научная статья по теме ОРНАМЕНТ ХАНТОВ: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОРНАМЕНТ ХАНТОВ: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

© ЭО, 2004 г., < 2

Орнамент хантов: новые исследования

В этнографии и смежных с ней научных дисциплинах интерес к традиционному орнаменту в немалой степени связан с тем, что это самый древний и наиболее распространенный из всех видов изобразительного искусства. Отсюда и специфика, и особая сложность проблем, встающих перед его исследователями. Современному уровню разработки этих проблем отвечают, в частности, новые исследования этнографами орнамента хантов1.

Почти трехвековая история изучения орнаментального творчества обских угров (с 1720-х годов, когда Д.Г. Мессершмидт зарисовал и описал декор ровдужной обуви - чирка у александровских хантов) связана с накоплением богатейшего фактического материала, с классификацией его по категориям предметов c разнообразным декором (начиная с украшенных узорами бытовых изделий), художественных форм, технологических приемов орнаментации, характера ее мотивов и композиционных построений и, наконец, ее смыслового содержания. Примечательно, что публикуя в 1963 г. обобщающий труд об орнаменте народов Сибири, С.В. Иванов посвятил первый его раздел обским уграм2, подчеркивая художественные достоинства, многообразие форм, четкость и строгость построения обско-угорских орнаментальных композиций.

В этом их обзоре и анализе обширной выборки из музейных коллекций количественно преобладающими, по своему происхождению, были произведения орнаментального творчества хантов; именно по этому массиву данных на базе сравнительно-исторического метода были разработаны и представлены тогда первые четкие научные критерии его исследования. Авторы рецензируемых изданий применяют эти критерии значительно шире и разнообразнее, не останавливаясь лишь на эволюционном, номинативном и сравнительно-историческом методах исследования, соответственно развитию полевых исследований, новым подходам в методологии и интерпретациям полученных материалов.

Об особенностях этого развития можно судить прежде всего по статьям Т.А. Молдановой, H.H. Федоровой и других авторов в сборнике "Орнамент народов Западной Сибири" (1992) и монографии О.М. Рындиной "Орнамент" (1995). Сборник представляет собой подготовительный этап многотомного коллективного труда "Очерки культурогенеза народов Западной Сибири", третий том которого (монография О.М. Рындиной) целиком посвящен собственно орнаменту, причем первый (кстати самый обширный) раздел отводится рассмотрению этой сферы искусства хантов. С этой книги и начнем обзор.

В монографии О.М. Рындиной четыре части, посвященные орнаменту всех групп обских угров, само-дийцев (селькупов, ненцев), нарымских эвенков и русских. Каждая часть состоит из нескольких разделов: орнаментированные предметы (одежда, утварь и пр.), узоры (описание и сравнительный анализ), генезис орнамента. В предисловии к данному тому Н.В. Лукина и О.М. Рындина выделяют среди методических новаций следующую. Как известно, С.В. Иванов в качестве основной единицы при анализе орнамента использовал его мотив, а орнаментальную композицию в категориях симметрии сводил к сорасположению мотивов (бордюр, сетка, розетка); практически вне анализа оставались другие важные параметры (например, характерные симметрические закономерности расположения элементов в компоновке самих мотивов), и эта лакуна заполняется в современных исследованиях. Существенно отметить солидную источниковедческую базу рецензируемого тома: представлены результаты анализа свыше 20 тыс. орнаментальных мотивов, созданных обскими уграми, при количественном преобладании хантыйских образцов (вся необходимая информация об орнаменте для тома в целом заносилась на перфокарты, использовалась с применением компьютерного анализа и с учетом законов геометрических преобразований).

Соответственно в новом свете теперь представляются и трактуются исследователями, по современным данным, также и другие системообразующие понятия, введенные С.В. Ивановым в изучение традиционной сибирской орнаментики: "типы орнамента", "орнаментальные комплексы". Его концепция в свое время давала широкую панораму орнаментального наследия аборигенов Сибири по исторически сложившимся типам орнамента (зачастую абстрагируясь от их взаимосвязей в культуре конкретного этноса или родственных этносов) и в основном характеризовала специфические черты в искусстве крупных регионов; еще более обобщенные "орнаментальные комплексы" соответствовали длительным периодам эволюции орнамента.

При заполнении лакун, оставшихся в сибирском орнаментоведении, разработанные С.В. Ивановым категории анализа "выполняли функцию своего рода логарифмических таблиц: по ним вычислялись исторические напластования в традиционном искусстве этносов или этнических групп" (здесь и далее ссылки на кн. Рындиной. С. 7). Вместе с тем для всего спектра современных изысканий авторская позиция утверждается словами О.М. Рындиной, завершающими Введение: "Исследование орнамента под определенным углом зрения и отработка методики этого исследования - две стороны одной медали" (с. 18).

Следующий затем обширный (около 230 с.) раздел посвящен детальному рассмотрению современных данных об орнаментальном искусстве южных, восточных и северных хантов. Читатель получает исчерпывающее представление об орнаментированных предметах, бытующих в каждой из этих групп - как в отдельности, так и в сравнительном анализе, затем о специфике украшающих эти предметы узоров: прямолинейных бордюров (с непрерывными и с прерывистыми мотивами), криволинейных бордюров, розеток, сеток и свободных композиций - и по отдельности, и в сравнительном анализе, который сопровождается черно-белыми иллюстрациями, частично в тексте, а в основном - в завершающем книгу приложении.

Сами по себе интересные особенности орнаментального творчества хантов обретают в рецензируемом труде еще более глубокие и тонкие смысловые уровни в дальнейшем изложении, где мансийские орнаментированные предметы и узоры рассмотрены в том же порядке, что и хантыйские. Подробнейший сравнительный анализ позволяет установить четыре этапа в процессах эволюции обско-угорских орнаментальных традиций. Начало орнаментального творчества здесь питает, по мнению автора, гармонизация утилитарных сторон предмета, проявившихся при его изготовлении: например, в чередовании разно-окрашенных кусочков меха и ритмичности стежков шва (с. 366-367). Очевидно, самозарождение узоров на меху и бересте тесно связано с процессами создания необходимейших для северян вещей: изготовлением одежды из сборного меха, креплением деталей берестяной утвари. Отсюда шахматное чередование кусочков меха в виде темных, светлых, разноцветных прямоугольников и квадратиков, а также узор из ритмично идущих линий, повторяющий размеренное нанесение стежков лыка или корня на обручи, оформляющие берестяную утварь.

Такой представляется наиболее достоверная реконструкция первого, самого раннего этапа эволюции геометрических узоров у хантов и манси. С большей осторожностью с этим этапом ассоциируется древнейший образный компонент обско-угорского декора - стилизованное контурное изображение медведя: квадратная голова, 6-угольное туловище и ноги в виде дуг-отростков. Простейшие фигуры подобного рода украшают костяные пластинки, защищающие руку стрелка из лука, - что, в частности, позволяет искать истоки таких мотивов в технике обработки кости.

В целом очерченный таким образом архаичный пласт орнаментики наиболее полно выявляется у северных групп обских угров, он связан истоками с северной тайгой, богатой березой и мелким пушным зверем. Это подтверждается и рядом убедительных аналогий в орнаментальном творчестве северных хантов, северных самодийцев и нганасан. Забегая вперед, отметим: эволюция самодийского орнамента подробно рассмотрена в следующих разделах монографии на селькупских и ненецких материалах.

В итоге, по мнению О.М. Рындиной, именно "обско-угорская орнаментика является прямой наследницей древнейших региональных традиций и одновременно вершиной их развития... Ведущую роль в нем сыграла культура хантов, а мансийская в значительной степени впитала в себя южные иранские черты" (с. 545). Вместе с тем "формирование этноса предполагает в качестве важной составной обретение художественного своеобразия, декоративного или орнаментального. В этой прочной взаимообусловленности этнического и орнаментального генезиса сокрыта причина этнопоказательной специфики традиционного орнамента" (с. 546). Судя по результатам проведенного анализа эволюции орнамента в контексте этнической истории Западной Сибири, "у обских угров произошло становление искусства формы, у самодийцев - искусства цвета, у эвенков - искусства композиции" (с. 547). (В 3-й части тома, посвященной нарымским эвенкам на крайнем западе всего обширного пространства расселения этого этноса, выявляется комплекс наиболее архаичных элементов типично эвенкийской орнаментики. Коренятся ли причины их консервации в слабом взаимодействии эвенкийской традиции с местными орнаментальными культурами селькупов и хантов? Вопрос для будущих исследований. И они неизбежно выводят данную проблематику на общесибирский уровень.)

Возвращаясь к генезису орнамента хантов в трактовке О.М. Рындиной, обратим внимание на специфику второго этапа его эволюции (с. 372-388) - этапа кардинальных качественных новаций при сохранении преемственности основных форм, выработанных на первом этапе (с. 568-569, рис. 7—2, 6, 19): эти формы разнообразно сопрягаются с графически иной (по сложному, но точному авторскому определению, - "зигзагово-треугольной бордюрной") структурой узоров. Под ее влиянием ступенчатость орнаментальной линии сменяется зигзаговым ритмом: типичный квадратный элемент древних узоров поворачивается вокруг своего центра так, что его основанием становится угол (и теперь он воспринимается уже как ромб), зигзагообразный контур приобретают Г- и Т-образные фигуры, причем технически эти новшества отрабатываются не на мехе, а на ровдуге и рыбьей коже) (с. 568, рис. 7-16, с. 576, рис. 7-116, с. 577, рис. 7-123, с. 581, рис. 8-18, с. 592, рис. 13-7). В ходе этих преобразований создаются базовые каноны самобытной мозаичной орнам

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком