В. М. ГРИГОРЬЕВА
Курск
От лингвистического анализа текста к выяснению особенностей авторского стиля в художественной литературе
Цели:
— обучать лингвистическому анализу текста; вырабатывать практические навыки анализа изобразительных средств в художественном тексте; повторить виды грамматического разбора, а также особенности функциональных стилей;
— провести работу по развитию точности словоупотребления в предложении и тексте; развивать самостоятельность и творческий подход в решении поставленных лингвистических задач;
— воспитывать чувство слова, любовь к русской классической литературе.
Раздаточный материал: тексты А. С. Пушкина, М. А. Шолохова; карточки с текстами стихотворений А. С. Пушкина, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, карточки с баллами от 2 до 5.
Примечание: возможно применение информационной доски с текстами или компьютеров при самостоятельной работе и ответах групп.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Грамматическая разминка
I) Орфографический диктант.
Лиловый, сиреневый, румяный, стеклянный, фиолетовый, свинцовый, заполыхать, оркестр, зеркальный, струится, тяжелый.
Задания:
а) найти синонимы;
б) устно составить словосочетания с данными словами в переносном значении;
в) определить, какой функциональный стиль предполагает употребление синонимов, слов и выражений в переносном значении;
г) устно составить сложные предложения с разными типами связи со словами из диктанта.
Григорьева Виктория Михайловна, преподаватель педагогического колледжа г. Курска. E-mail: kurskpk@narod.ru
2) Актуализация знаний. Синтаксическая разминка. Игра «Кто больше...»
Состязание по рядам: каждый сидящий в ряду по цепочке называет одну предикативную часть, последовательно создавая сложное предложение с любыми видами связи; побеждает тот ряд, который составит сложное предложение с наибольшим количеством структурных частей.
III. Работа по теме урока
I) Беседа.
Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания.
— Перечислите функциональные стили.
— Применительно к какому из них мы можем говорить об авторских особенностях изложения текста?
— Назовите характерные черты художественного стиля.
— Как вы думаете, можно ли различить произведения разных авторов? Сможете ли вы отличить прозу А. С. Пушкина от прозы М. А. Шолохова? Назовите отличительные признаки стиля в произведениях этих классиков русской литературы. {Тематика, герои, лексика, авторские особенности: Шолохов чаще использует диалектизмы, просторечные выражения, яркий юмор; Пушкин — устаревшую и высокую лексику, инверсии, его определения в прозе не отличаются экспрессивностью. В отличие от шолоховского синтаксиса пушкинские конструкции достаточно просты: преобладают, в основном, двучленные сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, тогда как в описаниях Шолохова чаще представлены сложные синтаксические конструкции с обилием осложнений.)
— Возьмите издания А. С. Пушкина и М. А. Шолохова и, работая парами, приведите примеры, подтверждающие ваше мнение. {Самостоятельный поиск и ответы учащихся.)
2) Работа по определению авторства на основе прозаических фрагментов (карточка № I).
Вариант I
а) Мысль, что уже в последний раз провожает она день посреди своего семейства, стесняла ее сердце. Она была чуть жива; она втайне прощалась со всеми особами, со всеми предметами, ее окружавшими. Подали ужинать; сердце ее сильно забилось. Дрожащим голосом объявила она, что ей ужинать не хочется, и стала прощаться с отцом и матерью. Пришед в свою комнату, она кинулась в кресла и залилась слезами. Девушка уговаривала ее успокоиться и ободриться.
б) Все было решено и взвешено в томительные дни, когда зверем скрывался он в кизяч-ном логове и по-звериному сторожил каждый звук и голос снаружи. ... Тенью от тучи про-клубились те дни, и теперь казались ему его искания зряшными и пустыми. О чем было думать? Зачем металась душа, — как зафлаженный на облаве волк, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь оказалась усмешливой, мудро-простой.
Вариант 2
а) Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание.
б) Из боковой аллейки, мелькая за кустами шиповника, вынырнула высокая, в палевом платье, женщина. На секунду она стала, испуганным прекрасным жестом прижав к груди ладони, а потом, с криком вытянув руки, помчалась к ним. Вытягиваясь на носках, кинув на плечи к мужу изогнутые, розовые от солнца, оголенные руки, она целовала его в пыльные щеки, нос, глаза, губы, черную от солнца и ветра шею.
3) Анализ текстов с целью определения авторства и особенностей авторского стиля в стихотворных текстах (карточка № 2).
а) Везде передо мной подвижные картины
Здесь вижу двух озер лазурные равнины
Где парус рыбаря белеет иногда
За ними ряд холмов и нивы полосаты
Вдали рассыпанные хаты
На влажных берегах бродящие стада.
б) Вот оно глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихо закат.
Здравствуй златое затишье С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде. в) Чуть ночь превратится в рассвет Вижу каждый день я Кто в глав Кто в ком Кто в полит Кто в просвет
Расходится народ в учрежденья. Задания:
1) расставить и объяснить постановку недостающих знаков препинания;
2) определить автора отрывков и назвать стилевые особенности данных авторов;
3) построить схемы предложений. Ответы:
Пушкинская лирика (а) — сложная синтаксическая конструкция с целью показать как можно большее пространство с перечислением конкретных деталей в общей картине; устаревшие слова и формы слов (рыбаря, полосаты); инверсия (нивы полосаты; на влажных берегах бродящие стада); размер — двустопный ямб.
Есенинская лирика (б) — характерны простота слога; частотная для данного поэта лексика (глупое, березы).
Лирика Маяковского (в) — использование «лесенки», авторских неологизмов, инверсии.
4) Самостоятельная работа в группах по предложенным текстам (карточка № 3).
При работе с предложенными отрывками из художественного произведения выявить особенности авторского стиля, исходя из лексических, грамматических, синтаксических особенностей данного текста; обратить внимание не только на изобразительно-выразительные возможности текста, но и на конструкции предложений; посмотреть, как автор связывает предложения в единый текст. Результатом работы каждой группы должен быть полный, доказательный, грамотный в речевом отношении ответ одного ученика, представляющего группу. По возможности, определить, из какого произведения приведены отрывки.
а) За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. Вы
38
ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше, переходит от нижних, почти еще голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам...
б) Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мхом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце.
в) И как же этот самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; . тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья.
г) Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам — вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы.
(Автор — И. С. Тургенев. Отрывок «а» — «Записки охотника», отрывки «б» — «г» — «Лес и степь»).
5) Задание-ловушка (сравнительный анализ текстов на доске и выяснение авторства).
— Перед вами два отрывка из художественных произведений. Докажите, одному или разным авторам они принадлежат. Назовите автора / авторов данных текстов.
а) Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени.
б) Но вот, наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух не выдержали гнета и, истощивши терпение, измучившись, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью — я, мол, готово — и нахмурилось. Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом и со свистом закружился по степи.
(Первый текст принадлежит И. С. Тургеневу, а второй — А. П. Чехову.)
IV. Обобщение
Чему научил вас сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали? Произведения какого автора вы хотели бы перечитать? Посоветуйт
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.