научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ»

Современные гуманитарные исследования, № 2, ------------------2Q(J6_------------------

Хуа Ли, аспирант Государственного института русского языка им. A.C. Пушкина

ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Термин эстетика (греч.) означает «чувствующий, чувственный», т.е. отсылает к органам чувств [Арутюнова 2004, с. 6]. Предпосылкой для любого вида оценки является чувственное восприятие.

Специфика эстетической оценки, по мнению исследователей, заключается в привилегированности зрительного и слухового анализаторов.

Как отмечает Н.Д. Арутюнова, «объект может быть красивым на вид или на слух, но не на ощупь, на нюх или на вкус, даже утонченный». «Лишь зрение и слух способны сублимировать восприятие объекта, именно они очерчивают сферу изящных искусств, порождающих эстетическое переживание. Обоняние, осязание и вкус характеризуют воспринимаемые объекты как приятные или неприятные, но не как красивые или некрасивые». [Арутюнова 2004, с. 6-7]. Не вызывает эстетического чувства созерцание объектов, скрытых от зрительного восприятия человека. Так, внутренние органы живых существ и, соответственно, «внутренние органы» артефактов - детали машины, механизмов и технических приспособлений не провоцируют эстетической реакции, а подлежат утилитарной оценке. Когда оценочные предикаты прекрасный, красивый употребляются для оценки незримого мира - духа и души человека, господствует этическая оценка. Ведь эстетическое чувство возникает при созерцании самой формы предмета [Арутюнова 2004, с. 9].

Не случайно в словарях определения значений слов красивый, некрасивый связываются прежде всего с такими понятиями как внешний вид, очертания, звуки. «Красивое» определяется как имеющее правильность очертаний, гармонию линий и т.п. Соответственно для «некрасивого» характерно отсутствие подобных качеств, дисгармония, неправильность [Сизова 1985, с. 8]. Под эстетической ценностью поэтому понимается «самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность» [Лосев, Шестаков 1965, с. 570].

Эти особенности чувственного восприятия касаются эстетической оценки реального мира в обыденном сознании. В диапазон эстетической оценки включаются и другие сферы, и каждая сфера отличается своими свойствами восприятия, например, в восприятии произведений искусства, в частности поэзии и художественной литературы, участвует еще и «шестое чувство» [Арутюнова 2004, с. 7].

Ведь «зрительное восприятие является основным способом освоения окружающей действительности, именно оценки «первовидения» наиболее значимы в процессе установления контактов между людьми. Сознательно или подсознательно мы определяем ценность человека по его внешнему виду, а лишь позднее обращаем внимание на его личностные, моральные, психологические и интеллектуальные качества» [Мещерякова 2003, с. 31], ср.: Встречают по одежке, а провожают по уму.

Таким образом, объекты эстетического оценочного отношения могут принадлежать к трем тематическим рядам. Наиболее многочисленны эстетические оценки, связанные с Миром человека (точнее, внешностью человека). Эстетической оценке могут подвергаться также предметы быта, домашнего обихода, одежда человека, различные учреждения, то есть все, что составляет ряд Артефакты. Третий тематический ряд объектов, определяемых предикатами эстетической оценки, составляют номинации явлений природы, живой и неживой, то есть Внешнего мира. В данном случае эстетические оценки выражают восхищение \ невосхищение человека красотой природы, отдельных ландшафтов, водоемов, животным миром.

Свойство «быть красивым \ некрасивым» приписывается прежде всего зримым объектам окружающего мира. Но как отмечает Н.Д. Арутюнова, мы часто оцениваем не индивиды, а

Современные гуманитарные исследования, № 2, ------------------2Q(J6_------------------

целиком взятые классы [Арутюнова 2004, с. 12]. И далеко не все естественные объекты могут получать положительную эстетическую оценку. Аристотель в своем определении прекрасного выделяет следующие две основополагающие черты: 1) ни чрезмерно малое существо не может стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в незаметное время, сливается; 2) ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не сразу, а единство и целостность его при этом теряется [Аристотель 1976]. И в жизни нам не приходится слышать о красоте ряда насекомых (паука, клопа, комара и пр.), но бабочки бывают прекрасны. Не говорим о красоте ползучих гадов (змей, червяков и др.), но как только змея принимает на себя роль соблазнителя, она хорошеет [Арутюнова 2004, с. 12].

Эта ситуация еще усложняется с учетом разных национальных культур. Ведь каждая эстетическая оценка и национально детерминирована. Объекты вне национально-культурного опыта мало способствуют эстетическому переживанию (например, китайская каллиграфия редко восхищает своей красотой представителей другой культуры), или такая эстетическая оценка неустойчива из-за отсутствия общепринятых норм оценки в данном языковом сообществе, как заметила Н.Д. Арутюнова, экзотические для определенной культуры объекты могут быть и прекрасны, и безобразны [Арутюнова 2004, с. 12].

Эстетическая оценка характеризуется неутилитарностью, ведь эстетическая потребность происходит после удовлетворения утилитарной потребности. В поле эстетической оценки входят только те объекты, которые доступны чувственному восприятию на слух и зрительно. Но не все объекты данного типа подвергаются эстетической оценке, ведь любая оценка на-ционально-культурно детерминирована.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. т. 1.

2. Арутюнова Н.Д. Истина. Добро. Красота: взаимодействие концептов // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного / Отв. Ред. Н.Д. Арутюнова. -М.: Индрик, 2004, с. 5-29.

3. Лосев А. Ф., Шестаков В.Р., История эстетических категорий 1965, М., - 374.

4. Мещерякова Ю. В. Эстетические ценности в языковой картине мира \\ Проблемы лин-гвокультурологии и теории дискурса. Под ред. В.И. Карасика, H.A. Красавского, - Волгоград, 2003.

5. Сизова A.M. Семантическое поле прилагательных отрицательной семантической оценки: Автореф, дис....канд. филол. Наук. М., 1985.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком