научная статья по теме ОН “ВЫШЕЛ РАНО, ДО ЗВЕЗДЫ” ЗЕРКАЛО СОВЕТСКОГО СИМВОЛИЗМА Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ОН “ВЫШЕЛ РАНО, ДО ЗВЕЗДЫ” ЗЕРКАЛО СОВЕТСКОГО СИМВОЛИЗМА»

ЕЛЕНА ЛОБАНКИНА

Он "вышел рано,

11

до звезды

Зеркало советского символизма

Издание включает в себя

подробную биографию русского художника-символиста и 175 репродукций его работ, выполненных в разных техниках. Книга рассказывает о нелёгком творческом пути волжского художника, вдохновлённого работами Ван Гога и Поля Гогена, вкусившего горький и чёрствый хлеб искусства «не ко времени», до последнего дня оставшегося преданным делу всей своей жизни.

Красою Сурской вдохновленный

Владислав Поляков родился в Хвалынске Саратовской области в 1936 году. Звонили все колокола — было Благовещенье, 7 апреля ...

Именно эта зарисовка ещё по-зимнему холодного, влажного дня, раскрашенного угольным карандашом чернеющих на тающем грязном снегу древесных го-

лых стволов, станет лейтмотивом картины всей жизни художника.

Через 10 лет, в 1946 г., после смерти отца и вторичного замужества матери, будущий художник вместе с семьей переезжает в город Новозыбков Брянской области, центр старообрядчества.

«Переезд на новое место, — вспоминал впоследствии Поляков, — внёс в мою жизнь новую остроту. <... После широких просторов Волги, ухоженного края — аскетичная послевоенная обстановка: разрушенный город, колючая проволока, странные обычаи — контраст невиданный, непредсказуемый. Много церквей. Вместо татар, с которыми я дружил в мужской школе, евреи, девчонки, иные разговорные интонации, особенности быта»1.

Но судьба готовила Полякову ещё более суровые испытания. Несчастный случай надолго укладывает его в больницу, болезнь длится семь лет. Инвалидность, корсет, рецидивы, операции... Молодой человек ни на минуту не расстаётся с карандашом — при каждом удобном и неудобном случае пишет портреты врачей, санитарок, пациентов больницы, силуэты случайных прохожих, которых он видит из окна больничной палаты. Период взросления будущего художника проходит в больничных стенах — с 11 до 18 лет Владислав Поляков практически остаётся один на один не только со своим недугом, но и с самим собой. Тогда юноша принимает решение стать художником.

1950-е годы — время расцвета традиций социалистического реализма. Об искусстве импрессионизма и других направлениях живописи XX века старались не упоминать, книги о них не изда-

В июле 2014 года фонд литературы об искусстве Пензенской центральной городской библиотеки им. В. Г. Белинского пополнился необычной редкой книгой-фотоальбомом «Владислав Поляков».

Елена Лобанкина, редактор НМО ЦГПБ им. В. Г. Белинского, г. Пенза

#07 [241] 2015 Д Л О ^

вались, художников «новых» направлений относили к формалистам.

Выйдя из больницы на костылях, Владислав Поляков уезжает в Пензу. Там поступает в Художественное училище им. К. А. Савицкого.

мотивы. Огромное погружение в природу. Училище было закончено. Художник уезжает в Саратовскую область, начинается долгий творческий поиск.

Художник наряду с созданием конъюнктурных «индустриальных пейзажей» добавляет в полотна всё больше экспрессии, осваивает технику создания эмоции полотна через символы. Между тем Владислав Поляков продолжает учиться, поступает в Ленинградский филиал Московского полиграфического института. Художник живёт в своём мире, излюбленная тема его зарисовок -снег. В некоторых рисунках чёрно-белая живописная трактовка доведена до впечатления какой-то фантасмагории.

Он с увлечением осваивает азы живописи и рисунка. Начинающему художнику нелегко - целыми днями приходится простаивать в корсете перед мольбертом, а вечером рисовать дома. Постепенно он переключается на технику станкового рисунка и линогравюру. Эти жанры в то время были более свободны, на них обращали меньше внимания контролирующие органы. В 1960 г., во время отпуска, предоставленного художнику училищем, Владислав Поляков уезжает в Ленинград, где ему делают очередную операцию. Медики не надеялись, что пациент останется жив. Но всё обошлось благополучно. После операции художник сменил костыли на палочку. С ней он ходил, словно артист.

После художник вспомнит: «Тогда я дал себе слово: если врачи говорят, что жизнь твоя кончена, каждый год и каждый месяц надо воспринимать как подарок судьбы»2.

Дипломная работа Владислава Полякова посвящена зимним пейзажам Пензы. Монохромные образы, чернеющие деревья, тихие уголки, незатейливые

руется с жизнью человеческой: сухое, покалеченное, с узловатыми корнями -угасание одинаково отпугивает во всех видах живого. В картинах много фактур, художник создаёт неземную, иллюзорную утопическую реальность. Однако символизм в советские времена остаётся не востребован, жанр чужд действующей системе ценностей.

Работы Владислава Полякова, между тем, часто перекликаются с произведениями А. Блока, Г. Лорки, О. Мандельштама; художник выходит на новые рубежи искусства, в совершенстве овладевая натюрмортной и портретной техникой.

Владислав Поляков вдохновляется русским импрессионизмом. Это непосредственность и свежесть восприятия натуры с поэтизацией образа. Мотивы были насыщены оттенками настроения и бесконечными вариациями цвета, сложной световой игрой3.

Шестидесятые при Советах.

Символизм из-под полы

В 1966 г. выходят в свет «Письма Ван Гога». Поляков, как истинный шестидесятник, уходит в символизм, оставаясь верным жанру до конца своих дней. Он рисует завораживающие серии картин: «Цветы», «Поклонение дереву», «Портреты ОК».

Дерево в работах Полякова обретает новые формы - жизнь дерева ассоции-

Большая серия его рисунков посвящена «предметке». Предметы на картинах приобретают одушевлённые черты, портреты - напротив, превращаются в камни и дерево. Понятно, что о большом признании и речи быть не может.

Д Л О #07 [241] 2015

Ведь социалистический реализм был провозглашён основным творческим методом советского искусства и сформулирован его главный принцип: требование от художника правдивого, истори-

ет в Выборг, снова жизнь в больничной палате и, конечно, живопись. В городе много старых деревьев, которые тут же находят отражение в работах символиста. Несколько лет работает в Шахматово, бывшем имении своего литературного вдохновителя — Александра Блока. Художник пропитывается

чески конкретного изображения действительности, сочетающегося с задачей воспитания трудящихся4.

«На потребу дня» необходимы работы о работающих на полях комбайнах и промышленных заводских мощностях, Поляков в это время пишет серию символичных философских картин о единстве всего сущего. Всё чаще у него появляются цветные работы. Работы необычные. Художник пишет на шести чистых цветах, набор жировых мелков стал его любимым инструментом.

В середине 1970-х Владислав Поляков после очередной операции попада-

бургской Академии театрального искусства. — Он часто вспоминал слова художника В. Э. Мусатова: "Живу один. И только искусством'! Это и было жизненное кредо Владислава Полякова. Думаю, что книга-альбом понравится всем, неравнодушным к прекрасному миру искусства.

История человека, отдавшего всю свою жизнь живописи, не искавшему головокружительных заработков и сла-

творчеством классика, создаёт очередную серию рисунков. Множество из работ, которые опубликованы в книге-альбоме, никогда не были представлены широкой публике. На жизнь художник зарабатывал полиграфической, дизайнерской и оформительской работой.

Современники и друзья вспоминали его как необычайно искреннего, любознательного и многогранного человека. Владислав Поляков, последователь пензенской школы живописи ушёл из жизни в 2005 г., прожив 69 лет.

«Это был человек творчества, — поделился в интервью во время своего визита в Пензу Валерий Гришков, составитель книги-альбома о художнике, искусствовед, профессор Санкт-Петер-

вы, вряд ли оставит равнодушным тех, кто понимает, как сложно "быть творцом вопреки'!Вопреки болезни, обстоятельствам, а главное — реалиям времени.

С автором можно связаться: lenochka.whitw.rabbit@gmail.com

Примечания:

1 Гришков В. В. Владислав Поляков / В. В. Гришков: [альбом]. — Санкт-Петербург, 2014. — С. 13.

2 Там же. С. 17

3 Сокольникова Н. М., Крейн, В. Н. История стилей в искусстве: учеб. пособие / Н. М. Сокольникова, В. Н. Крейн. — М.: Гардарики, 2009. — С. 379.

4 Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней) / Сост. И. Г. Мосин. — СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2006. — С. 162.

Статья посвящена редкой книге-фотоальбому из фондов Пензенской центральной городской библиотеки им. В. Г. Белинского, которая рассказывает о жизни и творчестве русского художника-символиста Владислава Полякова.

Литература по искусству, русские художники, символизм, Владислав Поляков

The article is devoted to rare book and photo album from the funds of the Penza Central City Library which tells about the life and work of the Russian artist Vladislav Polyakov.

Books on art, Russian artists, symbolism, Vladislav Polyakov

#07 [241] 2015 Д JIО ?!

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком