научная статья по теме Оценочно-ценностная проблематика в социально-гуманитарном познании Философия

Текст научной статьи на тему «Оценочно-ценностная проблематика в социально-гуманитарном познании»

Оценочно-ценностная проблематика в социально-гуманитарном познании

В. В. СУТУЖКО кандидат философских наук, доцент

Всплеск научного интереса к оценочно-ценностной проблематике приходится на 80-е гг. XX столетия, что, в частности, выразилось в увеличении числа публикаций, во включении аксиологической теории в исследования гносеологического, методологического и социального характера. Именно в этот период времени исследователи перешли от публицистических дискуссий и спорадических экскурсов в ценностно-оценочную проблематику к системному ее изучению. В современной науке изучение сущности психологических и социальных явлений, индивидуального и общественного сознания, деятельности и других феноменов явно будет неполным при элиминации категорий «оценка» и «ценность». Так как анализ названных процессов через призму оценочно-ценностных феноменов -определенный шаг в познании их сущности иного, нового, более глубокого порядка. В равной мере необходимость изучения оценочно-ценностной области продиктована практической необходимостью. Обоснованная всесторонняя оценка - непременный элемент научного управления обществом, социальной деятельности, процесса регуляции межличностных, межгрупповых и общественных отношений.

Оценка является всеобщим условием не только индивидуального и общественного сознания, но и бытия, поэтому актуальность исследования социального феномена оценочной и сопряженной с ней ценностной проблематики достаточно очевидна и в общетеоретическом плане. Нельзя назвать ни одной сферы социальной деятельности, ни одного

феномена общественного сознания, где непосредственно и опосредствованно не проявлялось бы оценивание. Вместе с тем в исследовании феноменов бытия и сознания нередка парадоксальная ситуация, когда, например, изучение мировоззрения, идеологии, форм общественного сознания осуществляется вне анализа их оценочно-ценностной природы. Проблема оценки интенсивно изучается в философии, что совершенно оправданно в контексте категории ценности, но нередко получается так, что ценностная проблематика поглощает оценочную, и главным объектом исследования оказывается ценность. Близость и известное сходство понятий ценности и оценки, как отмечал Б. А. Кислов, приводят также к тому, что их иногда не различают, отождествляют, что, разумеется, недопустимо [1, с. 5].

Изучение природы, сущности и функций оценки имеет давнюю историю и начиналось с трудов по этике и эстетике, где основные категории (характер эстетического отношения человека к действительности, содержание эстетического и нравственного идеалов, художественного образа и моральные принципы и т. д.) не могли быть проанализированы вне оценочно-ценностного подхода. Диалектическое взаимодействие нравственности и морали в социальных оценках и ценностях было отмечено Ю. М. Смоленцевым [см. 2]. Значение категории оценки отнюдь не локально, необходимость ее исследования проявляется и при решении других социально-философских проблем. Поэтому неслучайно в трудах, посвященных изучению теоретических вопросов разных областей философии, нередко оценка становилась объектом отдельного анализа. Однако до сих пор многое в характеристике феномена оценки остается еще проблематичным.

В общефилософской литературе сформировалась точка зрения, в соответствии с которой природа оценки - познавательная, и с этим трудно не согласиться, поскольку предпо-

сылкой всякой оценки является знание. Оппоненты сторонников такой точки зрения подчеркивают, что оценка - специфическая категория, которую невозможно полностью свести к знанию (она включает в себя нечто, не относящееся к познанию). Так появилась идея отражательной природы оценки (в силу присущей ей специфики оценка есть отражение, а не познание). Совершенно ясно, что каждая из этих точек зрения содержит в себе «рациональное зерно», но истина находится, по-видимому, где-то между ними. Закономерно предположить, что в оценке происходит специфическая интеграция отражательных и познавательных процессов, активным источником (субъектом) которых является социальное существо (человек/человечество). Субъектом оценочной

деятельности интегрируются процессы отражения и познания объектов окружающей его действительности. Более того, отношение субъекта к объекту выражается в результате оценивания, основанного на отражении и познании значимых качеств данного объекта. Оценка -уникальный феномен, уточнение природы которого ведет к конкретизации таких категорий, как знание, истина, наука, отражение, познание, практика, теория, личность, человек и т. д.

Рассмотрим, например, проблему оценивания результатов познания. Основной вопрос в познании - проблема критерия истины, который не может находиться внутри самого знания, но и не может быть найден вне отношения субъекта к объекту познания. Критерием истины может служить практика, формы которой многообразны. Между тем ясно, что практика далеко не всегда применима к истинной оценке результатов познания, и, как всякая человеческая производная, не свободна от заблуждений. Естественно, возникают вопросы о том, всегда ли практика образует основу познания и всякая ли практика может быть критерием

истины. Каковы бы ни были форма и уровень развития практики, она постоянно подвергается критической оценке. Современная научно обоснованная оценка, представленная в виде теории, как правило, опережает практику. Конечно, это не значит, что практика перестает быть основой познания и критерием истины, она продолжает играть эту роль, но лишь в той мере, в какой осваивает, вбирает себя достижения науки. Поэтому не практика сама по себе (безотносительно к научной теории), а единство практики и научной теории становится основой познания и критерием истинности его результатов. И поскольку истины, которые имеются в виду, являются истинами относительными, то и практика не является абсолютным критерием истины, тем более что она развивается, совершенствуется. В контексте такого понимания процессов познания следует говорить о концептуальности оценки. Широко используемый термин «концепт», введенный П. Абеляром для обозначения акта «схватывания» смысла вещей, наполняет новым содержанием понятие оценки результатов познания. Концептуальное оценивание - выявление или самовыявление сущностей (феноменов) через диалектическое единство практики и научной теории.

Следовательно, человек является не только существом мыслящим, но и существом оценивающим. Человек ежеминутно оценивает явления окружающего мира, деятельность и поведение других людей, сравнивает разные идеи,

концепции, теории и на основании этой всесторонней оценки строит свою картину мира. Каждый из нас уникален и обладает своим мировоззрением, но все же существует много определенных ситуаций, которые оцениваются всеми людьми почти одинаково ввиду того, что человек - существо социальное. Для того, чтобы стать полноправным членом общества, он вынужден постоянно выносить оценки социальным явлениям, событиям, анализировать свое

поведение и поведение окружающих с точки зрения «вписывания» в существующие рамки. Поэтому адекватность (как относительная истинность) социальной оценки является едва ли не главным фактором социализации и социальной адаптации личности. Отбор того, что ценится, что является необходимым для существования и удовлетворения потребностей, всегда был составляющей жизни человека как отдельной личности, с одной стороны, и как члена общества - с другой. Но оценки с этих позиций, как правило, не всегда совпадают. При оценивании одного и того же события с помощью индивидуально-личностных и общественно-социальных критериев возможны

значительные расхождения (вплоть до антагонизма).

В историческом контексте оценивание проходит закономерные стадии существования. Социальная оценка имеет сложный механизм и структуру функционирования, но в определенный момент времени она начинает «разрушаться» [3, с. 171]. Разрушение устаревшей социальной оценки начинается с появления обоснованной единичной оценки (оценки меньшинства), которая, выходя из «индивидуального поля», сначала распространяется, усиливая свое влияние на ближайшее социальное окружение, а затем, «набирая вес», укрепляется и увеличивает свое общественное пространство, становясь «новой» социальной оценкой (оценкой большинства) на данном историческом отрезке.

Истинное, верное представление явлений и сущностей (факт) на первый взгляд не нуждается в повторном оценивании, но довольно часто по политическим, конъюнктурным соображениям все же подвергается переоценке, что лишний раз подчеркивает социальный характер феномена оценки. В социальной оценке, если она истинна, всегда отражается конкретный факт истории [см. 4]. В свою очередь истинность социальной оценки (историческая подлинность) подтверждается судьбами и индивидуальными оценками тех тысяч и тысяч людей,

которые жили на данном историческом отрезке. Таким образом, исторический факт является показателем истинности социальной оценки. Но не всегда истинная социальная оценка в виде исторического факта согласуется с конкретной политической необходимостью. В мировой истории часто наблюдается преднамеренно неверное оценивание, прямое или косвенное искажение фактов. В происходящей переоценке социальных явлений отражена определенная историческая необходимость, при этом факт и оценка - не тождественные категории, так как с их помощью выполняются разные задачи, следовательно, они осуществляют отличные друг от друга функции.

Оценка служит для выражения мнения (индивидуального, группового, общественного) о чем-либо или о ком-либо, и в этом смысле оценка - феномен субъективный и идеалистический. Функция факта - достоверное отражение исторического процесса, поэтому факты (опора любого научного знания)-объективный и материалистический феномен. При проверке на истинность оценка «встречается» (если она верная) или «расходится» (если она ложная) с фактом. Пересечение оценки и факта -«момент истины» для любой оценки, для социальной оценки это к тому же период озарения общественного сознания. Пересечение оценки и факта - проявление единства субъективного и объективного, идеального и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком