научная статья по теме ОТ ПРЕДЧУВСТВИЯ ВОЙНЫ ДО ПАДЕНИЯ ДИНАСТИИ Науковедение

Текст научной статьи на тему «ОТ ПРЕДЧУВСТВИЯ ВОЙНЫ ДО ПАДЕНИЯ ДИНАСТИИ»

ОТ ПРЕДЧУВСТВИЯ ВОЙНЫ ДО ПАДЕНИЯ ДИНАСТИИ

Ольга БАЗАНОВА, обозреватель журнала «Наука в России»

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф», созданный в 1918 г. на базе загородной резиденции императора Николая II (ныне в черте Санкт-Петербурга), в 2014 г. подготовил масштабную передвижную выставку, посвященную 100-летию начала Первой мировой войны 1914-1918 гг. Раньше всех экспозицию увидели жители Архангельска, являвшегося в те годы главным российским портом для связи с западноевропейскими странами, дальнейший путь ее следования — Псков и Петрозаводск.

Архангельские Гостиные дворы.

Синий кабинет Александра II в Фермерском дворце. Художник Эдуард Гау. 1860 г.

Петергоф. Большой каскад. Актеон. Художник Александр Бенуа. 1900 г.

Примечательно, что выставка «Первая мировая. Петергоф. Прелюдия трагедии», организованная при поддержке Министерства культуры РФ, разместилась в залах Гостиных дворов (отдел Архангельского областного краеведческого музея) — уникального памятника отечественного каменного зодчества второй половины XVII в. В ту пору, в царствование Алексея Михайловича, Архангельск, стоящий неподалеку от впадения Северной Двины в Белое море, принимал львиную долю грузов, поступавших в страну из-за рубежа водным путем. И по задумке государя столь крупному порту был необходим соответствующий комплекс зданий (для оптовой торговли, хранения товаров, размещения на ночлег приезжавших купцов и т.д.).

Место для грандиозного сооружения, в то время самого большого в России подобного назначения, иноземцы Петр Марселис и Вилим Шарф, привлеченные к разработке проекта, выбрали на берегу Северной Двины, на мысе Пур-Наволок, где с незапамятных времен была корабельная пристань и откуда берет начало сам Архангельск (именно тут появились в XII в. первые славянские поселения)*. Кстати, в 1984 г., в честь отмечавшегося тогда 400-летия города, здесь установили памятный знак необычной формы, кому-то напоминающий морскую волну с высоким гребнем, а кому-то — нос новгородской ладьи, причалившей к незнакомому берегу.

В 1668—1683 гг. на мысу, давно знакомом заморским купцам, постепенно выросли обширные немецкий и русский гостиные дворы, а также «город» (крепость, где жители и гости могли укрыться в случае нападения

*Город был построен в сжатые сроки в 1584 г. на мысе Пур-Наво-лок, вокруг Михайло-Архангельского монастыря, по указу царя Ивана IV в связи с угрозой нападения Швеции (прим. ред.).

врагов), т.е. возведенный из камня комплекс зданий нес двойную функцию — торгово-оборонительную. Прибывавших сюда по реке встречал представительный главный фасад величественного архитектурного ансамбля со сторожевыми башнями, протянувшегося более чем на полкилометра. А по его внутреннему периметру, вдоль второго этажа, шла широкая галерея с арками, откуда можно было попасть в любое помещение.

Мощной цитаделью восхищался царь Петр I, бывавший в Архангельске в 1693, 1694, 1702 гг., полюбивший этот город — тогдашний российский «выход в мир» — и живо интересовавшийся делами местного купечества. Однако вскоре государь-реформатор перенес торговлю с заморскими партнерами в новую столицу — Санкт-Петербург*. И постепенно значение здешнего порта стало утрачиваться, гостиные дворы ветшали, подвергались переделке, разборке.

*См.: Ж. Алфёров, Э. Тропп. Санкт-Петербург — российское «окно в науку». — Наука в России, 2003, № 3 (прим. ред.).

В результате к середине XIX в. от них остался лишь фрагмент, обращенный к реке, где, как уверяли старожилы, когда-то были «покои Петра Великого». Этот корпус, который мы видим и сейчас, представляет собой только около 10% от некогда огромного комплекса, но и ныне впечатляет размерами, к тому же позволяет представить масштабы как несохранив-шейся гигантской постройки, так и бившей тут ключом деловой жизни.

Разместившаяся здесь передвижная выставка «Первая мировая. Петергоф. Прелюдия трагедии» (около 300 экспонатов) открывается разделом «Летняя официальная императорская резиденция». Сюда, в «райский сад», «столицу фонтанов», монаршее семейство переезжало на лето начиная с XVIII в., что объяснялось не столько природными красотами и свежим морским воздухом, сколько проведением здесь маневров армии и флота, требовавших присутствия государя. И тихий пригород становился на время столицей страны.

Главный в петергофском архитектурном ансамбле — безусловно, Большой дворец, построенный в 1745—1755 гг. по проекту Бартоломео Франческо Растрелли и в начале ХХ в. служивший для приемов, вручения наград, торжественных встреч глав зарубежных государств. Великолепное парадное здание и составляющую с ним единое целое красивейшую систему

фонтанов, водных каскадов запечатлел замечательный график и живописец, литератор, представитель русского модерна Александр Бенуа. В экспозицию включено несколько его акварелей 1900 г., хранящихся в отделе музея-заповедника, посвященном семье Бенуа (бывший Фрейлинский корпус, 1854 г., архитектор Николай Бенуа), давшей нашей стране немало талантливых зодчих, художников, скульпторов, театральных и музыкальных деятелей.

А на акварели Эдуарда Гау 1860 г. видим синий кабинет императора Александра II в Фермерском дворце (1831 г., архитектор Адам Менелас, впоследствии перестроен Андреем Штакеншнейдером). В конце XIX — начале XX в. в этом здании проходили рабочие встречи и совещания, приемы делегаций, представления военных и гражданских чинов, заседания Государственного совета, Совета министров, комитетов, комиссий.

Самым же любимым местом Николая II и его близких была Нижняя дача из красного и желтого кирпича (архитектор Антоний Томишко, не сохранилась), похожая на итальянскую виллу, построенная на берегу Финского залива в 1885 г. специально для него, тогда еще великого князя. После восшествия на престол (1894 г.) молодой государь пожелал ее существенно расширить, заново выполнить внутреннюю отделку. В разделе выставки, посвященном жизни монарше-

Жетон в память посещения России президентом Франции Эмилем Лубе.

Россия, 1902 г.

Сувениры,

изготовленные во Франции к визиту российской эскадры в порт Тулон. 1893 г.

го семейства в этом дворце, представлено немало фотографий его интерьеров 1918 г. (детская, кабинет императрицы, комната великой княжны Татьяны, розовая гостиная и т.д.) и 1920-х годов (столовая, кабинет Николая II и пр.), снимки венценосной четы с детьми, цесаревича Алексея и его сестер.

Рядом акварель Томишко «Общий вид Нижней дачи со стороны залива» 1897 г., предметы мебели и фарфоровая посуда из царских покоев, кстати, часть ее привезена из Копенгагена, что не случайно: Мария Федоровна, мать Николая II, была датской принцессой. Есть тут и трехколесный велосипед (предположительно Германия, 1888 г.) из музея «Императорские велосипеды» — также отдела петергофской сокровищницы, коллекция которого насчитывает 12 таких раритетов.

В мае 1895 г. Николай II привез в Петергоф молодую супругу Александру Федоровну, здесь родились три из их четырех дочерей — Татьяна в 1897 г., Мария в 1899 г. и Анастасия в 1901 г., а в 1904 г. — долгожданный наследник Алексей; тут семья узнала и об его неизлечимой болезни — гемофилии. Вместе с тем в летней резиденции принимались судьбоносные для всей Европы решения, в том числе с участием глав зарубежных государств. Так, секретные договоренности первых лиц России и Франции 1891—1893 гг. легли в основу Антанты — военно-политического союза, созданного в начале ХХ в. с целью не допустить гегемонии Германии.

Демонстрацией достигнутых в 1890-е годы соглашений стали визиты в военно-морской порт Кронштадт французской эскадры, а в Тулон — русской. И тут и там прибывших приветствовали восторженно, устраивали народные гуляния, где продавали всевозможные сувениры, образцы которых представлены в экспозиции — панно, платки, тарелки с изображениями матросов, представителей других родов войск обеих стран, их государственных флагов и т.д.

А в 1897 г. в Петергофе торжественно встречали президента Французской Республики Феликса Фора, затем, в 1902 г., — сменившего его на этом посту Эмиля Лубе. На выставке можно увидеть выпущенные в Париже игральные карты, в которых короли — Николай II и Фор, валеты — командиры эскадр, а семерки и восьмерки — виды Версаля, Парижа, Петергофа и пр. Рядом фотографии, плакаты, памятные латунные жетоны, отчеканенные в честь прибытия высоких парижских гостей, программы обедов, театральных представлений, устраиваемых как для них, так и для приезжавших в Россию коронованных особ из Сиама (ныне Таиланд), Сербии, Румынии, Персии (Иран).

Здесь же парадные портреты императора и императрицы при всех регалиях, дипломатические подарки, посуда для официальных приемов, в том числе сервиз с яхты «Александрия», на борту которой наш монарх принимал королей и президентов, малахитовые изделия, украшавшие восточный корпус Большого двор-

Портрет императора Николая II. Художник Эрнест Липгард, до 1913 г.

Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник Илья Галкин.

Начало ХХ в.

ца, где останавливались влиятельные гости, одежда начала XX в.

Последний официальный визит главы иностранного государства в нашу страну перед Первой мировой войной проходил 7—10 (20—23) июля 1914 г., за неделю до ее начала, — Николай II принимал в летней резиденции прибывшего морем французского президента Раймона Пуанкаре. Отечественные мастера фотографии, в том числе «король репортажа» Карл Булла, запечатлели их вместе на палубе императорской яхты «Александрия», на петергофской пристани, у Большого дворца, где их приветствовали части 94-го пехотного Енисейского полка во главе с великим князем Николаем Николаевичем (младшим)*.

Между тем политическая обстановка в Европе к тому времени была накалена до предела. Еще 15 (28) июня в боснийском городе Сараево сербский националист Гаврило Принцип застрелил наследника венского престола Франца Фердинанда и его супругу. И именно в день отъезда Пуанкаре из Петергофа, 10 (23) июля, Австро-Венгрия направила Сербии ультиматум с требованием расследовать это убийство, провести чистку государственного аппарата, а

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком