научная статья по теме ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВСТАНЦЕВ В ПОВСТАНЧЕСКОЙ ВОЙНЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВСТАНЦЕВ В ПОВСТАНЧЕСКОЙ ВОЙНЕ»

Пашков Р.В., специалитет Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВСТАНЦЕВ В ПОВСТАНЧЕСКОЙ ВОЙНЕ

1. ТИПЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ.

Необходимо понимать, что типов сопротивления очень немного и они дифференцируются по двум критериям: идеологии и структуре. По идеологии можно назвать коммунистическое, националистическое (сепаратистское) и исламское (исламистское) сопротивление, иногда бывает коммуно-националистическое и национально-исламистское (невозможно коммуно-исламистское) по структуре военно-политическое, военно-государственное и военно-политико-государственное по наличию военных частей, государственности и политической освободительной организации.

Например,

Коммунистическое военно-политико-государственное - Революционные вооруженные силы Колумбии Коммунистической партии Колумбии Социалистической боливарианской республики Колумбия,

Национально-исламистское военно-политико-государственное - Исламские вооруженные силы Бангасаморо Исламского фронта освобождения Моро Исламской республики Бан-гасаморо (Филиппины),

Национально-исламистское военно-государственное - Вооруженные силы Чеченской республики Ичкерия,

Национальное военно-политическое - Народно-освободительная армия Судана Освободительного движения народов Судана,

Исламское военно-политическое - Силы исламского сопротивления ливанской Хезбол-

лах,

Коммуно-националистическое военно-государственное - Тигры освобождения Тамил Илама (Шри-Ланка) государства Тамил Элама,

Национальное военно-государственное - Армия освобождения Косово (Сербия) независимой Республики Косово,

Исламистское военно-государственное - Исламские вооруженные силы Исламского Эмирата Кавказа,

Исламистское военно-политико-государственное - Исламская армия Адена-Абьяна Исламского Эмирата Абьян (Йемен) «Аль-Каиды на Аравийском полуострове»,

Коммунистическое военно-политическое - Новая народная армия Коммунистической партии идей Мао Цзэдуна Филиппин,

Национальное военно-политико-государственное - Силы обороны Пунтленда Республики Пунтленд Демократического фронта спасения Сомали.

Самой разработанной теорией народной повстанческой войны является маоистская, теория второго этапа марксизма-ленинизма. Согласно маоизму противоречия порождают два типа войн: справедливая прогрессивная война и реакционная между империалистами за передел мира. Справедливая прогрессивная война является революционной народной войной и проходит в два этапа: национальная война за освобождение от империализма, в ее результате возникает народно-демократическая республика, и второй этап - социалистическая гражданская война между классами и в ее итоге рождается социалистическое государство. Концепция организации маоистских политических сил предполагает создание Национально-

демократического фронта, ядро которого составляет компартия, фронт образует народное правительство, народно-освободительную армию и советы на местах с партийным ядром.

Классы в маоистской войне:

1. Крестьянство - основная сила поддержки. Армия опирается на поддержку масс,

2. Пролетариат - наиболее передовой и революционный класс, выступающий в союзе с крестьянством,

3. Мелкая городская буржуазия - этот класс можно преобразовать и на него можно опираться. Национальная буржуазия союзник в демократической революции, противник в социалистической. Мелкая буржуазия колеблется, ее надо повести за собой,

4. Империалисты и компрадорская буржуазия - безусловные враги еще в первой демократической революции,

5. Сложен вопрос о средней национальной буржуазии. Она может поддерживать демократическую революцию, но безусловный противник в ходе социалистической,

6. Интеллигенция не есть класс, это наиболее сознательные представители рабочих и мелкой городской буржуазии.

Народно-освободительная армия является вооруженной организацией, выполняющей политические задачи революции (М. Цзэдун). Задачи армии: сражаться, трудиться и пропагандировать. В армии необходим институт комиссаров и политотделов. Направления политического контроля в такой армии: классовая принадлежность, идеологическое состояние и военное управление. Основные требования партийной дисциплины: подчинение члена партии партийной организации, подчинение меньшинства большинству, подчинение низших инстанций высшим, подчинение всей партии ЦК.

Мао Цзэдун разложил успешную партизанскую войну на три этапа. Первый этап - это создание партизанской базы. Или, говоря языком самого Мао, «деревня выступает против города». Первый этап партизанской борьбы предполагает создание партизанской базы или очага (в латиноамериканской практике именуемого «foco») в удаленном труднодоступном неконтролируемом (или плохо контролируемом властями) горном или лесном районе. Партизанский очаг представляет собой микросхему будущей народной власти. Здесь всё подчинено распространению движения вовне. При этом ведется массированная пропаганда в самых доступных формах. Пропаганда говорила: это - не попытка создать идеальный строй, «царство божие на земле». Все административные и социальные изменения, которые производятся в очаге, - это не схема того, что будет после всеобщей победы, всё это делается лишь для того, чтобы наше партизанское движение сейчас выжило и победило. А после победы все будет организовано совсем по-другому. Гораздо лучше.

Второй этап партизанской войны Мао назвал так: «деревня окружает город». На этой стадии партизанские действия выходят за границы партизанской базы и создаются партизанские районы. Не следует думать, что партизанские районы - это районы, полностью контролируемые партизанами, районы, где установлена новая народная власть. Это всего лишь районы, где партизаны проводят свои боевые операции. Они эту территорию еще не захватили, они продолжают действовать партизанскими методами, но на территории этих районов они постоянно проводят свои походы, рейды и вылазки. Задача второго этапа: измотать силы противника, создать атмосферу неуверенности и неустойчивости.

Третий этап партизанской войны Мао Цзэдун назвал «деревня захватывает город». К тому моменту, когда официальные власти начинают выдыхаться в бесконечной борьбе с герильей, они пытаются сосредоточить все свои силы в крупных городах, в стратегических центрах, на важнейших военных базах. Противник полностью утрачивает стратегическую инициативу.

По своей общей политической направленности кастроизм как продукт идеологии латиноамериканской интеллигенции характеризуется прежде всего тем, что можно определить как

«волюнтаризм» или «субъективизм». Воля отдельных решительных революционеров или их небольших групп важнее реального положения вещей; действия революционного субъекта имеют большее значение, чем объективная ситуация; революционная активность важнее, чем самая законченная теория.

Что касается так называемых метаполитических представлений, то в них обнаруживаются три элемента: во-первых, антиимпериалистический национализм, который во многом тяготеет не к Марксу, а к апостолу кубинской свободы - Хосе Марти; во-вторых, столь типичный для Латинской Америки «каудилизм», понятие, которое лишь очень приближённо может быть передано как «принцип вождизма». К числу факторов, именуемых «метаполитическими», относится, наконец, идеология, которую можно определить как тоталитарный или как героический гуманизм. Из демократического гуманизма тех дней, ориентировавшегося на удовлетворение запросов человека, каким он был, с течением времени родился совершенно другой гуманизм - гуманизм, нацеленный на то, чтобы коренным образом изменить - в том числе и с помощью принуждения - человеческую природу, подавить любые проявления индивидуализма, любое стремление к материальным благам и создать нового - коллективного и героического - человека тоталитарной демократии. Такое перевоспитание человека является задачей и обязанностью авангарда, и оно может быть осуществлено только с помощью постоянного давления на массы.

Теперь перейдем к стратегии и тактике кастроизма, которые были названы герилеризмом. Он возник только в годы после победы кубинской революции, и его можно свести к трём тезисам, из которых два первых содержатся уже в опубликованной в 1960 г. небольшой брошюре Гевары: «Не всегда нужно ждать, пока созреют все условия для революции: повстанческий центр может сам их создать». При этом следует заметить, что под «повстанческим центром» Гевара понимает небольшую партизанскую группу. Второй тезис формулируется следующим образом: «В слаборазвитых странах Американского континента вооружённую борьбу нужно вести главным образом в сельской местности». Здесь деревня со всей очевидностью противопоставляется городу. Эти два тезиса дополняются третьим со следующей формулировкой: «Борющаяся в горах и джунглях партизанская группа, а не сидящая в городе партия образует военно-политический авангард потенциально социалистической, антиимпериалистической и антиолигархической революции».

Было бы неправильно предполагать, что деревню кастроисты рассматривают как решающий театр военных действий, прежде всего, потому, что сами себя считают аграрными революционерами. Есть три причины, по которым кастроисты считают деревню - в противовес городу - решающим фактором. На первом месте стоят геополитические и географические соображения. Геополитически тезис обосновывается тем, что власть противника концентрируется именно в городах, в то время как расположенная вдали от городских центров, большей частью недостаточно освоенная и зачастую трудно доступная сельская местность лишь в недостаточней степени может контролироваться полицией и армией. На втором месте находятся, так сказать, «педагогические» причины. Только в суровых условиях длительной борьбы в джунглях и горах, где начисто отсутствует всякий городской комфорт, сможет сформироваться характер революционера. На третьем месте всякий раз фигурирует в качестве причины то обстоятельство, что в большинстве стран Латинской Америки сельское население в количественном отношении преобладает и в то же время именно оно прозябает в самой большой нищете, оставаясь поэтому также в особой степени потенциально

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком