии Ага Хан (2010 г.) за "выдающиеся достижения в распространении и развитии понимания мира архитектуры Ислама, демонстрации географического и хронологического разнообразия, а также определе-

1 Ага Хан (в переводе с персидского - "господин-хан") - наследственный титул главы имамата исмаилитов, постоянно проживающего в Великобритании, среди обязанностей которого - развитие духовной жизни в общинах мусульман-шиитов. Специальный Aga Khan Trust в области культуры финансирует также программы развития исторических городов и образования и культуры, среди его главных подразделений -программа по исламской архитектуре в Гарварде и Масса-чусетском археологическом институте, программы развития музеев и др. Премия Ага Хан - возможно, самая крупная архитектурная премия мира (500 тыс. долларов США), присуждаемая каждые три года (с 1977 г.).

ОЛЕГ АНДРЕЕВИЧ ГРАБАР

185

ния ее места в общем политическом, социальном, культурном и экономическом контекстах".

Впрочем, познакомиться с подробностями научной деятельности О.А. Грабара можно по его скрупулезным CV и списку работ, вывешенным в Википедии и на сайте IAS. Важнее рассказать о смысле его научного наследия.

Исследования Олега Грабара имели глубоко формирующее воздействие на изучение изобразительного искусства, зодчества и археологии Ислама, особенно в США. Прежде всего, это, конечно, было связано с его книгами: и совсем ранними, как "Рождение исламского искусства" (Grabar О. The Formation of Islamic Art. New Haven; L., 1973), и зрелого периода, как "Орнамент как медиатор" (Grabar О. The Médiation of Ornament. Princeton, N.J., 1992), и поздними, как труд по ранней архитектуре исламского Иерусалима (Grabar О. The Shape of the Holy: Early Islamic Jerusalem. Princeton, N.J., 1996) или написанный в соавторстве с Г. Бауэрсоком и П. Брауном передовой "курс" поздней античности, заткнувший "брешь", образованную в историографии вследствие пересечения мира классического Средиземноморья, эпохи ранней Византии и Ислама (Late Antiquity: A Guide to the Post-Classical World / Eds G. Bowersock, P. Brown, O. Grabar. Cambridge, M.A., 1999). Но помимо книг важны и обширные полевые исследования, "ученые" путешествия по всему исламскому миру, Африке, Ближнему и Среднему Востоку, Индонезии. Неутомимый путешественник, Олег Андреевич побывал везде, где только можно было побывать на исламском Востоке. Список поездок, включающий только годы и страны, длинен как у туриста-профессионала. Столь же значителен список научных и редакторских проектов (достаточно упомянуть основание ежегодника Muquarnas). При этом для Олега Андреевича не было низких жанров в любимой им области: он с равным блеском мог написать текст-сопровождение, публикуя альбом фотографий крытых купольных рынков, или статью для каталога исламских древностей в Кувейте (Patronage in Islamic Art // Islamic Art and Patronage: Treasures from Kuwait / Eds O. Grabar, A. Esin. N.Y., 1990).

Олег Грабар, пожалуй, не был археологом в принятом смысле этого слова, но еще в молодости заявив о необходимости развития археологии Ислама, он так много сделал, что нынешние ее успехи на Западе - во многом заслуга Олега Андреевича. Грабара глубоко интересовали археологические сюжеты, часто его статьи были основаны на археологических материалах. Можно указать на прямой вклад Олега Андреевича в полевые работы, проводившиеся на Востоке: именно он в 1964-1972 гг. руководил экспедицией Гарвардского университета, нашедшей город эпохи Омейядов, Каср ал-Хаир ал-Шарки (Qasr al-Hayr al-Sharqi) в песках Сирии, в районе, где вообще не предполагались постоянные поселения. Открытые здесь здания первой половины VIII в. существенно изменили представления о всем раннеисламском строительстве (Grabar О., Holod R., Knustad J., Trousdale W. City in the Desert, Qasr al-Hayr East. 2 v. Cambridge, M.A., 1978 (Harvard Middle East Monographs; № 23, 24)).

Важнее, впрочем, не сами по себе раскопки, а глубокая "археологичность" О.А. Грабара, проявлявшаяся в подходе к изучаемым объектам даже в тех случаях, когда не было нужды в их раскопках или обмерах. Внимание к деталям, любовь к точности и, более того, к сухой статистике (характерные для французской школы историков, но не так часто встречающиеся в среде искусствоведов); интерес к воссозданию матери-

Институт археологии РАН, Москва

ального целого на основе сохранившихся частей; включение в арсенал самых современных методов работы, прежде всего, электронных (например, 3D-реконструкция Храмовой горы в Иерусалиме) - все это, скорее, указывало на подход археолога, нежели искусствоведа.

Стоит отметить и то, что Олег Грабар хорошо понимал определяющий для общей истории культуры характер таких направлений, как изучение орнамента и архитектурных памятников в их социальном контексте - понимания и предпочтения редкие среди историков искусства, но очень понятные археологам. Это не означает, что Олег Андреевич не занимался изобразительным искусством - его труды по восточной миниатюре хорошо известны и составляют не менее важную, чем архитектурная часть его наследия (Grabar О., Blair S. Epic Images and Contemporary History: Illustrations of the Great Mongol Shah-nama. Chicago, 1980; Grabar O. Mostly Miniatures: An Introduction to Persian Painting. Princeton, N.J., 2000; Grabar O. Masterpieces of Islamic Art: The Decorated Page from the 8th to the 17th Century. Munich; Berlin; L.; N.Y., 2009).

Тем не менее исследования О.А. Грабара, как ничьи другие, подходят под традиционную и все еще широко принятую в США классификацию дисциплин: это типичная "археология и история искусства" (в России она была вплоть до современности хорошо представлена благодаря школе Н.П. Кондакова и в свое время именовалась "художественной археологией").

Что еще сказать? Четыре тома, включающие 83 избранные статьи с очень точным названием "На стройке искусствознания Ислама" (Grabar O. Constructing the Study of Islamic Art. 1-4 v. Hampshire, 2005-2006), говорят сами за себя. Они аккуратно встанут рядом с широко известным трехтомником статей Грабара-отца, посвященным раннехристианскому и византийскому искусству. Труды сына продолжили и развили исследования отца и в хронологическом, и в культурно-историческом аспектах: Андрей Николаевич Грабар вывел на авансцену истории искусства и археологии, вслед за ранним христианством, Византию. Олег Андреевич стал одним из основоположников искусства и археологии Ислама.

В последние десятилетия жизни Олег Андреевич - б

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком