научная статья по теме ОТКРЫВАЯ ЛЕРМОНТОВА О РЕЗУЛЬТАТАХ ОДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА` Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ОТКРЫВАЯ ЛЕРМОНТОВА О РЕЗУЛЬТАТАХ ОДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА`»

МАРИНА КРАВЧЕНКО

Открывая Лермонтова

О результатах одного профессиональ

Знаковая дата 2014 года — 200-летие классика российской художественной словесности Михаила Юрьевича Лермонтова.

Марина Валерьевна Кравченко, главный библиотекарь организационно-методического отдела Центральной городской библиотеки им. Горького МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС

Авторитетные исследователи называют М. Ю. Лермонтова поэтом космического масштаба, гением, обладающим ярко выраженными национальными чертами. О Лермонтове говорят как о мастере слова, который оказал влияние на последующий российский литературный процесс. По-прежнему неизменно притягательны для нас соприкосновение с сокровенными сферами творчества поэта, попытка разгадать тайны его личности.

Нестандартный взгляд на классика

Лермонтовский юбилей нашёл достойное отражение в деятельности МБУК «Ростовская-на-Дону городская централизованная библиотечная система».

«Инновационные формы работы библиотек по популяризации им. М. Ю. Лермонтова» — так назывался традиционный городской конкурс профессионального мастерства «Лучший библио-текарь-2014», стратегической целью которого явилось развитие творческих способностей и мультимедийных навыков библиотечных работников в процессе популяризации наследия величайшего российского поэта. Конкурс проводился с 1 февраля по 30 апреля 2014 г. по следующим номинациям: «Лермонтов: знакомый неизвестный» (для специалистов взрослых библиотек), «Я открываю Лермонтова» (для специалистов детских библиотек).

Безусловно, тема конкурса заключала в себе внушительный потенциал для реализации креативных замыслов библиотекарей. Обладая достаточной литературной эрудицией и необходимыми

навыками в области освоения информационных технологий, участники профессионального состязания представили на суд строгого жюри творческие изыскания, отличающиеся инновационной насыщенностью и высокой интеллектуальной культурой.

В финал вышло 9 работ, которые можно условно классифицировать на две группы:

1. Информационные продукты в электронном формате (электронная презентация, видеофильм, буктрейлер, нелинейная электронная презентация, комбинированный электронный ресурс);

2. Комплексные целевые проекты.

Необходимо заметить, что творческие работы первой группы составляли численное большинство. И это закономерно, поскольку нередко информация, облечённая в электронный формат, позволяет представить тему исследования «остраненно» (согласно терминологии метра российского литературоведения В. Б. Шкловского), то есть в непривычном ракурсе, в том ассоциативно-смысловом разрезе, который заставляет современного читателя воспринимать известный объект по-новому. Это необходимо, поскольку нельзя ни признать, что образ Михаила Юрьевича Лермонтова для широкого читателя подчас искажён невыносимым штампом казённой хре-стоматийности. Бесспорно, главным для авторов творческих работ стало создание нестандартного образа поэта, представление его художественного мира в запоминающихся, интригующих красках.

Так, целью буктрейлера «Гонимый миром странник», созданного заведую-

Д Л О #15 [225] 2014

щей сектором библиотеки им. Некрасова А. К. Агарковой, явилось формирование у неискушённого читателя первоначального заинтересованного представления о личности М. Ю. Лермонтова. В этой связи яркими концептами явились репродукции портретов поэта, сопровождаемые характеризующими его эпитетами («молодой», «смелый», «обидчивый»), выступающий в роли музыкального фона известный вальс Арама Хачатуряна к драме «Маскарад», фотографии памятников Лермонтову, а также иллюстрации известных художников к знаковым лермонтовским произведениям. Особое место в буктрейлере занял неожиданный образ: поставленное по

на из конкурсанток намеренно совершила поездку в Пятигорск, где сделала видео-репортаж «Он душу снова мне затронул», в котором отразила собственные впечатления от путешествия по лермонтовским местам.

Знаменитый русский философ Д. Мережковский называл Пушкина дневным, а Лермонтова — ночным светилами русской поэзии. Равноценность существования этих двух удивительных пла-

мотивам драмы «Маскарад» выступление российских фигуристов на сочинской 0лимпиаде-2014.

В основу буктрейлера «Три образа демона», подготовленного И. С. Марковой, сотрудником библиотеки им. Крупской, был положен архетип, особо значимый для мифопоэтического мировоззрения Лермонтова. Построенный по принципу эклектизма ролик раскрывает образ демона в трёх ипостасях: вербальной (строки знаменитой лермонтовской поэмы) музыкальной (ария демона в опере А. Г. Рубенштейна), живописной (иллюстрации М. А. Врубеля к поэме). Безусловно, такое представление образа позволяет наиболее глубоко и полно проникнуть в его суть.

Личность М. Ю. Лермонтова, его произведения, несомненно, таят в себе манящую таинственность. И поэтому участники конкурса буквально фонтанировали креативными идеями. Так, од-

нет в галактике русской литературы определяет и схожесть их жизненного пути. Эмоционально-поэтическое размышление о двух непревзойдённых мастерах художественного слова составило основу видеоролика «Мистические совпадения в судьбах поэтов», автором которого стала получившая в конкурсе поощрительную премию, заведующая библиотекой им. Пушкина, А. С. Бунто-ва. Семантическим центром буктрейле-ра выступила мысль о вневременной, космической сущности подлинного Поэта, его провидческой стезе. Яркая, увлекательная для читателя тема предопределила используемый в ролике иллюстративный материал: кадры кинофильмов «Лермонтов» (1986 г., режиссёр — Н. Бурляев), «Пушкин: Последняя дуэль» (2006 г., режиссёр — Н. Бондарчук). Особенно сильное эмоциональное воздействие оказывает музыкальное оформление. Песня И. Талькова «Поэты не рождаются случайно» явилась пронзительным лейтмотивом всего видеоряда. Произведение таинственно погибшего российского барда ХХ столетия привнесло в контекст видеоролика ощущение непреложной преемственности двух, на первый взгляд, разных, но генетически близких литературных эпох.

Особо следует сказать о занявшей первое место работе «Этюды о Лермонтове», авторами которой явились И. М. Смирнова, заведующая библиотечно-информационным центром им. Остров-

ского, и заведующая сектором этой библиотеки О. Н. Филиппова. Данный проект инновационен по своей сути, поскольку представляет качественно новый информационный продукт на основе сервиса "Prezi.com',, возможности которого позволяют создавать презентации с нелинейной структурой. Принцип презентации таков: её можно свернуть в одну картинку, и напротив, каждый элемент презентации может быть увеличен (акцентирован) для более детального изучения. Готовая презентация успешно загружается на диск, для её дальнейшего использования не требуется установка какого-либо программного обеспечения.

Презентация состоит из двух частей, включающих семь эпизодов («этюдов»), которые представляют такие аспекты лермонтовской темы, как биография поэта, загадки генеалогии его семьи, памятники М. Ю. Лермонтову и достопримечательности, связанные с

его именем, прижизненные портреты и изображения поэта с комментариями об истории их создания. Особое место в проекте занимает информация краеведческого характера: седьмой этюд представляет коллекцию экслибрисов и стихов донских авторов, посвящённых М. Ю. Лермонтову. Презентация «Этюды о Лермонтове» содержит также обширное приложение, включающее фрагмент художественного фильма режиссёра Н. Бурляева «Лермонтов» (1986), видеоролики, электронные презентации.

Немало профессиональных находок — и в конкурсных работах второй группы.

«С Лермонтовым через века» — так назывался проект, представленный

Ю. А. Крюковой, заведующей библиотекой им. Лермонтова. В его основе — описание систематического комплексного опыта работы филиала с именем библиотеки. Фоновой идеей для активизации этой деятельности в юбилейный год стал инициированный библиотекой городской конкурс поэтического творчества, целью которого явилась активизация творческой инициативы членов литературных объединений ростовских библиотек и других талантливых чита-

телей. Целесообразность такой инициативы была мотивирована тем, что в библиотеке на протяжении ряда лет работает поэтический клуб «Парус», куда, кстати, входят поэты знаменитого объединения «Ростсельмаш». Круг участников конкурса вместе с тем изначально предполагался более широкий. И действительно, в поэтическом состязании приняли участие все желающие, в том числе признанные в Ростове литературные таланты, победители прежних городских конкурсов — Андрей Данкеев, Елена Ковтун, Владимир Смирнов.

Важно отметить, что информационная и профессиональная поддержка конкурса принадлежит социальному партнёру ЦБС — Ростовскому региональному отделению Союза писателей России. Положение о конкурсе размещено в печатном органе Союза — газете «Донской писатель», ростовские профессиональные поэты принимают участие в работе жюри. Предполагается, что лучшие произведения будут представлены на сайте МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС (www.donlib.ru). Также по итогам конкурса готовится издание сборника стихов лауреатов и победителей. Чтобы продемонстрировать преемственность, которая лежит в основе любого литературного процесса, организаторы издания намерены включить в сборник посвящённые М. Ю. Лермонтову произведения классиков донской поэзии.

Подведение итогов конкурса и награждение победителей состоится в день рождения М. Ю. Лермонтова на торжественном мероприятии у памятника поэту. (Бюст великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова был установлен 14 сентября 2007 года в центре города вблизи пересечения Ворошиловского проспекта и Лермонтовской улицы. Авторы памятника — известные донские скульпторы Николай Васильевич и Эльвина Максимовна Можаевы.) Соберутся представители ростовских библиотек, городского Управления культуры, Ростовского регионального отделения Союза писателей России. Прозвучат лермонтовские стихи, а также произведения донских поэтов и участников конкурса «С Лермонтовым через века». Затем пройдёт возложение цветов.

Поэт ночных светил

Личность и наследие великого поэта посл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком