научная статья по теме ОСТАНКИ ЖИВОТНЫХ В МОНГОЛЬСКИХ ЗАХОРОНЕНИЯХ XIII-XIV ВВ. МОГИЛЬНИКА ОКОШКИ I (ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОСТАНКИ ЖИВОТНЫХ В МОНГОЛЬСКИХ ЗАХОРОНЕНИЯХ XIII-XIV ВВ. МОГИЛЬНИКА ОКОШКИ I (ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ)»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 2, с. 62-75

ОСТАНКИ ЖИВОТНЫХ В МОНГОЛЬСКИХ ЗАХОРОНЕНИЯХ XIII-XIV вв. МОГИЛЬНИКА ОКОШКИ I (ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ)

© 2014 г. А.В. Харинский*, Т.Ю. Номоконова**, Е.В. Ковычев***,

Н.Н. Крадин****

* Иркутский государственный технический университет (kharinsky@mail.ru) Университет Британской Колумбии, Ванкувер *** Забайкальский государственный университет, Чита **** Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток

Ключевые слова: Забайкалье, монголы, погребальный ритуал, останки животных, баран, берцовая кость, сакральные представления.

The article is devoted to the analysis of faunal remains from the cemetery Okoshki I (the Eastern Trans-Baikal region). Analysis is based on the material from 13 graves dated to the Mongolian period of 13th—14th cc. AD that were excavated in 2009-2011. Nine graves contained remains of animals, among which bones of domesticated ungulates were most abundant. These bones have been found inside the pits, mounds, and in the direct association with human remains. One of the interesting findings is a presence of certain sheep body parts that were left with some of the deceased individuals in their grave pits. These are tibia (sometime with tarsals), scapula, and lumbar vertebrae. Findings of sheep tibia and other body parts of this animal were also present in other Trans-Baikal graves (in more than a half of them) dated to the second half of the first millennium AD, which point out to the importance of these sheep body parts in the elements of mortuary ritual of this period.

Образование державы Чингисхана и последовавшие за этим монгольские завоевания привели к созданию в XIII в. одного из крупнейших государств в истории человечества. Влияние, которое оказали монголы на жителей Евразии, трудно переоценить. Их завоевания не только уничтожили многие государства, но и способствовали началу масштабных миграционных и этнических процессов, развитию культурных контактов между Востоком и Западом, важным геополитическим изменениям (Крадин, Скрынникова, 2006. С. 472-488).

В разных частях империи, созданной Чингто-ханом, в XIII-XIV вв. наблюдается не только распространение культурно-хозяйственного комплекса, присущего непосредственно монголам, но и их опосредованное культурное влияние на местные сообщества, фиксируемое и по археологическим материалам. Данные процессы могли проявляться в различных сферах, в том числе и в той, которая связана с погребальной практикой. Попытка обозначить среди погребений XIII-XIV вв. на территории Северной и Центральной Азии захоронения, принадлежавшие монголам - основателям Великого Монгольского государства (Yeke Mongol ulus),

предпринимались неоднократно (Окладников, 1958; Хамзина, 1970; Асеев, 1980; Ковычев, 1981; Асеев и др., 1984; Именохоев, 1988; 1989; 1992; Коновалов, 1989; 1999; Харинский, 2001; Турбат и др., 2003; Лхагвасурэн, 2007), но каждый раз, когда поднимался вопрос о принадлежности исследуемых захоронений монголам, возникали сложности с критериями, по которым они могут быть соотнесены с ними. В связи с этим на первый план выдвигалась задача выделения "классических монгольских погребений" и погребального ритуала, характеризующего их.

Решение этой проблемы во многом зависит от того, насколько правильно используется исследователями термин "монголы", имеющий в рассматриваемый период несколько уровней идентичности. В расширенной трактовке это собирательное название близких в культурном отношении монголоязыч-ных общностей Центральной Азии и Забайкалья, ставших основой державы Чингис-хана. В более узком контексте под ним понимается ядро будущего монгольского народа, за которым это название закрепилось в XII в. Двумя важнейшими центрами формирования монгольской общности были мест-

ность Эргунэ-кун (Приаргунье) и Трехречье (район рек Онон, Керулен и Тола) (Крадин, Скрынникова, 2006. С. 132-157). Именно в этих районах находятся захоронения XII в., которые можно связать с монголами предимперского периода. Причем из двух указанных центров Приаргунский первичен, и именно из него во второй половине X - начале XI в. начинается расселение монголов на запад (Ташига, 1973; Кычанов, 1980. С. 141; Крадин, Скрынникова, 2006. С. 139; Зориктуев, 2011).

Примером монгольских захоронений имперского периода могут служить погребения могильника Окошки I, расположенного в долине р. Урулингуй, левого притока Аргуни. Известно, что в XIII в. долины рек Аргунь и Хайлар входили в состав владений рода Хасара - младшего брата Чингис-хана (Рашид-ад-дин, 1952. С. 52). Его сын Есунгу стал основателем города, построенного на левом берегу Урулюнгуя и известного как Хирхиринское городище (Киселев, 1965. С. 53-57; Артемьев, 2001, 2005). К северо-западу от городища находится могильник Окошки I, на котором, вероятно, были захоронены жители города Есунгу.

Среди элементов погребального ритуала, характеризующих захоронения данного могильника, присутствуют и останки животных. Обычно они воспринимаются как свидетельство существования представлений о загробной жизни и связанных с ними атрибутов. Нередко их считают погребальной пищей, сопровождавшей умерших в потустороннем мире. Для того чтобы объективно оценить значение останков животных в человеческих захоронениях, попытаемся выяснить, каким из них отдавали монголы предпочтение во время погребальных ритуалов, какие части животных укладывались вместе с умершим в могилу, где и как они располагались. Такую работу необходимо проделать хотя бы для того, чтобы понять правомерность сопоставления материалов из могильника Окошки I с материалами других монгольских погребений имперского периода. Мы убеждены, что только выполнение подобных сопоставлений позволит приблизиться к пониманию значения и семантики останков животных в захоронениях монголов XIII-XIV вв. и включить их в общую систему погребальной практики монголов.

Конструктивные особенности могильника Окошки I. Могильник находится на холме, расположенном на правом берегу р. Хир-Хира, впадающей в левый приток Аргуни Урулюнгуй. На памятнике зафиксировано 49 надмогильных сооружений, которые по конструктивным особенностям разделяются на группы (рис.1): 1) земляные курганы диаметром 11-14 м и высотой 0.7-1.2 (4 кургана); 2) камен-

ные курганы диаметром 4.7-6 м и высотой 0.3-0.4 (5 курганов); 3) плоские каменные кладки диаметром 2-8 м (40 кладок).

На могильнике наблюдается определенная закономерность в расположении погребальных конструкций, относящихся к разным группам, и, вероятно, отражающих социальный статус погребенных в них людей. Плоские кладки находятся в центральной, юго-восточной и северо-восточной частях памятника. Все земляные курганы тяготеют к его юго-западной части. Каменные курганы локализуются в юго-западной части могильника, вокруг земляных курганов. Судя по расположению надмогильных конструкций, захоронения, в которых были погребены люди с более высоким социальным статусом, располагались в юго-западной части некрополя. Погребения рядовых членов общества находились в центре и восточной части могильника (Харинский и др., 2012).

Отметим, что могильник Окошки I открыт в середине XIX в. А. Павлуцким. Им раскопаны одна большая и одна малая могилы (Павлуцкий, 1867. С. 503). В 1959 г. исследования на Окошках продолжены археологической экспедицией под руководством С.В. Киселева. Для раскопок ученый выбрал самый крупный на некрополе курган. Впоследствии ему был присвоен № 1. Под ним обнаружены три ограбленных и одно нетронутое погребения (Киселев, 1965. С. 57; Баяр, 1999). В 2009-2011 гг. работы на могильнике проводились совместной археологической экспедицией ЗабГГПУ, ИИАЭ ДВО РАН и ИрГТУ (Харинский и др., 2010; Харинский и др., 2011). Исследовано 13 погребений XIII-XIУ вв. Два из них находились под каменными курганами (№ 3 и 5), одно - под земляным курганом (№ 2), десять - под каменными кладками (№ 10, 13, 20, 24, 25, 29, 46-49).

Земляные курганы - самые крупные погребальные конструкции могильника. Диаметр кургана 2, вскрытого в 2011 г., - 14 м, высота - 1.3. Верхняя часть курганной насыпи состоит из земли и крупных камней. В курганной насыпи обнаружены кости животных, серьги, колокольчик и украшение конской сбруи, возможно выброшенные из могилы. Под насыпью располагалась конструкция из крупных камней в виде каменного ящика размерами 2 х 2.9 м, сооруженного на древней поверхности земли. В центре ящика находилась могильная яма, перекрытая сверху камнями. Размеры ямы - 1.7 х 2.8 м. На дне могилы зафиксирован четырехугольный ящик из установленных вдоль стенок ямы каменных плит, ориентированный по линии С-Ю. Внутри него обнаружены остатки деревянной погребальной конструкции, череп женщины, позвонок Саргтае

Рис. 1. Могильник Окошки I. Система высот условная. Сплошные горизонтали проведены через 1 м. Съемка 10.07.2010 г. Условное обозначение: а - надмогильная кладка и ее номер.

и железный гвоздь. Остальные человеческие кости отсутствовали. У северо-западного угла ящика находились вертикально установленные кости голени барана.

На некрополе исследовано два захоронения под каменными курганами. Под одним из них (№ 3) найдены останки ребенка, под другим (№ 5) - останки женщины. Оба захоронения ограблены. Размеры надмогильной кладки и глубина ямы детского погребения меньше, чем женского. Глубина детской могильной ямы - 1.3 м, а ее размеры в придонной части составляли 0.6 х 2. Кроме железных гвоздей, скреплявших деревянный гроб, и костей животных там больше ничего не обнаружено.

Сверху женское захоронение перекрывалось круглой кладкой диаметром 6 м. Высота кладки - 0.2 м. В ходе расчистки ямы обнаружены седельные тороки, отдельные человеческие кости и железные гвозди. Яма глубиной 2 м заполнена камнями. Умершая похоронена в деревянном четырехугольном ящике, вытянуто на спине, головой на север. В северной части могилы найдены железные ножницы, утюжок, игла, бронзовое зеркало и фрагмент медной сунской монеты с легендой "Чун-нин чжунбао", выпущенной в 1103 г. при императоре Хуй Цзуне (1101-1125 гг.) (Нагай, 1994. С. 149. Рис.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком