научная статья по теме ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ»

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

Е.В. МАРИНОВА

Нижний Новгород

Основы изучения звуковой выразительности художественной речи

В статье излагаются теоретические основы анализа звуковой выразительности и изобразительности художественного текста, подробно анализируются приемы звуковой выразительности речи.

Ключевые слова: речь; художественный текст; выразительность речи; изобразительность речи; звуковая выразительность; звуковые повторы; благозвучие.

Речь как форма текста. Текст (словесное произведение) представляет собой единство плана выражения и плана содержания. Планом выражения является материальная сторона текста - речь. Речь представляет собой «линейно размещенный набор языковых единиц. В таком наборе языковые единицы получают дополнительные признаки, которых не имеют в языке: выбор, повторение, размещение, комбинирование и трансформирование» [Березин, Головин 1979: 21]. От этих «дополнительных» признаков зависит структура речи, ее коммуникативные качества.

План содержания - это идеальная сторона текста, смысл, т.е. та информация, которая «поступает» в сознание читателя или слушателя при восприятии текста. Смысл формируется прежде всего конкретной семантикой языковых единиц, образующих речь. Однако даже в самых незамысловатых, «прозрачных» текстах разговорного стиля смысл не равен семантике речи, так как она всегда «дополняется» контекстом ситуации.

Смысл художественного произведения, или его содержание, является сложным идеальным образованием. Словесное

Маринова Елена Вячеславовна, доктор филол. наук, профессор Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского.

E-mail: marinova@list.ru

произведение как факт искусства включается в самые разнообразные контексты: контекст творчества писателя, культурный контекст эпохи и т.д. Связи текста с другими текстами, с личными переживаниями читателя или слушателя составляют богатство, многокомпонентность художественного смысла. Этими свойствами обусловливается множественность прочтения и возможность многочисленных интерпретаций художественного произведения. Его единственной устойчивой данностью, при всей сложности и бесконечной изменчивости смысла, является р е -чевая организация как внешняя сторона, форма текста.

В художественном тексте особенности речевой структуры, «подчиняющейся» авторскому замыслу и реализующей его, содержательны, значимы, самоценны @в обыденном общении они, как правило, не осознаются говорящим и слушающим из-за автоматизма говорения). Речевая организация художественного текста служит средством эстетического воздействия, источником эстетического переживания, являющегося важнейшим компонентом художественного смысла.

Качества художественной речи. Научной и методологической базой для лингвистического анализа художественного текста можно избрать положения о коммуникативных качествах речи, сфор-

S0

мулированные Б.Н. Головиным. Коммуникативные качества речи - это

объективные свойства, признаки речи, обеспечивающие ей коммуникативное совершенство [Головин 1988].

Для художественной речи наиболее значимыми являются такие качества, как выразительность и изобразительность (образность). Б.Н. Головин предлагает строго различать два этих свойства, понимая под выразительностью качество речи, характеризующее такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание, интерес у читателя или слушателя; а под изобразительностью - свойство речи, благодаря которому в сознании читателя или слушателя рождается конкретный образ, представление, «картинка». В свою очередь, выразительность и изобразительность обеспечивают речи действенность. В художественном стиле это качество имеет свои особенности, обусловленные тем, что реакция читателя или слушателя при восприятии речи художественной иная, чем при восприятии речи не художественной, - это реакция эстетическая (или антиэстетическая в том случае, если речь вызывает ощущение не прекрасного, а безобразного, например, нарочито неблагозвучная речь).

Все другие коммуникативные качества речи (правильность, богатство, точность, логичность) в художественном тексте подчинены уместности речи. Так, например, речевая организация строки Бренчат кавалергарда шпоры (Пушкин) обладает ощутимой образной конкретностью, а значит, речь здесь изобразительна и действенна, несмотря на то, что в ней допущена неточность: кавалергарды танцевали на балу не в сапогах со шпорами, а «в башмаках» (так пишет сам автор в рукописном примечании к роману «Евгений Онегин», объясняя при этом, почему неточность осталась неисправленной: «в шпорах есть нечто поэтическое»). Действительно, слово шпоры в данном контексте поддерживает звуковой повтор дрожащего [р] (бренчат кавалергарда...). Звукоподражательное неблагозвучие стиха (наличие шипящих),

его напряженность (аллитерация р) заметно контрастируют с последующим стихом, в котором преобладают гласные и соноры с их «гибкой», как заметил В. Набоков, аллитерацией: ...Летают ножки милых дам, / По их пленительным следам/ Летают пламенные взоры... Эвфоническая конструкция пушкинской фразы в составе строфы приобретает самоценность, а неточность речи (возможно, намеренная) является художественно оправданной, уместной.

Эстетическое восприятие художественной речи во многом зависит от выразительности ее звуковой организации, или фоники. Качество звучания является одним из слагаемых художественного смысла текста. Именно поэтому выбор слова в поэтической речи нередко мотивируется не столько его содержательной стороной, сколько особенностями звукового облика.

Выразительные возможности фоники. Важным эстетическим признаком фоники является благозвучие - свойство речи быть удобопроизносимой и приятной на слух.

Преобладание гласных и соноров по сравнению с шумными согласными, наличие немногосложных (состоящих из 23 слогов) слов, равномерность чередования ударных и безударных слогов придают речи особую музыкальность. В этом секрет, например, звуковой выразительности стихотворения из триптиха А. Ахматовой «В Царском Селе» (1911):

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни... Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.

Выразительным может быть и намеренное неблагозвучие речи - заметное скопление шипящих (например, в целях звукоподражания, как в ахматовском стихе: еле слышный шелест шагов) или труднопроизносимые стечения согласных на фоне благозвучной речи. Пример такой звуковой организации - речевая

Sl

ткань стихотворения М. Цветаевой «В черном небе - слова начертаны.» (1918):

В черном небе - слова начертаны -И ослепли глаза прекрасные. И не страшно нам ложе смертное, И не сладко нам ложе страстное.

В поте - пишущий, в поте - пашущий! Нам знакомо иное рвение: Легкий огнь, над кудрями пляшущий, -Дуновение - вдохновения!

Наиболее заметны в звуковом строе речи звуковые повторы (под звуковыми повторами понимается ощутимо повышенная, упорядоченная, в отличие от «практического» языка, концентрация одинаковых или похожих звуков [Гаспа-ров 1989]). В приведенном стихотворении М. Цветаевой повторы являются основным средством звуковой выразительности. Так, звучание первого стиха (В черном небе - слова начертаны) «держится» на причудливом анаграмматическом повторе согласных. Стихи, составляющие синтаксический параллелизм (И не страшно нам ложе смертное, И не сладко нам ложе страстное), предельно сближаются благодаря заметным перекличкам согласных.

Заключительный стих образуют слова с внутренней рифмой (Дуновение - вдохновения). Все эти эвфонические сближения,

подкрепленные грамматическими связями слов, создают тесную словесную вязь.

Типы звуковых повторов. Степень выразительности звуковых повторов во многом зависит от их типа.

Самым простым, естественным, является звуковой повтор как следствие лексического повтора. Например, при эпаналепсисе, или удвоении, звуковой комплекс повторяется дважды подряд:

Пора, пора, рога трубят! (Пушкин); За все, за все тебя благодарю я.

(Лермонтов); Забудь, забудь о страшном мире.

(Б л о к);

Мело, мело по всей земле. (Пастернак).

Частным случаем словесного повтора является полиптотон (повтор одного и того же слова в разных грамматических формах):

Я оболью суровым хладом душу, / Но дам душе покой. (Боратынский); Не вечный для времен, я вечен для себя. (Он же); Лишь бархат алый алой ризой, / Лишь свет зари - покрыл меня. (Б л о к).

Особенно выделяются в речи упорядоченные лексические повторы, при которых повторяющиеся звуковые комплексы занимают одинаковое место в смежных, соотносительных отрезках:

Анафора (единоначатие) Повтор слова в начале предложений, стихов, полустиший и т.п. Где найду исход желанный? / Где воскресну я душой? (Жуковский)

Эпифора (единоокончание) Повтор слова в конце предложений, стихов, полустиший и т.п. Уюта - нет. Покоя - нет. (Б л о к)

Подхват (стык, анадиплосис) Повтор последнего слова предложения (стиха, полустишия и т.п.) в начале следующего На вопрос жестокий нет ответа, / Нет ответа - тишина. (Б л о к)

Симплока Сочетание анафоры и эпифоры Я ушел в никуда. Я сбежал в никуда

Кольцо (просаподосис) Повтор слова (группы слов) в начале и конце одного и того же предложения, стиха и т.п. Мутно небо, ночь мутна. (Пушкин)

К следующему типу звуковой инструментовки относится звуковой повтор как следствие корневого или (и) аффиксального повтора:

Так, в ткань врабатываясь, ткач / Ткёт свой последний пропад. (Цветаева); Рас-

цветайте, расцветающие, / Увядайте, увядающие. (Сологуб).

Нарочитые сближения однокоренных слов придают художественному тексту особую выразительность. Повтор слов с тождественным корнем в составе синтаг-

S2

мы (словосочетания) образует так называемую этимологическую фигуру, выполняющую в поэзии функцию усиления:

Я огражу тебя оградой - / Кольцом из рук, кольцом стальным. (Б л о к).

В антиметаболе (антитезе, построенной на использовании одинаковых или однокоренных слов) звучанием одинаковых корней усиливается оппозиция:

Им дали чувственность, а чувство дали нам. (Боратынский); Душа любви желает, / Но я любить не буду вновь. (Он же)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком