научная статья по теме ОТ ОСНОВАНИЯ ДО СОВРЕМЕННОСТИ. К 80-ЛЕТИЮ СТУДИИ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМЕНИ М.Б. ГРЕКОВА Геофизика

Текст научной статьи на тему «ОТ ОСНОВАНИЯ ДО СОВРЕМЕННОСТИ. К 80-ЛЕТИЮ СТУДИИ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМЕНИ М.Б. ГРЕКОВА»

культура

От основания до современности

К 80-летию Студии военных художников

имени М.Б. Грекова

FROM THE FOUNDATION TO THE PRESENT TO THE 80TH ANNIVERSARY OF MILITARY ARTISTS STUDIO

NAMED AFTER M.B. GREKOV

It was the exhibition in Central exhibition hall «Manege», dedicated to the 80th anniversary since the founding of the Studio named after M.B. Grekov - unique creative team, which employs a number of rare profession - military artists.

Keywords: Mitrofan Borisovich Grekov, the Studio of military artists named after M.B. Grekov, 80th anniversary, «Manege», panoramically-diorama arts, visual chronicle of the Great Patriotic War

Появление в русском искусстве панорамной живописи в конце XIX -начале XX вв. связано с именем Франца Рубо (1856 - 1928 гг.). Широкую известность ему принесли панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Рубо считал, что «баталист должен развивать в себе способность быстро схватывать общее, характерное, передавать модель в движении, уметь рисовать и писать по впечатлению, по памяти...». Долгое время Ф. Рубо преподавал в Академии художеств в Санкт-Петербурге и воспитал целую плеяду талантливых русских баталистов, самым известным из которых стал Митрофан Борисович Греков.

Впоследствии Ф. Рубо уехал в Мюнхен работать над панорамой «Бородинская битва», а Греков продолжил свой творческий путь, посвятив большую его часть Красной Армии. Последние годы жизни М. Грекова прошли под знаком постоянного и все усиливающегося интереса к диорамной и панорамной живописи. Однако несмотря на огромные усилия, которые он предпринимал, все начинания по разным причинам не получали завершения. М. Греков продолжал работать в станковой живописи.

В 1934 г он получил заказ на исполнение вместе с бригадой художников под его руководством комплексной панорамы «Перекоп», но 27 ноября во время подготовки этюдного материала в Крыму художник скоропостижно умер от сердечного приступа. 29 ноября 1934 г. был издан приказ Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова о создании в особой отдельной кавалерийской бригаде изомас-терской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова. Так мечта художника, высказанная им при жизни, внезапно воплотилась после его смерти. М.Б. Греков говорил: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одаренный живописец и рисовальщик.

С.Н. Присекин. Портрет маршала Советского Союза Г.К. Жукова. 100x150. Холст. Масло

Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное - надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух».

Эти поразительно точные, выверенные жизнью слова Митрофана Борисовича стали своеобразной программой творчества ху-дожников-грековцев всех поколений. В первые годы становления коллектив состоял из самодеятельных художников. В изомастер-скую зачисляли одаренных красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время. Бли-

www.grekovstudio.ru

В Центральном выставочном зале «Манеж» прошла выставка, посвященная 80-летию со дня основания Студии имени М.Б. Грекова

- уникального творческого коллектива, где трудятся представители редкой профессии

- военные художники. В юбилейной экспозиции было представлено около тысячи произведений (живопись, графика, икона, лаковая миниатюра, диорама и скульптура), авторами которых являются как классики, так и современные студийцы.

За время существования студии ее художниками было создано более 80 панорам и диорам. Сегодня студийцы продолжают заветы М.Б. Грекова и являются ведущими мастерами в панорамно-диорамном искусстве.

М.И. Самсонов. Сестрица.138х111. Холст. Масло.1954

жайшими их учителями и наставниками стали известные мастера советского искусства, вошедшие в состав первого художественного совета студии: ПК. Савицкий, А.М. [е-расимов, Е.А. Кацман, В.С. Сварог, Н.П Котов, М.И. Авилов и др. Наиболее одаренные ученики получили возможность поступать в художественные вузы.

В 1938 г. приказом Главнокомандующего Московским военным округом С.М. Буденного изомастерская самодеятельного красноармейского искусства была переименована в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Так постепенно начинает складываться коллектив художников-профессионалов, которые работали над заданиями от военного руководства страны. К 1940 г в студию приходят первые профессиональные художники: Анатолий Горпенко, Сергей Годына, Петр Кривоногов, написавший впоследствии у стен Рейхстага картину «Победа». К тому времени в арсенале грековцев уже появились работы, созданные по результатам поездки на фронт советско-финской войны (зима 1940 г). Это была первая проверка на выносливость и умение работать в чрезвычайных походных условиях. На ведущих выставочных площадках столицы представлялись одна за другой экспозиции работ художников. Но им предстояло стать не певцами ратного прошлого, а летописцами будущих жестоких военных испытаний.

В первые же дни Великой Отечественной войны часть художников Студии имени М.Б. Грекова ушла на фронт в составе маршевых рот. Другие были направлены в агитационные пункты, где за короткий срок выполнили сотни панно, призывающих воинов к выполнению своего патриотического долга. Студии поручили организовать выпуск плакатов под названием «Листок красноармейца» - специально для рассылки в воинские части. За годы войны были напечатаны и стали символом времени многие плакаты грековцев («Отстоим Москву!» Н.Н. Жукова и В.С. Климашина, «Дойдем до Берлина!» Л.Ф. Голованова). Зимой 1941 г. группа молодых военных художников выехала на Западный фронт. В начале зимы 1942-го значительным этапом работы студии стала поездка в героический Сталинград. Художники работали непосредственно в частях, зарисо-

П.Т. Мальцев. Штурм Сапун горы.

вывали боевые эпизоды, заводские корпуса, где между разбитыми станками стояли наши орудия, а под остовом сгоревшего вагона размещался командный пункт дивизии. Через определенные промежутки времени художники съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру, чтобы сдать выполненные зарисовки и запастись необходимым материалом для дальнейшей работы. А потом вновь шли вместе с войсками. Впоследствии их можно было встретить на улицах Варшавы, Праги, Бухареста, Будапешта, Вены, зарисовывающими для будущих картин боевые действия и лица освобожденных людей.

Когда наши войска только начинали штурм Берлина, в них уже были военные художники! Ожесточенные бои, которые шли в предместьях и на улицах города, были ими зафиксированы в сотнях рисунков и этюдов. И как бы завершением деятельности военных художников Студии имени М.Б. Грекова на Великой Отечественной войне была поездка художника Жукова на Нюрнбергский процесс, во время которого он нарисовал более двухсот портретов - фашистских преступников, защиту, свидетелей, судей, журналистов.

Значимый вклад в борьбу с врагом внесла творческая деятельность Студии имени М.Б. Грекова. Непосредственное участие художников в военных событиях, знание происходящего на фронте и в тылу — именно это позволило мастерам создать яркие и достоверные образы в написанных ими полотнах... Война для художников студии стала школой профессионального мастерства. Зарисовки боевых эпизодов, фронтового пейзажа, каждый портрет, сделанный с натуры, и любой набросок - вся эта изобразительная летопись Великой Отечественной стала для художников бесценной основой их будущих произведений.

После Великой Отечественной войны в творчестве студийцев наряду с сюжетно-тематической картиной полу-

205х370. Холст. Масло. 1958

Н.Я. Бут. Юнга. 110х100 Холст. Масло. 1972

чает развитие панорамно-диорамное искусство, о котором всю свою жизнь мечтал Митрофан Греков. Первые диорамы были невелики по размерам, но в процессе их создания студийцы осваивали этот жанр как синтезирующий вид изобразительного искусства, сочетающий двухмерное изображение с иллюзией пространственной глубины и дали с предметным рядом - составной частью, которая играет лишь вспомогательную роль. Основные фигуры и все действие остаются на холсте. В 1982 г в Волгограде откры-

Н.Я. Бут, В.К. Дмитриевский, П.И. Жигимонт, П.Т. Мальцев, М.И. Самсонов, Ф.П. Усыпенко. Сталинградская битва. 16х120 м. 1982

культура

Е.И. Данилевский. Групповой портрет художников Студии имени М.Б. Грекова. 170x300. Холст. Масло. 1984

лась панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» («Сталинградская битва»), над которой работал авторский коллектив в составе Н.Я. Бута, В.К. Дмитриевского, П.И. Жигимонта, П.Т. Мальцева, М.И. Самсонова, Ф.П. Усыпенко. Работа велась над гигантским полотном размером 120 м по окружности и 16 м высотой. Вся площадка по кругу между холстом и смотровой площадкой была наполнена предметным планом. Панорама стала центром всего ансамбля-музея «Сталинградская битва», объединившим вокруг себя остальные разделы комплекса.

В канун 50-летия Победы открылся комплекс диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, состоящий из шести диорам, отражающих важнейшие военные операции Второй мировой войны: «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года» (автор Е.И. Данилевский), «Блокада Ленинграда» (Е.А. Корнеев), «Курская битва» (Н.С. Присекин), «Сталинградская битва. Соединение фронтов» (М.И. Самсонов и А.М. Самсонов), «Форсирование Днепра» (В.К. Дмитриевский), «Штурм Берлина» (В.М. Сибирский).

Сегодня художники Студии имени М.Б. Прекова продолжают традиции диорамно-панорамного искусства и занимают передовые позиции в этой области. В 2010 г. заслуженный художник РФ П.В. Рыженко создал диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе». В 2011-м Павел Рыженко создал диптих, посвященный Великой Отечественной войне: две диорамы: «Начало войны. 1941 год» и «Битва под Москвой» - о событиях на Бородинском поле в октябре 1941 г. В 2013 г. в столице Республики Беларусь

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком