научная статья по теме От философии к праву устойчивости (Феликс Экарт о глобальной и межгенерационной справедливости) Философия

Текст научной статьи на тему «От философии к праву устойчивости (Феликс Экарт о глобальной и межгенерационной справедливости)»

На книжную полку

От философии к праву устойчивости

(Феликс Экарт о глобальной и межгенерационной справедливости)

Вышла в свет очередная книга, посвященная вопросам достижения перспективы устойчивости — «Принцип устойчивости. Межгенерационная справедливость и глобальная справедливость»1. Ее автор - немецкий философ, юрист и социолог Феликс Экарт, профессор по европейскому конституционному и экологическому праву, по теории справедливости и теории налогообложения при Бременском университете, член «Римского Клуба», а также многих экспертных комиссий по экологической политике.

В отличие от большинства западных работ по проблемам устойчивости или устойчивого развития, где в основном акцентируются эколого-экономические аспекты, автор рассматривает глобальную и межгенерационную справедливость в качестве ключевых компонент концепции устойчивости. Он критикует право и мораль, ориентированные на разрешение конфликтов между людьми в ограниченной временной и пространственной перспективе, утверждая, что в современном глобальном мире последствия наших действий далеко выходят за рамки как национальных государств, так и времени, в котором мы живем. В отличие от постмодернистских релятивистских подходов в данной области знания, подвергающие сомнению саму возможность достижения глобальной справедливости и рациональности, автор предлагает ряд аргументов, показывающих, что можно сделать для реализации справедливости и устойчивости в глобализированном мире.

1 ЕкэгМ РвНх. Das Prinzip Nachhaltigkeit. Generationengerechtigkeit und globale Gerechtigkeit. -Munchen, 2005. - 238 S.

Немецкий ученый критикует модель благосостояния, реализованную на Западе, утверждая, что она не может служить эталоном для стран «третьего мира» и обречена на крушение в ближайшей временной перспективе как в самих странах Запада, так и в развивающихся странах (например, в Индии или в Китае, если она будет взята там на вооружение). «Мы, люди Запада, продолжаем придерживаться жизненной модели, которая не может стать глобальной и не реализуема в долгосрочной временной перспективе»(5.13). Нет повода надеяться, что мероприятия по охране окружающей среды смогут привести к желаемому результату -устойчивому глобальному и продолжительному существованию человека на нашей планете. Причина этого, как полагает немецкий ученый, в том, что из-за непрерывно возраставшего уровня благосостояния стран Запада и их нежелания отказаться от экологически разрушительных практик потребления и образа жизни практически все предпринимаемые усилия по экономии ресурсов и охране окружающей среды оказывались до сих пор бесполезными. По мнению автора книги, мы не сдвинемся с мертвой точки без пересмотра старых либеральных концепций свободы и справедливости и корректировки их императивами устойчивости.

Главный тезис, выдвигаемый Экартом, состоит в том, что сегодня уже недостаточно одной философии устойчивости, но требуется право устойчивости. «Без нового научно обоснованного учения о справедливых общественных законах и без новой интерпретации наших конституций, без обновленной концепции свободы, но, прежде всего, без большей межгенерационной и международной справедливости мы не можем продолжать рассматривать наши современные общества как справедливые. Без новой концепции политического управления наша политика потерпит неудачу. И, в особенности, задача нашего столетия - достижение устойчивости, под

которой мы понимаем одновременно как глобальную, так и межгенерационную справедливость, без новой концепции не сможет быть разрешена» (3.9 ).

Для реализации глобальной справедливости Экарт видит необходимость в пересмотре и переосмыслении старых либеральных концепций свободы и автономности индивида, поскольку «прежняя либеральная теория, ориентированная в большей степени на инструментальный рационализм индивидуальной пользы, чем на нормативный разум обнаруживает свою шаткость» (5.22). Экарт рассматривает нормативный разум - человеческую способность к обоснованным, и, по возможности, универсально обоснованным оценкам действий - в качестве базиса для построения справедливого общественного порядка. «Тем самым я хотел бы по новому определить гарантированную правами человека идею индивидуальной свободы и при этом отказаться от прежнего либерализма, являвшегося (и являющегося по сей день), по существу в первую очередь экономическим и часто к тому же шовинистически-националистическим» ( там же). Новое, по мнению автора, состоит в том, что права человека и демократия должны быть гарантированы всем народам мира, всем людям (универсальная справедливость), равно как и будущим поколениям (межгенерационная и глобальная справедливость). Идею свободы и автономии индивида Экарт понимает не только как универсальную идею, которая должна быть реализована во всех современных обществах, но и как глобальную идею, реализуемую между людьми разных обществ и разных времен. Экарт стремится, во-первых, представить выдвигаемые им положения в качестве необходимых требований нормативного разума на национальном, европейском и глобальном уровнях, и, во-вторых, Показать, как можно сегодня фактически повлиять на выработку новой эффективной международной политики.

