научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПИТЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПИТЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ»

Административное право

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПИТЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ

ДЕРЮГА Артем Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент Дальневосточного юридического института МВД России;

МОТРОВИЧ Иван Дмитриевич,

адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России. E-mail: derjuga@mail.ru

Краткая аннотация: успешное противодействие административным правонарушениям, связанным с употреблением спиртосодержащей и алкогольной продукции и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, невозможно без учета традиций и обычаев употребления алкогольных напитков. В статье авторами проводится исследование исторических особенностей их формирования в России.

Successful counteraction to the administrative offences, connected with the use of alcohol-containing and alcoholic production and occurrence in an alcohol intoxication in public places, is impossible without traditions and customs of the use of alcoholic drinks. In article authors conduct research of historical features of their formation in Russia.

Ключевые слова: самогоноварение; питейные традиции; водка; алкогольные напитки; акцизная система; государственная алкогольная монополия.

Moonshining; drinkable traditions; vodka; alcoholic drinks; excise system; the state alcoholic monopoly.

Под влиянием природно-климатических условий, особенностей национальной культуры, религии, а также государственной политики в области изготовления и продажи алкогольных напитков у разных народов постепенно формировались неодинаковые взгляды и отношение к алкоголю, что отражается в своеобразии бытующих у них обычаев и традиций, связанных с его употреблением в различных уровнях культуры потребления. Исторические условия развития дореволюционной России также не могли не сказаться на потреблении алкоголя народами нашей страны.

С алкогольными напитками были знакомы еще древние славяне. Во многих летописях, старинных песнях, былинах можно встретить описание пиров. Тем не менее, Русь не была страной, привычной к алкоголю. У нас отсутствуют праздники, связанные с вином и питьем, хозяйственные ритуалы, нет богов вина, виноделия, которых полно в странах Европы. В сказках и былинах нет специфических сцен, связанных с пьянством, в исторических документах отсутствуют соответствующие статьи доходов или расходов. В Русской Правде и иных законах, как и в церковных поучениях тех лет, нет наказаний за пьянство и осуждений

1

пьянства. Ни в одном письменном свидетельстве домосковской Руси не упоминается о пьянстве как социально неприемлемой формы употребления алкоголя, носящей массовый характер.

Напротив, злоупотребление алкоголем сдерживалось в то время рядом факторов. Во-первых, алкогольные традиции на Руси определялись ритуальным употреблением хмельных напитков по случаю знаменательных событий, православных праздников, свадеб, крестин, поминок, завершение сбора урожая и т.п., нося в целом эпизодический характер. Во-вторых, алкогольные напитки были слабоградусными. В-третьих, большинство населения не имело излишков продовольствия для производства алкоголя. В-четвертых, алкогольные напитки были относительно дороги. По этой причине простолюдины имели ограниченные возможности для потребления хмельных напитков.

Наконец, важную роль в сдерживании злоупотребления алкоголем играло православие, которое строго регламентировало его потребление. Свидетельство этому - некоторые известные пословицы и поговорки: «Для праздника Христова не грех выпить чарочку простого»

1 Ивановский В. Алкоголь: нужны ли нам компромиссы? // http://gr-sila/ru/document id3704.html

(то есть пить в будни - грешно), «Одна рюмка -на здоровье, другая - на веселье, третья - на вздор», «Много вина пить - беде быть», «Пить до дна - не видать добра», «Работа денежку копит, хмель денежку топит»1.

Изменение алкогольных традиций произошло в период становления Московского государства, когда продажа алкоголя, в частности, водки, сделалась статьей государственного дохода. В Москву спирт, изготавливаемый из виноградного вина, завезли в 1386 г. генуэзские купцы. Но попытка продать спирт московским вельможам с треском провалилась. На следующее утро после того, как великий князь Дмитрий Донской напробовался им, ему было настолько плохо, что он заподозрил генуэзцев в попытке отравить его и... изгнал их за пределы страны. Спирт был объявлен «сатанинским зельем», а его ввоз в страну и продажу запретили.

Но спирт все же стали потихоньку ввозить в страну... монахи. А в 1448-1474 гг. служители церкви научились сами производить спирт из дешевого отечественного сырья - зерна и картофеля, тем самым значительно удешевив продукт и сделав его общедоступным. Разбавленный водой хлебный спирт получил название хлебного вина, или водки. Несмотря на появление водки, патриархальный уклад жизни в старой Руси сдерживал злоупотребление алкогольными напитками. Свод житейских наставлений XVI в. «Домострой» давал четкие наставления в отношении алкоголя: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют. А у жены решительно никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас - и дома и на людях»2. Водка «пошла в народ» во время правления Ивана Грозного. В покоренной Казани Иван Грозный впервые увидел то, что позже стало называться «кабаком» - место, где приезжие люди собираются выпить крепкие спиртные напитки и закусить. В то время ничего подобного на Руси не было, так как спиртные напитки можно было употреблять только по праздникам, к тому же каждая русская семья готовила их зара-

1 Огурцов П.П. История формирования северного стиля потребления алкоголя в России // Алкогольная болезнь. 2000. № 6.

2 Там же.

нее для собственного употребления.

После завоевания Казанского ханства перед Иваном Грозным лежала Сибирь. Чтобы присоединить к Руси такие огромные пространства требовались огромные средства на строительство застав, острогов, дорог, переправ, содержание казачьих пограничных отрядов, жалованье государственным служащим. К тому же шла Ливонская война. Нужно было строить крепости, делать пушки. Поскольку денег в казне не хватало, были придуманы и введены множество новых налогов, но желаемого эффекта это не принесло, а из-за введения новых налогов в народе, то и дело вспыхивали бунты, которые жестоко подавлялись. Тогда Иван Грозный запретил производить в домашних условиях спиртные напитки, тем самым впервые в русской истории ввел государственную монополию на алкоголь.

В 1555 г. из Москвы начинают предписывать наместникам повсюду заводить «царевы кабаки». Причем эти кабаки существенно отличались от увиденных Иваном IV в Казани. В этих питейных домах можно было только пить спиртное, не закусывая, что приводило к быстрому опьянению, и нельзя было покупать спиртное на вынос. Если в древнеславянской корчме, как и в татарском кабаке или немецком постоялом дворе, можно было есть и пить, то в московском кабаке велено только пить, и что самое главное, одному лишь простому народу, то есть крестьянам и посадским, поскольку им одним было запрещено приготовлять домашние питья.

На протяжении четырех веков алкоголь являлся источником власти определенного слоя людей, которые способствовали распространению пьянства в народе. Для этого использовались самые разнообразные способы и средства давления на простой люд, и даже принудительные меры. Периодически правители озадачивались здоровьем и благосостоянием нации, пытались реформировать отрасль, исходя из этих побуждений, но каждый раз попытка не доводилась до конца, так как срочно требовалось либо пополнить бюджет, либо даровать привилегии приближенным. Так или иначе, всегда «в условиях России производство водки и торговля ею... приводили к гигантской коррупции, взяточничеству, злоупотреблениям в области администрации и финансов, распространению воровст-

ва, преступности, пьянства - ...к тем отрицательным явлениям, которые до сих пор считаются «специфически русскими»1.

Таким образом, пьянство приходит в Россию не с появлением водки, а со становлением государственной монополии на продажу спиртных напитков, преимущественно водки, вытеснением корчмы кабаком, с запретом простым людям самим варить пиво и брагу, с потерей народом самостоятельности - закрепощением.

Современные Япония, Китай и Корея, сохранившие многие древние традиции в повседневной жизни, не имеют столь выраженные проблемы злоупотребления алкоголем как социального явления, несмотря на относительную доступность крепких алкогольных напитков - виски, джина и водки.

Весьма негативно сказались на традициях общества в отношении алкоголя масштабные петровские преобразования в конце XVII - начале XVIII вв., давшие толчок на долгую историческую перспективу росту потребления спиртных напитков и усилению пьянства. Одной из особенностей этого этапа является то, что если в допетровскую эпоху пьянство было свойственно некоторой части простолюдинов из-за силой навязанного им кабацкого стиля потребления алкоголя, то во время царствования Петра I началось падение нравов правящей элиты. Ассамблеи и дипломатические приемы завершались попойками. Древние православные традиции степенства и трезвости попирались, что вело к дальнейшему расширению церковного раскола.

Исключительно пагубное влияние на распространение пьянства в России сыграла откупная система, введенная Екатериной II (Устав о винокурении 1765 г.) Система откупа, по сути, являлась передачей монопольного права на производство и распространение алкоголя частным лицам, которые платили достаточно большие суммы за возможность без помех со стороны конкурентов и государства заниматься данной деятельностью на определенной территории. Так назначаемый сверху продавец спиртного (целовальник) сменился частным лицом (откупщиком). Указом Екатерины II откупщикам

1 Похлебкин В.В. История водки. М.: Центрполиграф, 2007. С. 201.

разрешалось строить кабаки там и столько, где и сколько они пожелают. Система откупа являлась достаточно хорошим средством для мгновенного и масштабного пополнения казны, одн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком