научная статья по теме ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАВИСИМЫХ СОСЛОВИЙ В ЧЕЧНЕ И ИНГУШЕТИИ В 60-Х ГГ. XIX В Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАВИСИМЫХ СОСЛОВИЙ В ЧЕЧНЕ И ИНГУШЕТИИ В 60-Х ГГ. XIX В»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2010. № 4(64)

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАВИСИМЫХ СОСЛОВИЙ В ЧЕЧНЕ И ИНГУШЕТИИ В 60-Х ГГ. XIX В.

АРСАНУКАЕВА Малика Султановна,

кандидат экономических наук,

доцент Российской правовой академии Минюста России, докторант-соискатель Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: az1man2@mail.ru

Ключевые слова: зависимые сословия; временнообязанные; временнопроживающие; мировой суд; подати; статус личности; подданство; правительство.

В числе преобразований, произведенных на Северном Кавказе во второй половине XIX в., и имеющих отношение к аграрной реформе, особое значение имело освобождение зависимых сословий. В источниках и научной литературе содержатся сведения о существовании у чеченцев различных групп зависимого населения, в частности, холопов.1 Основываясь на народных преданиях и сообщениях различных источников, а также сведениях дореволюционных авторов (У. Лаудаева, А.П. Берже, Н.Ф. Дубровина и др.), советские и современные историки подтверждают существование рабства у чеченцев и ингушей. В частности, один из исследователей данного вопроса Н.П. Гриценко отмечал, что рабство у чеченцев и ингушей возникло и существовало в условиях не только господства родоплеменных отношений (XV в.)2, но и в период их разложения (XVШ-XIX вв.). По данным Е.Н. Кушевой, рабы у чеченцев ингушей с достоверностью имелись еще в XVII в. Причем в рабство обращали как мусульман, так и христиан.

Пленение людей с целью получения выкупа, превращение в рабов стало повсеместным явлением на всем Северном Кавказе. Крупными центрами работорговли являлись в Дагестане -Эндери (станица Андреевская), в Чечне - селение Майртуп и большой город, расположенный на границе современной Осетии и Кабарды.3 Во вто-

1 Первая экспедиция против чеченцев в 1758 г. // Записки Терского общества любителей казачьей старины. 1914. № 11. С. 93.

2 Гриценко Н.П. Рабство и рабовладение в Чечено-Ингушетии (XV -первая половина XIX вв.) // Известия Чечено-Ингушского НИИ истории, языка и литературы. Т. 10. Вопросы истории Чечено-Ингушетии [редкол. Н.П. Гриценко и др.:]. Грозный, 1976. С. 279.

3 Виноградов В.Б. Тайна минувших времен. М., 1966. С. 26-31;

История Дагестана. Т. 1. М., 1967. С. 280.

рой половине XVIII в. крупным центром работорговли на Северном Кавказе становится Кизляр.

В рабство могли быть обращены и представители враждебного тайпа, похищенные из родовой или личной мести, или же захваченные в межтайповых набегах. Кроме того, право на продажу членов семьи имел глава большой патриархальной семьи. Однако у чеченцев при подобной сделке родственники оговаривали свое право выкупа. В противном случае бывший член семьи оставался рабом навсегда.4

С течением времени особую роль стал играть такой распространенный источник рабства, как экономическая несостоятельность (зависимость), обращение должника в рабство за долги (долговое рабство). Более состоятельные чеченские семьи не только покупали рабов, но и, ссужая малоимущих своих соплеменников, в случае их неплатежеспособности подчиняли как отдельные семьи, так и более крупные родственные группы («тайпы» (роды), «неки» и «га-ры»). В случае обращения в рабство сородичей, рабовладельцы из-за боязни порицания и мести меняли однофамильцев на представителей других «фамилий» или же продавали их за пределы Чечни - в Турцию, Крым, Кабарду, Осетию, Кизляр, на Кавказскую линию. Более того, в Чечне нередко экономически несостоятельные семьи сами добровольно отдавались под власть и покровительство более сильных владельцев.5 Нередко в плен захватывались также отходники или торговцы из представителей соседних народов. Одним из источников рабства стали сме-

4 Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Тифлис, 1872. С. 52.

5 Попов Ив. Ичкерия // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4. Тифлис, 1870. С. 18.

шанные браки чеченских холопок-мусульманок с ленную кадием и скрепленную двумя свидете-пленными русскими. О существовании рабства у лями. При этом, соблюдался специальный об-История права и государства России ряд, предусматривавший передачу денег снача-

ингушей писал М. Мамакаев: «Пленение и продажа людей в Ингушетии были довольно распространенным ремеслом. Чаще всего продавали сирот, детей, беззащитных людей. Их дарили или продавали» . Как отмечает Б.В. Скитский, у ингушей рабство, также как и у других народов, стало первой формой классового деления.2 Некоторые богатые семьи владели рабами из поколения в поколение.3

По сведениям А.Л. Зиссермана, во время Кавказской войны «уводы одиночных людей в плен из Кахетии были явлением обыкновенным, почти ежедневным»4. В этот период рабство и работорговля не только не сократились, но и возросли. Рабами, по мнению Н.П. Гриценко, торговали все. Наибы Шамиля обогащались не только за счет эксплуатации пленных в личных хозяйствах, но также получая деньги за счет их прода-жи.5

В отличие от остальных кавказских горцев рабство у чеченцев и ингушей носило преимущественно патриархальный характер.6 С утверждением ислама рабы чаще стали отпускаться на волю, приобретая тем самым статус вольноотпущенников. Нередко хозяева принуждались за определенные проступки отпускать рабов в качестве наказания. Часть рабов выкупалась на волю. Получив свободу, бывший раб старался не покидать хозяина. Как правило, вольноотпущенники женились либо на дочерях, либо на других родственницах бывшего хозяина и продолжали жить при нем.7 Чтобы отпустить раба, надо дать ему отпускную грамоту, состав-

1 Мамакаев М. Чеченский род в период его разложения. Грозный, 1973. С. 27.