Как полагает Экарт, чувства, религия, традиция, конформизм и связанное с экономическим либерализмом доминирующее эгоистическое мышление в терминах «стоимость-польза» непригодны для обоснования идей справедливости. «Основная идея... при этом не религиозная вера, не наличие каких-либо основополагающих культурных ценностей, не субъективизм постмодерна, не экономический либерализм или патернализм, не Кант, но также и не «радикальная демократия» Юргена Хабермаса. Основной идеей в большей степени является радикальная автономия индивида - однако, это такая автономия, которая так же сознает свою абсолютность, как и свои границы, положенные ей равной автономией других индивидов, в том числе и тех, что удалены от нас во времени или в пространстве» (3, 10). Речь идет, в конечном счете, о том, чтобы в рамках прежней либеральной, но скорректированной императивом устойчивости концепции выработать некую новую концепцию справедливости, которая бы гарантировала удовлетворение основных потребностей всех людей на планете как в настоящем, так и в будущем, а также защиту их прав и торжество демократии во всем мире.

Согласно Экарту устойчивость может быть обоснована именно и исключительно на либеральных позициях. Критикуя возникшую на основе классической либеральной концепции идею неограниченной экономической свободы и связанный с ней «безответственный гипериндивидуализм», Экарт выдвигает принцип устойчивости, характеризующийся взаимосвязью свободы с ответственностью индивида за последствия своих действий. Так, принцип универсальной устойчивости, по Экарту, состоит в том, что «каждый должен иметь равные права на обширную систему одинаковых основных (базовых) свобод, которая совместима с такой же системой для всех остальных, включая как молодых, так и еще не рожденных, а также живущих в различных странах и частях Земли людей. Равные

права на свободу гарантируют«лри этом также сохранение элементарных предпосылок для свободы, без которых достойная человеческая жизнь невозможна, и защиту от посягательств на индивидуальную свободу со стороны других индивидов, равно как и сохранение взаимосвязи между свободой и ответственностью каждого человека за последствия своих действий» (5.152).

При возникновении конфликта прав граждан задачей государства должна стать реальная защита прав каждого гражданина. Как далее замечает автор, свобода, понимаемая в вышеприведенном смысле, может быть ограничена лишь свободой, включая ее элементарные предпосылки, и совместимостью свободы с ответственностью индивида за последствия его действий. В исключительном случае при приведении надежных доводов возможно дальнейшее ограничение свободы, но лишь на основании каких-либо ее предпосылок. Ограничения свободы без оправданий, проистекающих из самой идеи свободы или ее предпосылок, не дозволяются» ( там же). Несмотря на допускаемые Экартом ограничения индивидуальной свободы в так называемых «исключительных случаях» или «при приведении надежных доводов» Экарт отказывает в праве на существование иным - как авторитарным, так и ориентированным на коллективные общественные интересы подходам. Он критикует работы очень ценимого среди защитников экологии немецкого философа Й. Ганса, усматривая в них экодиктаторские тенденции (прежде всего книгу «Принцип ответственности», в которой Йонас рассуждает о «паузе свободы» ради сохранения человечества)1.

Как полагает автор «Принципа устойчивости», бесконечные разговоры о трехчленной модели устойчивости, включающей в себя экологическую, экономическую и социальную составляющие,

1 Hans J. Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fur die technologische Zivilisation. Frankfurt/M., 1979

представляют на самом деле своего рода отговорку от реальных задач по заметному уменьшению потребления ресурсов на богатом Севере и обеспечению, по крайней мере, основных потребностей населения на бедном Юге. Кроме того, «трехчленная модель, по мнению Экарта, не особенно помогает. Уже на уровне понятий едва ли можно разделить экологические, экономические и социальные аспекты: ведь использование ресурсов, гарантирующее как будущим поколениям, так и современным гражданам стран Юга равные с гражданами стран Севера права, а также дальнейшее использование определенного вида ресурсов, может рассматриваться одновременно и как составная часть экологической справедливости, и как функциональная предпосылка для экономического хозяйства» (5.27).

Поскольку, по мнению автора, на добровольное изменение отношений между Севером и Югом не приходится рассчитывать, он выступает за необходимость введения новых жестких политических правил, обязательных для всех. Экономическому либерализму, зашедшему в тупик в ходе своего развития, Экарт противопоставляет налоговый теоретический либерализм, «который понимается как концепция, направленная на решение вопроса о том, как устойчивость может быть фактически реализована (посредс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком