научная статья по теме ОПТИМИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ? МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ? МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2014 • № 6

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

A.Я. РУБИНШТЕЙН,

B.Ю. МУЗЫЧУК

Оптимизация или деградация? Между прошлым и будущим российской культуры

В статье представлен статистический анализ основных показателей театральной, концертной, музейной, библиотечной и культурно-досуговой деятельности, выявлена фундаментальная тенденция снижения уровня потребления культурных благ в период 1985-2012 гг., рассмотрены основные факторы, определившие негативную динамику и формирование значительных региональных диспропорций. Результаты статистического анализа представлены в работе на фоне описания нелояльных к культуре административных решений в период 1949-2012 гг. На основе социологического опроса экспертов, проведенного с участием авторов в 2013 г., сформулированы основные направления культурной политики, способные изменить сложившуюся ситуацию.

Ключевые слова: посещаемость, учреждения культуры, потребление культурных благ, финансирование культуры, "болезнь Баумоля", культурная политика, теория опекаемых благ.

The paper presents a statistical analysis of the main indicators of cultural activities (on the example of theaters, concert organizations, museums, libraries and recreation centers), which demonstrates a fundamental downward trend in the consumption of cultural goods in the period from 1985 to 2012. The main factors determining the formation of a negative trend and significant regional disparities are considered. Results of statistical analysis are presented in the paper along with a description of disloyal administrative decisions concerning the arts and culture in the period from 1949 to 2012. The main directions of cultural policy based on a poll of experts conducted with the participation of the authors in 2013 are formulated.

Key words: attendance, cultural institutions, consumption of cultural goods, funding for the arts and culture, Baumol's cost disease, cultural policy, theory of "patronized" goods.

Статус ключевого элемента общественной системы придают культуре две ее характеристики. Во-первых, она аккумулирует многовековой опыт: подавляющее большинство ценностей, которыми живет страна, созданы в прошлом, подчас далеком, и они во многом определяют ее дальнейшее развитие. Во-вторых, именно культура

Ру бин шт е йн Александр Яковлевич - доктор философских наук, профессор, первый заместитель директора Института экономики РАН, заведующий сектором экономики искусства Государственного института искусствознания.

Муз ы чу к Валентина Юрьевна - доктор экономических наук, заведующая сектором эффективности социальной сферы Института экономики РАН, ведущий научный сотрудник сектора экономики искусства Государственного института искусствознания, член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ.

формирует самого человека, создает внутреннюю мотивацию его поступков и тем самым направляет нынешние и будущие изменения в стране, содействует становлению открытого и правового общества, гражданскому согласию.

Сама культура обладает тремя уникальными ресурсами - творческим потенциалом ее создателей, накопленным и развиваемым из поколения в поколение; культурным наследием, являющимся результатом труда творцов; культурными традициями, материализованными в интересе населения к ценностям культуры. Отсутствие сиюминутных результатов обязывает общество относиться к культуре с особой рачительностью, оберегая накопленный культурный потенциал и осуществляя разумную политику государства. Но если не обеспечивать необходимые условия для функционирования культуры, эти стратегические ресурсы России могут быть утрачены за годы жизни двух-трех поколений. Тому есть множество подтверждений.

История имеет значение! В один из ее драматичных моментов, когда власть, занимаясь привычными идеолого-патриотическими "вливаниями" в литературу и искусство, начала "оптимизацию" театральной деятельности. Постановление Совета Министров СССР № 537 от 4 марта 1948 г. "О сокращении государственной дотации театрам и мерах по улучшению их финансовой деятельности" начиналось со следующих слов: "Совет Министров СССР считает неправильной и порочной практику, укоренившуюся в театрах, когда основным источником финансирования их деятельности стали не доходы, получаемые от продажи билетов, а дотация театрам из государственного бюджета". В постановляющей же части этого документа сказано еще более жестко: "В целях ликвидации иждивенческой практики в работе театров Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Снять с 15 марта 1948 года с государственной дотации и перевести на полную самоокупаемость театры союзного, республиканского и местного подчинения, согласно Приложению № 1.

2. Сократить дотацию и сохранить ее, как исключение, лишь до 1 января 1949 года театрам, указанным в Приложении № 2.

3. Сохранить с 15 марта 1948 года дотацию из государственного бюджета на 1948 год театрам, согласно Приложению № 3.

4. В соответствии с пунктами 1, 2, 3 настоящего Постановления уменьшить намеченную на 1948 год дотацию по государственному бюджету театрам с 735 млн. рублей до 312 млн рублей".

Этим печально известным решением размер дотации театрам был уменьшен более чем в два раза. 11 месяцев спустя, вдогонку, выходит еще одно Постановление Совета Министров СССР (№ 560 от 6 февраля 1949 г.), которым годовая сумма дотации театрам сокращается до 154,9 млн рублей, то есть еще в два раза. Последствия этих "сталинских ударов" ощущались длительное время. "Снятие с государственной дотации и перевод на полную самоокупаемость" привели к закрытию многих театров, сеть которых к середине 1950-х гг. сократилась почти вдвое.

Потребовались долгие годы, громадные усилия и еще большие ресурсы для восстановления российской театральной культурой утраченных позиций. Так, 30 лет спустя, в 1985 г. общая посещаемость российских театров составила без малого 70 млн зрителей или около 500 посещений на 1000 россиян. Примерно такая же ситуация сложилась в филармонической деятельности: в том же 1985 г. посещаемость концертов классической музыки составила 90 млн слушателей и почти 650 посещений в расчете на 1000 жителей России. Успешными можно считать и результаты музейной деятельности: 78 млн посетителей и около 550 посещений в расчете на 1000 россиян. Высокие показатели к началу перестройки были характерны и для просветительской деятельности: книговыдача в российских библиотеках достигла в 1985 г. уровня 9,5 тыс. на 1000 жителей, и более 1,5 тыс. посещений на 1000 жителей составила посещаемость клубных учреждений.

История, действительно, имеет значение. И в этом контексте следует проанализировать культурную деятельность в минувшее тридцатилетие - с 1985 по 2014 г.

Исходные данные

Речь идет о показателях развития сферы культуры и деятельности организаций культуры, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, тридцатилетние временные ряды которых (1985-2014 гг.) заимствованы из архива Государственного института искусствознания (ГИВЦ), включая следующие материалы ведомственной статистики: "Основные показатели развития отраслей культуры за 1985 г." (М., 1986); "Основные показатели развития отраслей культуры за 1989-1990 годы" (М., 1991); "Экономические показатели деятельности театров и концертных организаций РСФСР за 1985, 1990 годы" (М., 1991, ч. I. Выпуск XXIV); "Показатели деятельности библиотек за 1990-1991 годы" (М., 1992); "Показатели культурно-просветительских учреждений за 1990-1991 годы" (М., 1992); "Показатели деятельности культурно-просветительских учреждений за 1985-1990 годы" (М., 1991).

Данные о деятельности организаций культуры с 1995 по 2012 г. включительно содержатся в ежегодных статистических сборниках, публикуемых ГИВЦ Министерства культуры РФ "Театры Российской Федерации в цифрах"; "Концертные организации и коллективы, цирки в цифрах"; "Музеи и зоопарки Российской Федерации в цифрах"; "Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах"; "Учреждения культурно-досугового типа Российской Федерации, парки культуры и отдыха в цифрах".

Показатели финансирования культуры и искусства за период с 1991 по 2012 г. рассчитаны на основе данных, публикуемых в Российском статистическом ежегоднике в разделе "Финансы" (государственные финансы//расходы консолидированного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия), а также на основе данных об исполнении консолидированного бюджета РФ, публикуемых на сайте Федерального казначейства. Данные о бюджетном финансировании культуры и искусства в субъектах РФ приведены из раздела "Статистика" (сведения по консолидированному бюджету) на сайте Министерства культуры России.

Театры. Театр без зрителя не существует - это довольно банальная максима. Но, к великому сожалению, следует констатировать, что за последние 30 лет их посещаемость резко снизилась. Общий объем потребления театральных услуг сократился более чем в два раза, с 70 млн посещений в 1985 г. до 33 млн в 2012 г. (см. рис. 1). Неблагоприятна картина и по индикатору посещаемости в расчете на 1000 жителей: его уровень также снизился более чем в два раза: с 487 посещений в 1985 г. до 234 в 2012 г. (см. рис. 2).

Российское театральной искусство подошло к опасной черте, когда риски прохождения точки невозврата существенно выросли. При этом можно выделить две волны падения посещаемости. Первая - 1985-1995 гг., когда в течение только одного де-

80 000 -, 70 000 -60 000 -50 000 -40 000 30 000 20 000 10 000 0

69 658

33 415

1985 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012

Рис. 1. Общее число посещений театров (тыс.).

600500 -400300 -200 -100-

1985 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012

Рис. 2. Количество посещений театра на 1000 жителей (ед.).

100 ООО 80 000 60 000 40 00020 000-

0-

v89 774

20 996 18 765 20 202

700 600 Н 500 400 Н 300 200 Н 100 100

1985 1990 1995 2000 2005 2010 2011

Рис. 3. Общее число концертных посещений (тыс.).

,627

2012

1985 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012

Рис. 4. Количество посещений концертов на 1000 жителей (ед.).

сятилетия посещаемость театров сократилась в 2,3 р

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком