научная статья по теме ОТ СУБКУЛЬТУР - К СОЛИДАРНОСТЯМ И НАЗАД К СУБКУЛЬТУРАМ? СПОРЫ О ТЕРМИНАХ И ЭТНОГРАФИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОТ СУБКУЛЬТУР - К СОЛИДАРНОСТЯМ И НАЗАД К СУБКУЛЬТУРАМ? СПОРЫ О ТЕРМИНАХ И ЭТНОГРАФИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА НОМЕРА: МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И ПРАКТИКИ

ЭО, 2014 г. № 1 © Е.Л. Омельченко

ОТ СУБКУЛЬТУР - К СОЛИДАРНОСТЯМ И НАЗАД К СУБКУЛЬТУРАМ? СПОРЫ О ТЕРМИНАХ И ЭТНОГРАФИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: новые молодежные солидарности, субкультура, постсубкультура, коммуникация

В статье рассмотрены особенности ключевых теоретических конструктов молодежной социальности, актуальных для современной академической дискуссии. Акцент делается на значимости термина солидарность как на наиболее адекватном способе описания различных типов молодежных формирований XXI века - временных и постоянных, реальных и воображаемых, существующих в оф- и онлайне, отличающихся множеством измерений: гендерным, стилевым, субкультурным. Особое значение в консолидации солидарных формирований имеет внутри- и межгрупповая коммуникация, а также разделяемые группой ценности и нормы.

Теоретические конструкты молодежной социальности и эмпирические находки наших исследовательских полей самым тесным образом связаны, определяя и корректируя друг друга. Одним из ключевых моментов, повлиявших на выбор новой концепции молодежных солидарностей, стало понимание того, что именно коммуникация, общение занимает центральное место в формировании эмоциональных связей внутри и между молодежными культурными формированиями. Ничегонеделание, разговор "ни о чем", "пустая" болтовня - именно эти повседневные культурные практики формируют самое важное и значимое пространство норм, правил и смыслов, разделяемых "своими" в своей компании. Посредством такого общения укрепляется некая субстанция группы, компании, то самое "нечто", что помогает практически безошибочно распознавать своих. Уловить, а тем более понять значение и смысл этого внутригруппового "нечто" можно, только включившись в повседневную жизнь компании: слушать, что юноши и девушки говорят друг другу, что делают вместе и почему, что едят и пьют, какую музыку слушают, с чем и с кем символически и реально борются. Такой уникальный шанс понять жизнь культурно и социально "других" дает включенное наблюдение - "королевский" метод в социологии.

Собранные здесь статьи объединяют обращение к пере/осмыслению способов теоретизирования актуальных форм молодежной социальности и использование сложных полевых методов исследования. Включенное и участвующее наблюдение помогает не только проникнуть в смыслы выбора юношами и девушками различных групповых идентичностей, но и эмоционально включиться в процессы повседневных, "живых"

Елена Леонидовна Омельченко - д.с.н., директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург; e-mail: omelchenkoe@mail.ru

коммуникаций, уловить и распознать те самые прочные нити, которые создают некое единство компании и удерживают ее солидарную идентичность.

Разрабатываемые до недавнего времени конструкты групповых молодежных идентичностей теряют актуальность, становясь недостаточными для осмысления серьезных изменений на молодежных культурных сценах не только России, но и Европы нового тысячелетия. Мировой финансово-экономический кризис 2007-2008 гг. стал своего рода поворотным моментом и точкой отсчета в переформатировании молодежного пространства. Новые тенденции ставят в повестку дня необходимость переосмысления конструкта молодежного вопроса (Омельченко 2004; Pilkington, Omelchenko 2013).

Определенное разочарование в аналитическом потенциале популярных терминов - "неформальные группы", "субкультуры", "клубные культуры" - усиливалось крайней политизацией молодежного вопроса в современной России. Вульгарно упрощенные формы этих понятий начали использоваться в качестве прямых иллюстраций (вплоть до полицейских "наводок" опознания "субкультурщика") для профилактической работы с "проблемной молодежью". Началась целая эра государственных политических проектов массовой молодежной мобилизации (с прямым бюджетным финансированием) как с целью предотвращения "оранжевой революции", так и формирования "нового" человека: лояльного власти, готового к коммерчески ориентированному патриотизму, высоко мотивированного на работу в административно-бюрократической системе государства ("Наши", "Молодая Гвардия", их современные конъюнктурные модификации: "Сталь", "Все домА", "СтопХам", "Хрюши против" и др.).

Поколенческие практики современной молодежи развертываются в противоречивом социально-экономическом и дискурсивном пространстве. Его характеристики: строительство Новой Европы, разные темпы включения и развития новых национальных государств; череда "цветных революций" и массовое вовлечение молодежи в качестве авангардной силы протестов; глобальный финансово-экономический кризис и, как следствие - усложнение доступа к рынку труда и рост молодежной безработицы; введение новых образовательных технологий (ЕГЭ в России) и увеличение численности молодежи с высшим образованием на фоне массового снижения его качества; усиление и усложнение миграционных потоков - трудовых, образовательных, а также массовый отток высокообразованных и профессионально мотивированных молодых специалистов в Старую Европу, США и Канаду; 1Т-технологические революции и формирование новых профессиональных ниш; массовое вовлечение молодежи в сетевые коммуникации ("БасеЪоок", "ВКонтакте", "Одноклассники") и возникновение новых форм публичного активизма; усиление дискурсивной власти государства и повсеместный отказ в доверии силовым структурам со стороны большинства молодежи восточно-европейских стран; размывание политического сегмента в целом и радикализация различных форм молодежного активизма (экологи, пост-панки, стрейтэджеры, наци-скинхеды, антифа); широкомасштабные национальные проекты политической мобилизации молодежи и партийное молодежное строительство; снижение интереса к традиционной политической активности и массовый отказ от участия в системных партиях при массовом же включении во внесистемные гражданские (городские) протесты и активности.

Разрабатываемое нашими коллективами1 понятие солидарности помогает уйти от представления о молодежных культурных практиках либо как о стилистическом/символическом отражении идентичности, укорененной в структурном позиционировании, либо, наоборот, как о постоянно меняющихся вкусовых предпочтениях. Оно смещает аналитический фокус на природу группы - относительно замкнутую, фиксированную сущность, позволяющую дифференцироваться от "других" групп или молодежного мейнстрима.

Термин солидарности используется нами не в качестве универсального или нормативного понятия, а для обозначения эмоциональных межгрупповых связей, которые вытекают из культурных инноваций и практик и становятся стилистическими, символическими или идеологическими маркерами для разных молодежных групп. Субкультура работает в объяснении роли родительского наследства в формировании особых форм и способов культурных протестов и культурного разговора как с другими типами протестных групповых идентичностей, так и с доминирующими культурами (родительской, конвенциональной, мейнстримной). Понятие же солидарности помогает увидеть сквозные формы прямых или опосредованных объединений, социальный смысл которых определяется особенностями конкретных общественных ситуаций (экономических, культурных и политических режимов). Солидарный подход2 помогает увидеть особенности не только внутригрупповых, но и межгрупповых коммуникаций, описать "буферные" пространства перехода. Использование солидарного подхода позволяет выйти на основные линии ценностно-культурных напряжений в межгрупповых коммуникациях, сделать акцент на особенностях симпатий и вражды внутри молодежного пространства. Интенсивность притяжений и отталкиваний (напряжений внутри межгрупповых коммуникаций) позволяет судить о ключевых ценностях и идеях, вокруг которых разворачивается символическая борьба. В этой борьбе отражаются как собственные поиски групповой и индивидуальной аутентичности, так и степень (мера) влияния дискурсивных практик (государственных, политических, медиа) на отдельных индивидов и группы в целом.

Одной из характерных черт развития постсоциалистических обществ становится активное продвижение новых молодежных потребительских медиаимиджей. Можно наблюдать не только быстрый рост в секторе коммерческих субкультурных рынков (от готических стилей до японских аниме), но и появление новых ниш и идентичностей, ориентированных первоначально на молодежь среднего класса, но активно воспринимаемых и разыгрываемых частью мейнстримной молодежи. Хип-стер (герой постгламура) становится действующим лицом не только фэшн-показов, но и модной фигурой молодежных сцен, политическим трендом и медиаимиджем. Расширяется зона сознательной декоммерциализации - творческого производства и обмена. Возникают новые пространства досуга/образования. DIY-практики3 становятся характеристикой солидарностей широкого спектра группировок анархистского толка и присущих не только этим группам антикапиталистических настроений. Это не мешает членам группы оставаться связанными "субкультурными" отношениями доверия, предполагающими принятие взаимных экономических обязательств.

Значимой приметой современных молодежных культурных сцен становится спор-тизация городских пространств. Активизируется противостояние внутри традиционных спортивных культур между коммерческим, профессионализирующимся и альтернативными (натуральными, аутентичными) направлениями4. Городской функционал переформатируется в сторону новой власти - самих жителей, в том числе молодежи. Город осваивается и присваивается разными способами - через открытые перформан-сы, флешмобы, новые гражданские проекты. Растет популярность "взрослых" городских игр: стритрейсинг, бойцовские клубы, дневные и ночные "Дозоры", городские путешествия, городские пробежки (идеологически ориентированные, несанкционированные спорт-демонстрации, в последнее время все с более очевидными национал-патриотическими цитатами - "Русский бег"). Отдельной и часто агрессивной формой завоевания города становятся протестные выступления.

К одной из интересных и в определенной степени новых черт солидарности можно отнести формирование новых прочтений со

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком