научная статья по теме ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ЭТАПЕ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ В США Психология

Текст научной статьи на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ЭТАПЕ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ В США»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 2, с. 78-86

= ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ =

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ЭТАПЕ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ В США

© 2015 г. Е. А. Горшков

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Арзамасского филиала ФГАОУ ВО "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского ", Арзамас

Анализируется философский подход к пониманию предмета, задач и методов американской социальной психологии конца XIX - начала XX вв. Особое внимание уделяется анализу работ Д.М. Болдуина и Ч. Эллвуда, которые оказали значительное влияние на развитие социально-психологического знания в США, способствуя его популяризации и становлению социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Рассматриваются характерные особенности философского подхода, основополагающие идеи при трактовке американскими учеными социально-психологических явлений. Как важные достижения в постановке социально-психологических проблем на этапе становления науки выделяются: признание необходимости совместного изучения личности и общества, поиск практического применения данных социально-психологических исследований. Обозначены основные недостатки анализируемых подходов: использование теории подражания, ограниченность методов исследования, отсутствие опоры на эмпирические данные, умозрительный характер теоретических исследований, несамостоятельность социальной психологии как отдельной науки (включение ее в состав психологии или социологии).

Ключевые слова: социальная психология, Джеймс Марк Болдуин, Чарльз Эллвуд, методология, подражание, внушение, социализация, социальное взаимодействие, социальные группы.

На этапе становления американской социальной психологии в конце XIX - начале XX веков необычайно важным являлся вопрос о методологических основах новой дисциплины. Первые пропагандисты идеи выделения социальной психологии в качестве самостоятельной науки при разработке собственных концепций пытались найти необходимый инструментальный аппарат, методы теоретического и эмпирического исследования, обозначить задачи и направления социально-психологической теории, выявить возможности прикладной социальной психологии. В качестве научного подхода к проблемам социально-психологического знания на этапе его становления в США первые американские социальные психологи использовали философский подход. В первую очередь, это проявлялось в применении философского метода при анализе тех или иных социально-психологических явлений.

В работах зачинателей социально-психологического знания в США впервые была определена проблематика социально-психологических исследований, намечены пути поиска методологического аппарата новой науки [4]. На следующем этапе развития науки первые социальные психологи США должны были рассмотреть вопросы о

предметной области, задачах и методах социальной психологии, определить границы новой дисциплины, найти возможности ее практического применения.

ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С СОЦИАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Одним из первых пропагандистов идей социальной психологии в США был Джеймс Марк Болдуин1 (Baldwin) (1861-1934). Помимо общепризнанного научного вклада Болдуина в область возрастной психологии и психологии развития,

1 Джеймс Марк Болдуин родился 12 января 1861 г. в г. Колумбии (штат Южная Каролина). Под влиянием профессора, в будущем - президента Принстонского Университета - Джеймса МакКоша (McCosh), Д.М. Болдуин решил заниматься изучением психологии. После обучения в Принстонском Университете в 1884 г. он на два семестра отправился учиться в Германию в лабораторию Вильгельма Вундта (Wundt) в Лейпциг, а затем в Берлин на семинар немецкого философа Фридриха Паульсена (Paulsen). В 1893 г. Болдуин вернулся в Принстонский Университет, где занял пост заведующего кафедрой психологии и получил возможность создания новой лаборатории.

некоторые исследователи упоминают его имя и при рассмотрении истории социальной психологии. В большинстве случаев это связано с работой 1897 г. "Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии" ("Social and ethical interpretations in mental development. A study in social psychology"). Как в отечественной [7, 10], так и в зарубежной [19, 20] историко-психологи-ческой литературе Болдуин признается одним из родоначальников социальной психологии. Историк психологии Г. Вилла (Villa) считает указанную работу Болдуина наиболее решительной попыткой объяснения проблемы психологических отношений между индивидом и обществом [22, с. 52]. Г.С. Бретт (Brett) классифицирует работу Болдуина как "психологию социального индивида" [15, с. 298], однако помещает анализ теории Болдуина в параграф, посвященный развитию детской психологии. Далее он замечает, что детская психология у Болдуина становится исследованием генезиса социального типа мышления (mind), описанием эволюции социуса2.

В социально-психологической литературе как у нас в стране [1, 5], так и за рубежом [14] указанная работа Болдуина рассматривается среди первых систематических руководств по социальной психологии, ускорившая процесс развития социальной психологии. Книга, содержащая специальный титульный подзаголовок "Исследование по социальной психологии", являлась своеобразной компиляцией работ ученого, имевших различную тематическую направленность и написанных в разное время и при различных обстоятельствах.

По заверению Болдуина, этот его труд явился продолжением очерков по генетической психологии [3, с. X], началом которых служит сочинение "Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода" ("Mental Development of the Child and the Race") [11]. Некоторые главы второй части книги "Духовное развитие с социологической и этической точки зрения" - "Личность изобретающая" - были написаны в связи с вопросом, поставленным Датской Королевской Академией Наук3: "возможно ли установить для индивидуума, изолированного в обществе, такие правила поведения, которые были бы выведены исключительно из его личной природы; и

2 Социус - индивид, который рассматривается как единица в какой-либо системе социального взаимодействия.

3 Работа Болдуина "Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии" была отмечена золотой медалью Датской Королевской Академией Наук в 1897 году.

если возможно, то каково отношение этих правил к правилам, которые выведены из рассмотрения общества в целом" [3, с. X].

Работа Болдуина 1897 г. была первой работой в США, в заголовке которой появился термин "социальная психология". Хотя, следует отметить, что одна из частей "Введения в науку об обществе" (An introduction to the study of society) А. Смолла (Small) и Дж. Винсента (Vincent), написанная тремя годами ранее (в 1894 г.), имела в названии данный термин и включала обсуждение таких понятий, как социальное сознание, социальный интеллект (intelligence), социальная воля [21, с. 305-374].

Ранние исследования Д.М. Болдуина были посвящены оптическим иллюзиям и процессам запечатления. Однако решение конкретных эмпирических проблем все меньше удовлетворяло психологов того времени. У. Джеймс (James) публично сетовал: психологические лаборатории, которые растут, как грибы, увязают в эмпиризме и не способны решать серьезные, подлинно психологические проблемы. Под влиянием этих настроений приверженность Болдуина эмпиризму пошла на убыль. Его увлекли философский и социологический аспекты психологии - прежде всего в сфере психического развития (по [8]).

Ученый считал необходимым изучать личность не изолированно от общественного процесса, но внутри него. Признавая истину, что человек - существо общественное, Болдуин ставит вопрос о сущности этой общественности. Поэтому в своем исследовании он пытается дать "углубленный психологический анализ социального начала в человеке" [3, с. VII]. Автор подходит к решению данного вопроса с точки зрения эволюционной теории, стараясь проследить процесс развития общественности.

По мнению Д. Дьюи (Dewey), работа Болдуина может быть отнесена к психологической социологии или социологической психологии с целью показать, как социальные факторы и отношения входят в сознание индивида и каким образом его определяют [16, с. 402]. С позиции самого Болдуина, он стремился создать книгу по социальной психологии, которая была бы доступна для использования в рамках курсов психологии, этики и социологии [3, с. XI].

Главным достоинством человека, по сравнению с представителями животного мира, "низшими существами", по мнению автора, является общество, где при содействии людей раскрываются скрытые возможности человека. Поэтому с

первых дней жизни ребенок - это пассивно-социальное существо [3, с. VIII]. Постепенно он становится социально-активным, "сначала, в тесном кругу семьи, затем в школе, и, наконец, на арене общества, государства", по сути дела, в ходе социализации. Данный подход основан на идее "социального развития личности", ставшей популярной в США со времени выхода в свет работ Болдуина и нашедшей свое выражение в известной формулировке "диалектика личного развития". Среди двух основных источников данной концепции можно выделить следующие: во-первых, это философский анализ самости (Гегель), перенесенный в психологию У. Джеймсом и Дж. Дьюи, а также работы американского философа Джосайи Ройса (Royce); во-вторых - детская психология в русле дарвинизма Стенли Холла (Hall).

Большое влияние на становление взглядов Болдуина оказала теория подражания французского социолога Г. Тарда (Tarde), однако сам Болдуин распространяет принцип подражания не только на социальные факты - в этом его базовое несогласие с Тардом. Он, независимо от Тарда, отправляясь от данных генетической психологии, пришел практически к тем же самым выводам, называя Тарда одним из самых авторитетных и выдающихся современных авторов в социологии и социальной психологии. В предисловии к первому изданию своей работы 1897 г. Болдуин указывает на близость к мнениям Тарда относительно вопроса о социальной функции подражания [3, с. XI]. Г. Тард, в свою очередь, в лич

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком