научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА I История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА I»

ИСТОРИЯ РОССИИ

ЛЮДМИЛА ГЕННАДЬЕВНА РОГУШИНА

кандидат исторических наук, доцент кафедры русской истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

E-mail: rogusha@rambler.ru

На основе архивных документов и редкой историографии автор прослеживает динамику общественной жизни в России в первой четверти XIX в.

Ключевые слова: российская монархия, общественная жизнь, Александр I.

Особенности общественной жизни в царствование Александра I

Царствование Александра I для современного человека интересно не только военными катаклизмами и внутренней политикой, но и яркой, многообразной общественной средой. С вступлением на престол молодого императора в стране складываются самые благоприятные условия для развития общественного сознания и общественной деятельности. Для этого времени характерно желание претворить мысль в действие. Именно в первой четверти XIX в. в России окончательно формируется понятие общественной жизни. С одной стороны, сам Александр со своими либеральными взглядами и планами в начале царствования относился более чем терпимо ко многим новым явлениям в общественной сфере. С другой стороны, общественная жизнь первой четверти XIX в. имела под собой достаточно прочный фундамент, заложенный в XVIII в. Именно в XVIII в. появляются основы всего многообразия и пестроты общественной жизни последующей эпохи. Из XVIII в. приходят и многие идеалы общественного сознания, и многие особенности формирования этой сферы в России. Со времени петровских преобразований начинается постепенное нарастание и расширение связей между Западной Европой и Россией. В это время огромное влияние на российскую действительность оказывает западноевропейская литература, философия, религиозные учения и, наконец, быт. С 70-х гг. XVIII в. можно говорить уже не только о появлении отдельных хорошо образованных людей, а хоть и очень узкого, но целого круга образованных людей, представленного дворянским сословием1. Как правило, большинство из этого круга получали высшее образование на Западе и привозили в Россию европейский стиль жизни и образ мыслей.

Кроме того, именно во второй половине XVIII в. становятся наиболее явственными сдвиги в социально-экономическом развитии страны. В это время отчетливо выявились признаки кризиса крепостнического хозяйства. Крепостное право служило главным препятствием на пути нормального экономического развития страны. Вопрос о его существовании еще с петровского времени становится достаточно острой проблемой для передовых представителей образованного слоя, о чем, например, свидетельствует труд И.Т. Посошкова «О скудости и богатстве». К началу XIX в. эта проблема занимает центральное место как в экономическом отношении, так и в общественной жизни страны. Вопрос о крепостном праве обострил противоречия между различными социальными слоями, что в свою очередь привело к интенсификации общественной жизни. Главным явлением XVIII в. стало развитие капиталистических отношений и победа буржуазных революций в Америке и Франции. Именно эти события приводят к перевороту мировоззрении людей, в результате которого разум объявляется мерилом общественного прогресса2. Этот период характеризуется распространением просветительской идеологии. Просветительство являлось сложным комплексом общественных, философских, культурных и художественных идей и представлений. В России XVIII в. выразителем просветительских взглядов являлось прежде всего передовое дворянство и в меньшей степени представители разночинной среды. Значительное влияние идей Просвещения стало возможно в Российской империи, так как, во-первых, уже в 70-80-е гг. русские люди начинают чувствовать себя если не целиком, то хотя бы частично европейцами, что позволило сложиться «психологической ориентации» в соответствии с идеями французского Просвещения. Во-вторых, само правительство Екатерины II придерживалось политики «просвещенного абсолютизма» и «насаждало» просветительскую идеологию или хотя бы постулаты отдельных просветителей (Ж.-Ж. Руссо, Монтескьё, Де Ламбера, Д. Дидро и т.д.) в русской действительности. Именно в русле «просвещенного абсолютизма» Екатерина II разрешает и поощряет создание сначала в столице, затем и в провинции первых общественных организаций. Императрица, поощряя и развивая общественную деятельность в стране, хотела использовать ее в том числе для укрепления собственной власти3. Таким образом, последняя треть XVIII в., а вслед за ней и первая четверть XIX в. стали в России временем господства просветительства. В это время развивались идеи всеобщего благоденствия на основе сохранения частной собственности, но при возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости, предоставлении им гражданских прав, а также определенной демократизации общественно-политического строя. По отношению к этим идеям передовая интеллигенция разделилась на два направления: реформистское и радикальное4. В конце своего правления Екатерина II проводит активную кампанию, направленную против распространения общественного мнения, которое вышло из-под контроля власти. Однако с восшествием на престол либерально настроенного молодого Александра I произошло оживление всех видов общественной деятельности, тем более что эта активность являлась следствием ярко проявившегося принципа «сопротивления тирану», реанимированного убийством Павла I. Огромное влияние на оживление всех форм общественной жизни оказала личность самого императора и его либеральные настроения, которые разделили все российское общество на две крупные партии. Одну из них представляли бывшие екатерининские вельможи, в основном люди пожилые, которые

боялись новых веяний и не принимали их, выступали за сохранение традиционных старых порядков; в подавляющем большинстве они являлись сторонниками крепостного права. Другую составляла партия приверженцев либеральных взглядов и направлений в политике Александра I. Противостояние этих двух группировок проявлялось на всех уровнях внутренней жизни страны. В зависимости от ощущений и настроений правительства менялось состояние этих группировок, каждая из которых поочередно выступала в роли оппозиции. Проявиться оппозиционные настроения могли лишь при существовании различных форм общественной жизни. Важно отметить и то, что на либеральных идеях Александра I первого периода его царствования было воспитано целое поколение, которое после войны 1812 г. и заграничных походов чрезвычайно активно включается в общественную жизнь страны и, не получая поддержки своим «идеалам», постепенно разочаровываясь в правительстве, составляет серьезно настроенную оппозицию, которая существенно отличалась от оппозиционных проявлений первых годов царствования своими настроениями и более высокой активностью. Крайним проявлением этих оппозиционных настроений явилось движение декабристов.

Важнейшим фактором, также оказавшим влияние на разнообразие форм и активизацию общественной жизни, является в начале XIX в. западноевропейское влияние. Его усиление и распространение связано как с культурно-образовательными традициями, так и внешнеполитической ориентацией государства. В начале XIX в. чуть ли не впервые устанавливалась солидарность и одновременность русского литературного движения с западноевропейским, и русская школа вошла в общий ход культурного развития. Отовсюду заимствовали то, что казалось особенно привлекательным, но прежде всего хотели быть свободными людьми и в творчестве, и в жизни. Западноевропейское влияние здесь очевидно. Учиться ездили в основном в Германию. Европейское образование заставляло с живым интересом вглядываться в русскую жизнь. Так, в Гёттингене учился А.Я. Поленов (XVIII в.), отозвавшийся на конкурсную задачу Вольного экономического общества проектом освобождения крестьян; оттуда же приехал А. Кайсаров, написавший в 1806 г. диссертацию о средствах постепенного освобождения русских крестьян; из Германии вернулся и Н.И. Тургенев, автор «Опыта теории налогов» (1811 г.)

Очень тесными были и связи с Францией. Почти весь круг приближенных к царю так или иначе был связан с Парижем. Кто-то там провел свою юность, кто-то воспитывался у французских учителей-республиканцев. Именно эти люди, будучи наиболее образованными и активными, создавали общественные организации. Естественно, что строились эти организации по европейским образцам. Так, из Франции в Россию перекочевывают «вечера», «салоны» и «кружки». Первые салоны появляются еще в 40-е гг. XVIII в. Это салон графа И.И. Шувалова в Москве. В начале XIX в. салоны и кружки становятся обязательными для представителей привилегированного сословия. На них была такая же мода, как на французский язык, французское платье и т.д. Как наиболее известные можно назвать салон З.А. Волконской, салон баронессы Раден, салон великой княгини Елены Павловны, кружок В.Ф. Одоевского и т.д. Эти салоны прожили долгую жизнь и оставили существенный след в русской культуре. Широкое распространение салонов и кружков в начале XIX в. свидетельствует о возросшей необходимости для определенных слоев русского общества проявлять социальную активность и самовыражаться. Первоначально потребность самовыражения состояла в обнародовании своих мыслей, общественных и литературных воззрений, идеологической платформы и была ограничена «домашностью», т.к. возможность «публичности» была крайне небольшой. Салоны и кружки - малые формы общественной жизни, как раз являются отражением «домашности» в проявлении социальной активности. Причем салон отражает ее в меньшей степени, т.к. он является более открытым, чем кружок. При этом их нельзя отождествлять друг с другом. Салон - одна из наиболее камерных форм общественной жизни5. Так, к основным характеристикам салона следует, прежде всего, отнести его светскость. Несмотря на то что в салоне можно было встретить представителей различных социальных групп, в целом он являлся прерогативой дворянства, прежде всего столичного, затем уже подхваченной провинцией. В салоне собирались избранные для развлечения, для светской тренировки ума и чувств, для умственного спора. Они обменивались внутр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»