2 Скитский Б.В. К вопросу о феодальных отношениях в истории ингушского народа // Ингуши. Саратов, 1996. С. 165.

3 Гриценко Н.П. Рабство и рабовладение в Чечено-Ингушетии (XV - первая половина XIX вв.). С. 286.

4 Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказ. (1842-1867). Ч. 1. СПб., 1879. С. 138.

5 Сказание очевидца Гаджи-Али о Шамиле // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 8. Тифлис, 1873. С. 26.

6 Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960. С.

335; Хасбулатов А.И. Установление российской администрации в Чечне (II половина XIX - начало XX вв.). М., 2001. С. 64-72; Тото-

ев Ф.В. Развитие рабства и работорговли в Чечне (вторая половина XVIII - 40-е гг. XIX вв.) // Известия Чечено-Ингушского НИИ истории, языка и литературы. Статьи и материалы по истории Чечено-Ингушетии. Т. 8. Вып. 1 / Редкол.: А.А. Саламов (отв. ред.) и др. Грозный, 1969. С. 185-196.

Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Ч. 2. Одесса, 1883. С. 80-81; Берже А.П. Чечня и чеченцы. Грозный, 1991. С. 71.

ла кадию и от него - бывшему хозяину. Выкупные цены не устанавливались адатами, а определялись в каждом конкретном случае самими рабовладельцами. Вольноотпущенники, называемые азатами, иногда приобретали значительное имущество, занимались духовной деятельностью и пользовались правами вольного узденя.8 Однако никакие богатства и личные заслуги не могли их полностью уравнять с членами коренных чеченских родов. Так, если уздени платили калым 120 рублей серебром, то вольноотпущенник, женившийся на дочери узденя - 240 рублей, т.е. в два раза больше. Если же он уводил девушку насильно, то за бесчестье обязывался подарить ее родственникам лошадь со всей упряжью и устроить угощение.

Еще в годы Кавказской войны представители зависимых сословий, перешедшие на русскую сторону, получали свободу по инициативе местной военной администрации. Так, еще в конце 50-х начале 60-х гг. XIX в., главнокомандующий Кавказской армией князь А.И. Барятинский распорядился ограничить рабство на Северном Кавказе, а затем и вовсе его ликвидировать. В 1859 г. горским владельцам, которые переселялись в Турцию, предписывается отпускать холопов на волю. На Черноморской береговой и кардонной линиях, а также на правом фланге Кавказской линии вводились правила, запрещавшие выезд из империи лиц, не принадлежащих к выезжающей семье. Предписывалось строго «наблюдать за непременным исполнением ВЫСОЧАЙШАГО повеления, от 5-го апреля 1847 г. за № 296, о воспрещении женщинам и девушкам из Горских народов отправлять в Константинополь отдельно от своих семейств»9.

В марте 1861 г. начальник Дагестанской области кн. М.Т. Лорис-Меликов представил кавказскому наместнику кн. А.И. Барятинскому записку, в которой, описав бедственное положение рабов, указал на пагубные обычаи, ставшие «источниками постоянных жалоб как со стороны рабов, так и со стороны владельцев. Князь Лорис-

8 Самойлов К. Заметки о Чечне // Пантеон. Т. 23. СПб., 1855. № 10. С. 34.

9 РГВИА. Ф. 330. Оп. 3. Д. 680. ЛЛ.19-20 об.

Меликов ходатайствовал, чтобы владельцы могли продавать, дарить рабов своих не иначе как целыми семействами, и чтобы крепостная жен-

щина, вышедшая замуж за свободного человека, не могла быть разлучаема с мужем без согласия последнего, а дети, рожденные от их брака - без обоюдного согласия родителей». Эти предложения получили одобрение и в качестве эксперимента стали применяться с 1861 г. не только в Дагестане, но и Терской и Кубанской области.1

Вопрос об освобождении зависимых сословий всех горских племен поднимается новым Главнокомандующим Кавказской армией великим князем Михаилом Николаевичем. В 1864 г. первыми освобождаются приписанные к Терскому казачьему войску холопы азиатского происхождения. В 1865 г. вводится запрет на продажу холопов в иноязычные области. Одновременно кавказская администрация всячески поощряет владельцев на добровольный отпуск зависимых крестьян.

В Терской области наиболее актуально этот вопрос стоял в трех округах: Кабардинском, Осетинском и Кумыкском округах. По официальным данным, в остальных же округах - Аргунском, Ичкеринском, Нагорном, Чеченском и Ингушев-ском, где преимущественно проживали чеченцы и ингуши, насчитывалось относительно небольшое число рабов - 300 человек обоего пола.2 Н.П. Гриценко сообщает данные о 334 человек осво-божценных, в том числе малолетних (до 10 лет) -64 человека.3 По сведениям М.Г. Гоникишвили, в Чеченском округе общее количество зависимого населения составляло 259 чело

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком