научная статья по теме ОПИСАНИЕ ИЛИ ПРЕДПИСАНИЕ? ЭТНОРАСОВЫЕ КАТЕГОРИИ В ПЕРЕПИСЯХ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛИЗА В XIX-XX ВВ. И ИХ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (ПЕР. С ФР. Е.И. ФИЛИППОВОЙ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОПИСАНИЕ ИЛИ ПРЕДПИСАНИЕ? ЭТНОРАСОВЫЕ КАТЕГОРИИ В ПЕРЕПИСЯХ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛИЗА В XIX-XX ВВ. И ИХ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (ПЕР. С ФР. Е.И. ФИЛИППОВОЙ)»

Tavolaro L.G.M. Race and Quotas, "Race" in Quotes: The Struggle over Racial Meanings in two Brazilian Public Universities. Ph.D. thesis. The New School for Social Research, New York, 2006. Telles E. Racismo à Brasileira. Rio de Janeiro: Dumarà, 2003. Telles E. Race in another America. Princeton, 2004. Wagley C. (ed). Race and class in rural Brazil. Paris: Unesco, 1952. Wieviorka M. La difference. Paris: Balland, 2001.

ЭО, 2015 г., № 1 © О. Оффманн , Э. Кюнан

ОПИСАНИЕ ИЛИ ПРЕДПИСАНИЕ? ЭТНОРАСОВЫЕ КАТЕГОРИИ В ПЕРЕПИСЯХ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛИЗА В Х1Х-ХХ ВВ. И ИХ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Ключевые слова: Белиз, переписи населения, этнорасовые категории, креолы, метисы, майя, гарифуна

В статье рассматриваются переписные категории, призванные отразить этническое и расовое многообразие населения Белиза, социоисторический контекст проведения переписей, а также их политическое и социальное воздействие. Как с течением времени видоизменяется представление о "многообразии": национальном, религиозном, "расовом", этническом и т.п.? Каким образом инструменты контроля населения учитывают (или не учитывают) это многообразие населения? Какие политические, социальные, идеологические мотивы кроются за техническими решениями? Кто разрабатывает инструменты описания (переписи) и с какими целями? Как эти цели и инструменты меняются в зависимости от политико-институциональных рамок (колония, самоуправляемая территория, независимое государство)?

Введение

Главным назначением переписей является информирование лиц, принимающих решения, и ориентирование государственной политики. Это означает, что важны цифры: кто, где, сколько и т.д. Однако качественная сторона переписей не менее существенна, ибо содержит богатую информацию об обществе с другой точки зрения: информацию о том, как это общество воспринимает себя во всей своей сложности. Коль скоро переписи стремятся отразить многообразие, стратификацию, неравенство населения (Kertzer and Arel 2002), они должны использовать некие критерии описания. Выработка таких критериев не ограничивается чисто техническими (статистическими) аспектами, как бы важны они не были, но предполагает также участие широкого спектра общественных акторов - политиков, управленцев, профсоюзных активистов и

Одиль Оффманн (Odile Hoffmann) - Институт исследований мирового развития (IRD), Лаборатория изучения миграций и обществ (URMIS), Франция; e-mail: odile.hoffmann@ird.fr Элизабет Кюнан (Elisabeth Cunin) - Институт исследований мирового развития (IRD), Центр исследований и высшего образования по социальной антропологии (CIESAS), Университет Кинтана-Роо, Мексика; e-mail: elisabeth.cunin@ird.fr

т.п. В этой статье мы сосредоточим свое внимание на социоисторических контекстах проведения переписей, а также проанализируем их политическое и социальное воздействие.

Нас будут интересовать способы наименования и подсчета населения определенной территории, в данном случае - небольшого Центральноамериканского государства - Белиза. Малая численность населения (менее 350 тыс. жителей), история, отмеченная постоянными миграциями и поздно начавшимся (с 1981 г.) нациестрои-тельством, позволяют рассматривать эту территорию как естественную лабораторию для изучения условий и обстоятельств внедрения, распространения и восприятия обществом понятий расы, этничности и нации. Мы рассмотрим вопрос о связи политики с использованием этнической статистики для конструирования нации, или вернее -с представлением о нации учреждений и чиновников, ответственных за организацию переписей.

Ряд белизских, американских и британских авторов изучали проблему нациестрои-тельства, обращая особое внимание на историю страны с XVII в., на политические договоренности и международные отношения, сопровождавшие процесс обретения независимости в ХХ в., на глобализацию, во многих отношениях определяющую как экономическое, так и демографическое развитие Белиза. Н. Болланд (Bolland 1986, 1997, 2003) анализирует структуру колониального общества, отмеченного рабовладением и капиталистической эксплуатацией, концентрацией власти и возникновением "креольской культуры". А. Шоман (Shoman 1987, 1995, 2000), активный деятель переходного периода 1970-1980-х гг., интересуется долгим путем Белиза к независимости, на протяжении всего ХХ века, а также созданием политических и институциональных рамок новой нации. Ж. Палацио (Palacio 2005) рассматривает этническое многообразие населения страны на примере положения гарифуна. А. МакФерсон (McPherson 2007) делает акцент на роли женщин в решающий и неспокойный период первой половины ХХ в. Р. Уилк (Wilk 2006) вписывает зарождение нации в более широкий глобальный контекст. С учетом вклада этих исследователей мы решили сосредоточиться на конкретных практиках наименования, описания и непосредственного отделения "одних" от "других" в стране, населенной людьми самого разного происхождения, известными как креолы, индейцы, гарифуна, китайцы, "восточные индийцы" и т.д. и т.п. Наш подход состоит в анализе политического дискурса и контекстов его производства. В недавней работе одна из нас анализирует парадоксальную ситуацию доминирующей, но неназванной этничности (креольской), столкнувшейся с нарастающей этнизацией национального сообщества, вынуждающей ее определяться в тех терминах, которые она прежде подсознательно отвергала. Автор делает вывод о важности этничности и, в то же время, об отсутствии ее единого понимания. Нет обязательного соответствия между нацией и этничностью, как нет его между этничностью и местом в социальной иерархии (Cunin 2010). Другая из нас изучает политические и электоральные предпочтения, которые определенным образом объясняют и иллюстрируют конфликты и согласие между группами, а также их различное понимание нации. Этот угол зрения позволяет понять логику соперничества и сотрудничества между политическими силами и приводит к заключению о неприменимости этнической модели на электоральном уровне (Hoffmann 2009).

И, однако, вопреки всем этим выводам, этничность остается вездесущей в Белизе. Следовательно, нужно понять, каким образом в одном и том же пространстве-времени сочетаются этнические и политические процессы, по видимости рассогласованные. Мы предлагаем подход, состоящий в конкретном рассмотрении основных инструментов колониального и национального конструирования, а именно - административных методов описания общества. Как отмечает Б. Андерсон, само определение границ государства предполагает идентификацию и подсчёт индивидов и групп, которые будут заключены в этих границах. "Фикция переписи состоит в том, что каждый включен в

нее, и что каждый занимает одно - и только одно - предельно ясное место" (Anderson 2003: 166).

Три группы вопросов направляют наши размышления:

- Как с течением времени видоизменяется представление о "многообразии": национальном, религиозном, "расовом", этническом и т.п.? Каким образом инструменты контроля населения учитывают (или не учитывают) это многообразие населения? Какие политические, социальные, идеологические мотивы кроются за техническими решениями, и как они сменяют друг друга (или накладываются друг на друга) в разные периоды истории?

- Кто разрабатывает инструменты описания (переписи) и с какими целями? Как эти цели и инструменты меняются в зависимости от политико-институциональных рамок (колония, самоуправляемая территория, независимое государство)?

- Если мы считаем, вслед за Б. Андерсоном, что перепись является одним из основных инструментов конструирования нации, то как происходит строительство нации, традиционно предполагающее соответствие территории, "народа" и "общей культуры", в чрезвычайно оригинальном колониальном контексте, плохо вписывающемся в эту схему?

Как мы видим, эти вопросы требуют мобилизации исследовательских парадигм социологии, антропологии и политической географии, в рамках которых и работают авторы данной статьи.

Анализируемый контекст настолько специфичен, что он в значительной мере предопределяет ответы на поставленные вопросы. Белиз1 - страна в Центральной Америке, с малочисленным населением (318 тыс. чел. по оценкам ООН на 2011 г.2), омываемая с востока Карибским морем и граничащая с Мексикой на севере, с Гватемалой на западе и с Гондурасом на юге. Это, кроме того, англоязычная страна в испаноязычном ареале, страна с большой долей темнокожего и креольского населения3 в окружении стран с преобладанием индейского и метисного населения, ставшая официально колонией Великобритании в 1862 г., полвека спустя после того, как соседние страны стали независимыми, и получившая независимость, в свою очередь, лишь в конце ХХ в., гораздо позже последней волны деколонизации, прокатившейся в 1960-е гг. Одним словом, Белиз - это островок карибского мира в Центральной Америке, карибский снаружи и "латинский" внутри, мозаика из креолов, индейцев, метисов, гарифуна, китайцев, индийцев (из Индии), меннонитов - страна, выбивающаяся из ряда прочих Центральноамериканских государств: в контрастных и часто стереотипных образах для ее описания нет недостатка4.

Географически расположенная с XVI века в вице-королевстве Новая Испания, эта территория с самого начала не контролировалась испанцами. Напротив, она быстро стала местом притяжения мореплавателей, в значительной части - пиратов и контрабандистов, не столь многочисленных, чтобы создать там колонию-поселение, и ищущих скорее безопасное место для жизни в стороне от европейских военных экспедиций. Местное автохтонное население (майя мопан и кекчи) при появлении новопоселенцев ушло вглубь территории и затаилось, и до ХХ в. европейцы практически игнорировали его. Вплоть до 1834 г. население официально состояло из большинства рабов, небольшого количества свободных темнокожих и мулатов, а также "белого" меньшинства (около одной десятой от общей численности населения, оценивавшийся в 5000 чел.). Британское происхождение обеспечивало последнему покровительство и защиту британской короны, хотя основанной в 1862 г. "колонии", тем не менее, приходилось противостоять территориальным притязаниям Мексики и Гватемалы. Несколькими де

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком