научная статья по теме ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАРТИЙНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЫ В КНР История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАРТИЙНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЫ В КНР»

Религия

Органы государственно-партийного регулирования религиозной сферы в КНР

© 2015 Л. Афонина, Д. Петровский

Исследования религиозной сферы в Китае должны проводиться с пониманием особенностей политической структуры страны. Сложность решения многих задач этой сферы усугубляется разветвленной и запутанной системой государственных и партийных органов, задействованных в ее регулировании. Непосредственное управление и контроль религиозной деятельности в Китае осуществляется сразу на трех уровнях - государственной властью, партийными структурами, а также религиозными объединениями.

Ключевые слова: Китай, религиозные объединения, Государственное управление по делам религий, Отдел единого фронта.

Политическая система Китайской Народной Республики характеризуется доминирующей ролью Коммунистической партии Китая (КПК), которая определяет все векторы политического развития страны. Помимо партийного строительства, КПК контролирует все государственные институты на национальном и местном уровнях через сеть партийных организаций и десятки миллионов членов партии. Это авторитарная система с властью, консолидированной в руках главы государства — Председателя КНР, который одновременно является Генеральным секретарем ЦК КПК.

Основные направления религиозной политики Китая также определяются КПК, руководящая роль которой закреплена в Конституции страны.

Подобно всем коммунистическим партиям КПК проповедует атеистические взгляды, рассматривая религию как ненаучное явление, как инструмент, использующийся для подчинения масс. Тем не менее, существование религии в коммунистическом Китае допускалось с момента образования КНР в отличие, например, от Албании периода правления Энвера Ходжи, где религия была запрещена, а страна в 1967 г была объявлена первым атеистическим государством1.

Вскоре после прихода к власти КПК провозгласила свободу вероисповедания основой своей политики по отношению к религии, что нашло правовое отражение в Общей программе Народного политического консультативного совета Китая (1949), в Конститу-

Афонина Любовь Александровна, младший научный сотрудник ИДВ РАН. Тел.: 8 (903) 253-24-44. E-mail: liubov.afonina@gmail.com.

Петровский Дмитрий Иванович, сотрудник азиатского направления отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Тел.: 8 (903) 747-93-67. E-mail: shalong@mail.ru.

циях КНР 1954, 1975, 1978 гг., а также в ныне действующей Конституции КНР 1982 г. Политика «свободы вероисповедания» в КНР используется государством в качестве инструмента религиозного контроля, механизмы которого зависят от изменений политической конъюнктуры2.

Идейной основой допустимости существования религии в государстве с атеистической властью стала «теория единого фронта» Мао Цзэдуна, допускавшая возможность для коммунистов формировать коалиции с антикоммунистическими группами при наличии общей угрозы.

Понятие «единого фронта» оформилось в Китае при объединении военных сил КПК с Гоминьданом для борьбы с милитаристами. Впоследствии концепция «единого фронта» использовалась в борьбе с японскими захватчиками во время японо-китайской войны (1937-1945 гг.). Главной идеей единого фронта было «временное объединение с меньшим врагом для поражения более крупного врага»3.

Для КПК временное дарование религиозной свободы — способ контроля религиозной деятельности в переходный период, когда правительству требуется поддержка нацменьшинств и верующих в борьбе за построение социалистического Китая4.

После «культурной революции» Дэн Сяопин вновь задействовал концепцию «единого фронта» с целью использования религиозного фактора для успешной реализации провозглашенных им реформ. Был сформулирован лозунг — «поиск единства при сохранении различий»5. Китайские партийные идеологи того времени считали, что провозглашенная в Китае политика свободы вероисповедания поможет развить социалистическое общество, в рамках которого, в свою очередь, произойдет разрушение религиозного мировоззрения у его граждан6.

При создании органов регулирования религиозной сферы в КНР учитывался опыт СССР, где для этого была создана определенная партийно-государственная система. Вопросы религиозной политики в СССР формулировались в Идеологическом отделе ЦК КПСС при активном участии спецслужб, в первую очередь — пятого управления КГБ. Свое практическое осуществление они получали через действовавший при Совете Министров СССР Совет по делам религий, представленный через своих уполномоченных во всех территориальных исполнительных органах СССР7.

Регулирование религиозной сферы в КНР также можно охарактеризовать как партийно-государственное. Партия задает идеологическое направление, а правительство занимается административной реализацией заданного курса. Однако в Китае для осуществления религиозной политики государство активно задействует специально сформированные после образования КНР патриотические религиозные объединения.

Государственная политика КНР в религиозной области формулируется и обретает легитимность в рамках деятельности Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — высшего законодательного органа страны. На практике ВСНП обычно утверждает решения, уже принятые высшим руководством КПК — Постоянным комитетом Политбюро ЦК КПК, которому принадлежит реальная власть в стране.

Государственные и партийные органы, имеющие отношение к вопросам религии и религиозной политики, организационно всегда были связаны с Народным политическим консультативным советом Китая (НПКСК) — организацией Патриотического единого фронта китайского народа, в который входят как представители КПК, так и лица, представляющие отличные от КПК политические и общественные организации. НПКСК призван обеспечить диалог между КПК и другими частями общества. НПКСК, куда входят также представители религиозной сферы, являясь совещательным органом при правительстве КНР, имеет возможность влиять на развитие теоретического направления религиозной политики.

Непосредственное управление и контроль религиозной деятельности в Китае осуществляется сразу на трех уровнях — государственной властью, партийными структурами, а также религиозными объединениями.

Государственные органы, ответственные за осуществление религиозной политики КНР

На государственном уровне контроль и практическое регулирование религиозной сферы осуществляются посредством системы управлений по делам религий, организованных в соответствии с территориально-административным делением страны.

На вершине системы управлений по делам религий находится Государственное управление КНР по делам религий (ГУДР) — орган прямого подчинения Государственному совету — высшему исполнительному органу государственной власти КНР8. ГУДР обладает официальным мандатом представлять китайское правительство в практической реализации религиозной политики. Будучи ветвью государственной структуры, оно исполняет функцию связующего звена между государством и национальными религиозными объединениями.

История ГУДР берет начало в августе 1950 г, когда при Комитете образования и культуры правительства КНР была организована группа по изучению религиозных вопросов, в январе 1951 г преобразованная в Отдел религий. После образования Госсовета КНР в ноябре 1954 г. возникло Управление по делам религий при Госсовете, состав работников которого был сформирован из числа прежних сотрудников Отдела религий.

В период «культурной революции» Управление по делам религий упразднено не было, однако его деятельность была приостановлена. Официальное упразднение Управления по решению Госсовета приходится на май 1975 г Официально Управление возобновило свою работу по решению Госсовета лишь в апреле 1979 г А с марта 1998 г Управление по делам религий при Госсовете КНР стало именоваться Государственным управ-

„9

лением по делам религий .

ГУДР структурно подразделяется на восемь отделов10:

1. Канцелярия (департамент по общим вопросам) содействует руководству ГУДР в осуществлении текущей работы; осуществляет контроль за реализацией важнейших задач; несет ответственность за корреспонденцию, организацию встреч и заседаний, документооборот; отвечает за работу с информацией, контроль финансов подведомственных организаций, образовательную подготовку кадров, координацию работы с другими партийными органами;

2. Отдел политики и законодательной деятельности осуществляет подготовку проектов законов и нормативно-правовых актов в религиозной сфере; проводит работу по изучению комплексных вопросов религиозного характера для разработки теоретического базиса религиозной работы; распространяет знания о содержании действующих нормативно-правовых актов религиозной сферы;

3. 1-й департамент занимается проблемами буддизма и даосизма;

4. 2-й департамент контролирует вопросы католицизма и протестантизма;

5. 3-й департамент решает задачи по управлению делами ислама;

6. 4-й департамент связан с проблемами других религий (в т.ч. православия), а также занимается предупреждением и воспрепятствованием деятельности организаций сектантского толка;

7. Отдел внешних связей занимается внешними контактами, направляет и координирует работу по связям религиозных объединений с внешним миром, а также с Гонконгом, Макао и Тайванем;

8. Отдел кадров непосредственно отвечает за работу с персоналом ГУДР и организаций прямого подчинения, организует обучение персонала.

В структуре ГУДР имеется также партийный комитет.

В прямом подчинении у ГУДР находятся следующие организации:

- Китайский центр исследования религий отвечает за изучение религиозной ситуации в Китае и за пределами страны, изучение теорий управления религиями, издание журнала «Религии и мир», играет роль консультативного органа;

- Сервисный центр ГУДР осуществляет материально-техническое обеспечение его деятельности, управление недвижимостью ГУДР и организаций прямого подчинения, ведает вопросами протокола и безопасности;

- Образовательный центр ГУДР готовит программы обучения для работников управления на всех уровнях, а также для религиозных служителей;

- Издательство по делам религий и культуры публикует литературу, а также аудио- и виде

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком