научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖИТЕЛЕЙ УРАЛЬСКОГО МОНОГОРОДА Социология

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖИТЕЛЕЙ УРАЛЬСКОГО МОНОГОРОДА»

© 2013 г.

Е.В. САТЫБАЛДИНА

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖИТЕЛЕЙ УРАЛЬСКОГО МОНОГОРОДА

САТЫБАЛДИНА Елена Владимировна - кандидат социологических наук, доцент кафедры культурологии и дизайна Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (E-mail: evsatybaldina@mail.ru).

Аннотация. В статье показана особенность семейной культуры жителей уральского монопрофильного города. Анализируется история становления семейной культуры особого типа уральского индустриального города. Рассматриваются такие черты семейной культуры, как сплоченность, консерватизм в организации семейного досуга. Необходимость сохранения некоторых черт данного типа семейной культуры, способствующих успешному социально-экономическому развитию уральского региона.

Ключевые слова: семья • семейная культура • моногород • патриархальность • династии

Семья в моногороде является важной составляющей социокультурного пространства Уральского региона, имеющего важное значение для развития Российской Федерации. По уровню урбанизации УрФО занимает 3 место в России, при этом более трети населения проживает в малых и средних городах с численностью до 100 тыс. человек [Щербакова, 2010]. Большинство этих городов, по выражению Ж. Тибо, имеют свою "профессию". На территории Свердловской области расположено 18 монопрофильных городов, 12 из которых имеют федеральное значение.

Активно развивающиеся в последнее время непромышленные секторы экономики изменили традиционные схемы поведения жителей моногородов: происходит снижение интереса к инженерным и рабочим профессиям, при этом по прогнозам исследователей к 2015 г. народное хозяйство ощутит резкую потребность в рабочих кадрах и "необходимость в высококвалифицированных специалистах возрастет в разы. Во многих регионах ощущается дефицит рабочих кадров" [Петрошевич, 2010]. Проблема сохранения и репродуцирования квалифицированной, мобильной в социально-профессиональном плане рабочей силы стоит в стране как никогда остро. "Как бы вслед за заводами наш континент не начали покидать конструкторские бюро и инжиниринговые компании", - опасается В.В. Путин [Россия и..., 2010].

Залогом эффективной работы предприятия является наличие высокопрофессионального, мотивированного к труду коллектива. Стабильность уральской индустрии поддерживалась кадровым фундаментом в виде семейных производственных династий. В семье успешно осуществлялась профессиональная социализация подрастающего поколения - основа сохранения культуры трудовых династий. Традиционно семья в моногороде воспитывала личность на ценностях индустриально-заводской культуры, ставшей частью семейной. Доказательством тому является тот факт, что в 80-е гг. ХХ в. на промышленных предприятиях Свердловской области работало более 30 тыс. трудовых династий [Ткач, 2008].

Семья обеспечивает как воспроизводство, так и развитие норм и ценностей, традиций и обычаев, принятых в той социальной группе, к которой она принадлежит, поэтому в процессе изучения трудовой, бытовой, досуговой культуры семьи образуется определенный синтез национальных, территориальных и социальных общностей.

Специфическим видом социума является уральский моногород, представляющий собой, как правило, монопрофильный промышленный центр, тесно связанный с деятельностью градообразующего предприятия. Семья, представленная в основном работниками градообразующего предприятия, традиционно рассматривалась исследователями в качестве носителя особой семейной культуры, ориентированной на ценность труда в течение всей жизни.

Эмпирическая база - статистические данные, вторичный анализ результатов социологических исследований, осуществлённых в различных регионах России, результаты собственного исследования автора, проведённого в 2010 г. в г. Серове Свердловской области. Единицей исследования был выбран работник с детьми или без детей, в семье которого присутствуют два реальных получателя дохода, работающих на градообразующем предприятии. Выборочная совокупность составила 600 человек: 300 женщин и 300 мужчин в возрасте от 20 до 70 лет. Методика исследования - анкетный опрос. Тип выборки - многоступенчатая, квотная. Методом глубинного интервью было опрошено 30 разных по составу и профессиональной деятельности представителей семей. Объект исследования - семейная культура, представляющая собой фрагмент общественной жизни со сложными внутри- и внесемейными связями, которые регламентируются индивидуальными группами и общественными нормами.

Особенности семейной культуры обусловлены влиянием внешних процессов, связанных со становлением Урала как особого географического пространства. Развернутая индустриальная модернизация стала причиной формирования особого типа фабрично-заводской культуры. Историк Ю.Д. Коробков считает, что облику уральского рабочего соответствуют особая трудовая этика и особенности повседневности, включая семейный уклад [Коробков, 2003: 310]. По мнению Н.Н. Алеварс, уральские горнозаводские рабочие - это особая сословная группа, социальная психология которой определяется, ... традициями крестьянской среды, влиянием ближайшего социального окружения, сословной принадлежностью - с одной стороны и порядками горно-окружной системы - с другой и, как следствие, отличается "патриархальностью и инертностью психологии и поведения" [Алеварс, 2006: 65].

К началу XX в. на Урале сложился тип семьи, близкий по своему внутреннему укладу к семье кадрового рабочего крупных российских центров, но с сохранившимися чертами полудеревенского бытового уклада. Большую роль в домохозяйстве уральской семьи имели промысловое и сельское хозяйства, которые служили дополнительным источником дохода и вместе с тем привязывали к заводу: 80,7% рабочих-металлургов, имевших земельные участки, были потомственными рабочими [Гагарин, 2009: 16]. Привязанность к земле сковывала территориальную и социальную мобильность, способствовала сохранению патриархальности быта и стимулировала многодетность. С.П. Постников и М.А. Фельдман указывают, что "справедливым будет определение уральского рабочего как наполовину рабочего, наполовину земледельца" [Постников и др., 2006: 92], что отразилось на семейной культуре, сохранившей в себе черты патриархального крестьянского уклада.

В советское предвоенное время условия проживания и снабжения основной массы заводчан Верх-Исетского завода были даже хуже досоветских. В силу необходимости сохранять хотя бы минимальный жизненный уровень трудящихся власти вернулись к практике поддержки личного подсобного хозяйства. В 1940 г. индивидуальные земельные участки имели 54,2% рабочих, многие держали скот [Гагарин, 2009: 17]. Советские исследователи отмечали тот факт, что в небольших городах сады и огороды имели почти три четверти рабочих [Гордон и др., 1972].

Согласно результатам нашего исследования, более 70% работников имеют огороды, садовые участки, подсобные хозяйства, т.е. труд на земле продолжает быть чертой семейного уклада. Почти половина (49%) считают сад (огород, подсобное хозяйство) существенным подспорьем в бюджете. Этот показатель достаточно высок, что объясняется экономической необходимостью обеспечения семьи продуктами питания из-за неудовлетворенности своим материальным положением. Не следует

сбрасывать со счетов и силу привычки "рабочих с наделом". Можно констатировать, что современная семья сближается с досоветским типом рабочей семьи, источниками существования которой были заработная плата и труд на земле, тогда как в советское время государство через предприятия оказывало работникам неизмеримо большую социальную поддержку в виде различных льгот, и труд на земле не играл такой значимой роли.

Сохранение в семейной культуре черт патриархального крестьянского уклада повлекло за собой сохранение представлений о брачной норме. Житель моногорода стремится соответствовать традиционной (патриархальной) модели жизненного успеха, одной из составляющих которой является официально оформленный брак. Согласно полученным данным, сложившиеся в монокультурной среде установки и представления о брачной норме, с возрастом вытесняют индивидуалистические притязания, что подтверждает сохранение в семейном укладе жителя уральского моногорода элементов патриархальности. Патриархальные установки в определенной мере проявляются и в распределении ролей в семье. Исторически деятельность главы семьи мужчины-хозяина сводилась к выполнению экономической функции. Все заработки семьи (в основном, заработок мужчины-кормильца) стекались в "один котел", распределением которого занимался глава семьи. Дом, воспитание детей и подсобное хозяйство полностью ложились на плечи женщины. Все закупки делались ей самой или совместно с мужем, тем самым создавалась основа для высокого статуса женщины - хозяйки в семье. Женщина не была экономически заинтересована в том, чтобы работать на заводе. К этому ее принуждали пьянство мужа, вдовство или развод. Женские заработки были намного ниже мужских. Например, в 1886 г. на Дедюхинском заводе среднегодовой заработок мужчин составлял 136,6 рублей, а женщин, занимавшихся соленошением, - 71,9 рубля [Крупнянская и др., 1971: 41].

В советский период женщина активно привлекается к общественному производству. Характерным для Урала становится повышение уровня женской занятости. Главным источником существования семьи становится заработная плата обоих супругов. Уже с 30-х гг. ХХ в. женщина, занятая на производстве (в основном на работах, требовавших большого объема физического ручного труда), могла прокормить не только себя, но и своих детей. Материалы обследования быта горняков и металлургов Нижнего Тагила, проведенного в 1970 г., позволяют судить о том, как сами супруги оценивали главенство в семье. Женщины-работницы обычно называли главой семьи отца, мотивируя это силой традиции. Характерно в этом отношении высказывание одной женщины: "Похоже, вроде бы, женщина глава семьи, а почитают мужчину" [Крупнянская и др., 1974: 168], т.е. сложившееся в советское время экономическое равенство женщин существовало на фоне сохранения традиционного для горнозаводской среды статусно-ролевого расп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком