научная статья по теме ОТГОЛОСКИ ШАМАНСТВА В КУЛЬТЕ СВЯТЫХ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОТГОЛОСКИ ШАМАНСТВА В КУЛЬТЕ СВЯТЫХ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА»

© ЭО, 2004 г., № 2

А.О. Булатов

ОТГОЛОСКИ ШАМАНСТВА В КУЛЬТЕ СВЯТЫХ

У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Проблема сохранения в мусульманстве культа святых, наряду с остатками иных доисламских верований, реликтов шаманства, имеет свою историю в отечественной науке и исследовалась, главным образом, на среднеазиатском материале1. В настоящей статье этот вопрос рассматривается на основе данных, полученных автором в результате изучения культа святых у народов Дагестана. Объектом нашего исследования в первую очередь являются носители простонародной формы суфизма, те, кто никогда ни у кого не учился, не получал официального посвящения у суфийских шейхов, а выделялся особенностями поведения и необычными способностями, что обусловило их сакральную маркировку в глазах окружающих. Некоторые из них почитались в качестве святых уже при жизни, другие - после смерти. Кроме этого, мы привлекаем свои полевые материалы, касающиеся довольно большой группы представителей культа святых у различных народов Дагестана, имеющих более определенную связь с официальной религией, в том числе с суфизмом2, в деятельности которых можно выделить некоторые мотивы шаманского характера. Статья целиком основана на полевых материалах, собранных автором в период 1990-х годов.

Полнее всего отразились интересующие нас черты в образах ряда святых из Южного Дагестана. Остановимся вначале на одном из них, Шерифе-али-бубе из лезгинского сел. Ялджуг, жившем, по рассказам, в первой половине - середине XIX в. Сведения о нем, полученные нами от разных информаторов, в том числе от потомков его ближайших родственников (прямых потомков у святого не было), отличаются наиболее подробным характером, а сам образ святого очень своеобразен и колоритен.

У нас нет сведений о том, что Шериф-али-буба проходил какое-либо обучение у суфийских наставников или вообще получил какое-то религиозное образование. Зато известно, что с раннего возраста он отличался странностями своего поведения и необычными качествами, например, свойством внезапно исчезать и так же неожиданно появляться. Однажды он исчез во время своей свадьбы (о неудачной попытке родственников Шерифа-али-бубы его женить подробнее расскажем ниже). Произошло это в четверг, а на следующий день Шериф-али-буба появился снова и, войдя в сельскую мечеть, обратился к собравшимся для пятничной молитвы мужчинам с известием о смерти в Мекке одного из двух паломников из этого села, отправившихся на поклонение к святыням ислама, и призвал за него помолиться. Все очень удивились, но запомнили, в какой день это произошло. Через пять месяцев в село вернулся другой паломник и подтвердил, что его товарищ умер в Мекке в тот день, когда об этом сообщил Шериф-али-буба. После этого случая стало известно о способности святого перемещаться в пространстве на огромные расстояния за короткий срок, что происходило в других случаях его жизни. Кроме этого, здесь проявился и дар ясновидения, которым, согласно многочисленным рассказам, обладал Шериф-али-буба. Показательна в этом отношении история его несостоявшейся женитьбы. После того, как женился его старший брат, родственники нашли невесту и для Шерифа-али-бубы. Однако он обладал своеобразным характером: не спорил и не ссорился с окружающими, в том числе с родными, даже прислушивался, по крайней мере внешне, к их мнению, но в конечном счете выходило все так, как он хотел, как считал правильным (когда дело касалось его личной жизни). Так было и на этот раз. Хотя Шериф-али-буба не хотел жениться, он не стал спорить. Настал день свадьбы. Процессия с невестой торжественно с музыкой двинулась по селу по направлению к дому Шерифа-али-бубы, как вдруг обнаружилось, что жених исчез. Родственники, зная

3* 67

о его странностях, сначала особенно не обеспокоились, полагая, что он вскоре появится, но тут выяснилось, что перед тем, как в этот раз исчезнуть, Шериф-али-буба заявил, что эта свадьба не для него, девушка не ему предназначена, а настоящий жених сейчас появится. И так получилось, что в этот день в селение неожиданно для всех вернулся его двоюродный брат, бедный чабан, который перед этим полгода проработал в Азербайджане. По возрасту ему уже пора было жениться, но из-за отсутствия средств на проведение свадебных мероприятий он не мог этого сделать. Чтобы избежать скандала, предложили выступить в роли жениха ему, на что он с радостью согласился. Так сбылись слова Шерифа-али-бубы. В дальнейшем родственники предприняли еще одну попытку его женить, которая также окончилась неудачно: он не пожелал вступить в сексуальные отношения со своей женой. В итоге на следующее утро после свадьбы девушку вернули домой, к ее родителям.

По словам информаторов, для него было характерно стремление к поддержанию мира и порядка в своей сельской общине и восстановлению там справедливости, если она каким-то образом нарушалась. Так, например, если в селе случалась кража, он, благодаря своему дару ясновидения, узнавал ее виновника, и, не предавая его имя огласке, забирал у него украденное и возвращал владельцу.

Поступки такого рода снискали ему среди односельчан репутацию человека не совсем нормального, с чудачествами.

Помимо ясновидения, Шериф-али-буба, судя по рассказам, обладал способностью провидеть будущее. Как-то раз его позвали к больному ребенку, которому было всего семь месяцев. Он положил руку на голову ребенка, посмотрел на него и сказал, что лучше ему было бы умереть сейчас, после чего ушел, не став его лечить. Но ребенок сам как-то выздоровел, вырос, а в день своей свадьбы убил родителей.

Во время Кавказской войны, когда Шамиль, захватив аул Ахты, решил осадить крепость, где находился гарнизон, ему, по преданию, посоветовали обратиться к Ше-рифу-али-бубе как к человеку, знающему будущее. Посланцу Шамиля ялджугский святой ответил, что, прежде, чем предпринимать осаду крепости, надо было спросить его, чтобы избежать позора, так как Шамилю взять Ахтынскую крепость не удастся.

Провидческие способности Шерифа-али-бубы проявились и в следующем случае: когда он умирал (а был он уже в почтенном возрасте), попросил своих родных похоронить его где-нибудь на более оживленной дороге - на полпути между селениями Ахты и Мискинджа, чтобы путники могли помолиться на его могиле. Братья удивились и сказали, что лучше было бы похоронить его в родном селе. Шериф-али-буба не стал возражать и разрешил похоронить себя там, где они хотят. Похоронили его в Ялджуге. Могила Шерифа-али-бубы стала почитаться как святое место - пир, где устраивали моления с зикром (ритуальным танцем), просили исцелить больных, даровать детей при бесплодии, ниспослать дождь в случае засухи. Но в 1952 г. жители села Ялджуг были переселены на плоскость, и потомки святого, расстроенные тем, что приходится оставлять здесь его могилу, поняли, что он еще около 100 лет тому назад знал, что это место опустеет.

Кроме предвидения будущего и ясновидения, Шериф-али-буба обладал способностями целителя. По сообщениям информаторов, он лечил от всех недугов, но отказывался принимать тех, кто был отягощен какими-то греховными деяниями. Таких людей он вообще к себе не подпускал. Платы за лечение он не требовал, но если человек, обратившийся к нему, до этого в мыслях обещал что-то сделать в случае выздоровления - раздать пожертвования на определенную сумму или одарить чем-то самого врачевателя, а потом забывал, то Шериф-али-буба указывал ему на это, говоря, что надо выполнить обещание. В том же случае, если пациент, напротив, пытался отблагодарить его больше, чем собирался вначале, Шериф-али-буба брал из принесенной ему суммы денег или количества продуктов лишь то, что соответствовало первоначально обещанному размеру вознаграждения.

Однажды к нему за помощью обратилась жена его старшего брата. По рассказам, поначалу после замужества она пренебрежительно относилась к своему деверю, считала его, как и многие другие в селении, ненормальным. Но случилось так, что у нее стала болеть рука - на ладони появилась незаживающая рана, дошедшая до кости. Тогда она вынуждена была попросить помощи у Шерифа-али-бубы. Он ей не отказал. Лечил Шериф-али-буба своих пациентов, в том числе и невестку, своеобразно: поставив их в комнате напротив себя на расстоянии нескольких шагов, он то приближался, то отходил, повторяя это несколько раз. После того, как он проделал это с женой брата, он сказал ей, что она должна сделать садакъа, т.е. раздать пожертвования из тех денег, что у нее есть. Невестка ответила, что у нее нет денег, что было правдой. Тогда Шериф-али-буба уточнил, что деньги для этого находятся у нее в кармане платья. Невестка очень удивилась: точно знала, что там никаких денег нет, но Шериф-али-буба приказал засунуть руку в карман и хорошенько там поискать. И когда она это сделала, то обнаружила серебряную монетку, каким-то образом затерявшуюся в складках ткани и сразу не нащупывавшуюся. После этого Шериф-али-буба взял ее за больную руку и плюнул на рану, потом правой ладонью произвел над ней несколько круговых движений слева направо. Затем он отпустил пациентку, заявив ей напоследок, что рука больше болеть не будет.

Шериф-али-буба, как считалось, обладал и властью над животными, мог вступать с ними в общение, и они выполняли его просьбы. Как-то на улице за ним увязались дети, привлеченные его ярким, необычным нарядом, стали дразнить, дергать за одежду. А надо сказать, что необычность святого проявлялась и в его одежде: на нем было надето что-то вроде халата, на который он собственноручно нашил сотни разноцветных кусочков ткани таким образом, что одеяние казалось сшитым из лоскутков. Кроме того, он нашил несколькими продольными рядами на передней части одежды амулеты сабабы. На голове он носил шапку в форме тюбетейки, с макушки которой свисала лента из войлока. На вопрос, зачем он носит такую необычную одежду, отвечал, что делает это для того, чтобы над ним смеялись. Но в описываемом случае, видимо, дерзость разошедшихся озорников переходила все границы и Шериф-али-буба вынужден был припугнуть их тем, что если они не прекратят баловаться, то придет волк. Ему не поверили, продолжая над ним

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком