научная статья по теме ОТЗВУКИ УШЕДШИХ ЭПОХ Науковедение

Текст научной статьи на тему «ОТЗВУКИ УШЕДШИХ ЭПОХ»

ОТЗВУКИ УШЕДШИХ ЭПОХ

Анна ВАСИЛЬЕВА, старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея

В первой трети ХМ в. палеонтология оформилась в самостоятельную науку. Тогда же появились и реконструкции вымерших представителей фауны, выполнявшиеся как самими исследователями, так и приглашенными художниками. Для воссоздания облика древних животных требовались глубокие научные знания в области не только палеонтологии, но и общей биологии, систематики, зоологии, сравнительной анатомии, а также богатое воображение, изрядная доля фантазии, позволяющей по отдельным костям понять и представить себе существо, аналогов которому уже нет в современном мире. Этими качествами в превосходной степени обладал доктор биологических наук и одаренный художник Константин Флёров (1904—1980), один из немногих в нашей стране представителей относительно

нового жанра искусства — палеоарта. Его произведения украшают экспозиции лучших естественнонаучных музеев России и стран ближнего зарубежья.

Термин «палеоарт» впервые был использован художником Марком Халлеттом при создании образа динозавров в фильме американского кинорежиссера Стивена Спилберга «Парк юрского периода» (1993), хотя само это направление изобразительного искусства возникло гораздо раньше. Задача приверженцев палеоарта — воссоздание облика вымерших животных и среды, в которой они обитали, на основании находок, научных данных, предположений об образе жизни древних обитателей нашей

планеты. Иными словами, это способ визуализировать и популяризировать гипотезы ученых о том, как выглядела Земля за много миллионов лет до появления человека, каков был животный и растительный мир в эпоху его формирования, как выглядели предки Homo sapiens.

Немного углубимся в историю жанра. Вымершие гигантские рептилии, обнаруженные палеонтологами, перевернули существовавшие в обществе представления об окружающем мире, покорив воображе-

К. Флёров со своей работой «Махайродус». 1938. Из фотоархива ГДМ.

ние не только ученых, но и широкой публики. Геологи показали, что у мира есть история, записанная в камне, и что в древние времена на Земле существовали растения и животные, которых теперь нет. Ученые пытались представить эти исторические сцены и впечатлить ими публику. А в начале XIX в. возникло и к середине столетия окрепло их активное взаимодействие с художниками. Вот несколько примеров.

Английский геолог и палеонтолог Гидеон Мантелл собрал коллекцию окаменелостей, среди которых оказались кости игуанодона*, которого он открыл и описал в 1825 г. Эта находка так вдохновила исследователя, что он пригласил к сотрудничеству художника Джона Мартина, получившего популярность за картины на исторические и библейские сюжеты. В результате появилось полотно «Страна игуанодона», к сожалению, не сохранившееся и известное по фронтиспису к книге Мантелла «Чудеса геологии» (1838).

В 1842 г. английский биолог Ричард Оуэн выделил известных на тот момент крупных наземных ископаемых рептилий в отдельный подотряд, которому дал имя динозавры (Шпошипа) — «ужасные ящеры». Ему же принадлежат первые подробные их реконструкции. Но более удачно образы вымерших животных удалось создать под его руководством скульптору и натуралисту Бенджамину Хоккинсу (именно он иллюстрировал труд Чарлза Дарвина «Путешествие

* Игуанодон — род растительноядных птицетазовых динозавров, живших в первой половине мелового периода (140—120 млн лет назад) на территории современных Европы, Северной Америки, Азии, Африки (прим. ред.).

натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»). Хок-кинс известен тем, что в 1868 г. смонтировал и выставил огромный скелет гадрозавра высотой в три этажа, который привлек рекордное число посетителей в Академию естественных наук Филадельфии. С его именем связан и самый ранний амбициозный проект воссоздания облика древних животных в натуральную величину в парке, располагавшемся при Хрустальном дворце в Лондоне.

Большую роль в формировании палеоарта как в Западной Европе и Америке, так и в России сыграли музеи, ставшие первыми заказчиками произведений подобного рода. В 1882 г. художник Виктор Васнецов получил от археолога, одного из руководителей Исторического музея в Москве, Алексея Уварова предложение написать монументально-декоративные композиции на тему «Каменный век» для одного из залов музея. Прежде чем приступить к работе, Васнецов много читал, беседовал с историками, археологами, осматривал предметы быта первобытных людей, но в работе над композициями главным стало его воображение. Творческой фантазией художника были воссозданы сцены из жизни древнейших людей, их характерные особенности, душевные состояния.

В 1910-х годах для Дарвиновского музея анималист Василий Ватагин* выполнил цикл акварельных таблиц, изображающих вымерших животных. В 19301940-х годах были написаны картины на палеонтоло-

*См.: В. Удальцова. Соединение науки и искусства. — Наука в России, 2013, № 5 (прим. ред.).

Бенджамин Хоккинс. Скульптуры динозавров в парке Хрустального дворца. Из книги «Endless forms. Charles Darwin. Natural Science and the Visual Arts. Edited by Dina Donald & Jane Munro». Florence, 2009.

гические темы и о заре истории человечества Алексеем Комаровым, Михаилом Езучевским, Вадимом Трофимовым. Наиболее значимые произведения об истории естественного мира созданы при участии Константина Флёрова. До Ватагина и него в России никто не писал больших живописных полотен с изображениями доисторических животных.

«Флёров был профессором, но по своей натуре не подходил ни под какую категорию ученых. Это был художник во всем — с богемными чертами характера, величественный, огромного роста, с глухим басом, импозантный и харизматичный...» — так характеризовал его в своих воспоминаниях коллега по работе в Палеонтологическом институте кандидат биологических наук Владимир Жегалло.

Константин Константинович Флёров родился в Москве 4 февраля 1904 г. в семье доктора медицины, профессора Московского университета. С юных лет он увлекался рисованием и зоологией, часто с отцом приходил в зоопарк наблюдать и рисовать животных. Большую роль в формировании юноши сыграл ху-

дожник Василий Ватагин — он обратил внимание на его художественные способности и привел в студию анималистического рисунка Алексея Степанова. В 1920 г. Флёров поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Еще будучи студентом, выезжал в экспедиции и из всех своих поездок привозил кипу рисунков, выполненных с натуры. В 1926 г. Флёрова пригласили в Зоологический институт Академии наук в Ленинграде старшим научным сотрудником, где он проработал до 1937 г. В это время им было опубликовано множество статей по зоологии и палеонтологии, он писал большие разделы в коллективных монографиях («Звери Арктики», «Звери Таджикистана»). Все эти работы появились в результате экспедиций по Уралу, Кавказу, Дальнему Востоку и Средней Азии и создали имя их автору не только в СССР, но и за рубежом. В 1935 г. ученому была присуждена без защиты степень кандидата биологических наук.

Осенью 1937 г. известный музеевед Александр Котс пригласил Флёрова в Москву, где он принял участие

Джон Мартин. Страна игуанодона. Фронтиспис к книге Гидеона Мантелла «Чудеса геологии» (1838). Из книги «Endless forms. Charles Darwin. Natural Science and the Visual Arts. Edited by Dina Donald & Jane Munro». Florence, 2009.

в оформлении Дарвиновского музея. За годы работы здесь им были выполнены грандиозные скульптурные реконструкции вымерших животных и более пятисот картин на темы изменчивости, происхождения и развития жизни на Земле и др. Первыми его скульптурами для Дарвиновского музея стали «Меритерий» и «Палеомастодон» (1937) — они по сей день украшают экспозицию. Затем последовали более масштабные реконструкции: пятиметровой высоты скульптура гигантского ленивца «Мегатерия», лемура «Мегалодаписа» и гигантской нелетающей птицы «Моа» (1938). Лаконичность и четкость форм, отсутствие лишних спорных подробностей и деталей обусловили успех этих композиций.

В 1938—1939 гг. Флёров под руководством Ватаги-на выполнил серию картин на тему «Происхождение и развитие жизни на Земле». В нее вошли семь масштабных панно, посвященных эволюции наземной фауны в эоценовую, миоценовую, ледниковую эпохи, в пермский, триасовый, юрский и меловой периоды. «Одно дело воссоздать наружный облик существа, еще недавно бороздившего наши леса и

закрепленного, хотя и неумело сделанным прижизненным рисунком, — писал Александр Котс, оценивая трудности работы художника, — и другое дело — оживить углем и красками гротескные формы отдаленнейших геологических эпох, тех гигантских, давно вымерших «драконов», отголоски о которых глухо слышатся в народных сагах и легендах. Одеть разрозненные кости ископаемых гигантских чудовищ мышцами и кожей, дать почувствовать сквозь общие покровы костную архитектонику под силу лишь анатому-зоологу. Заставить эти закрепленные карандашом и кистью линии и формы проецироваться в глубину, заполнить объемным содержанием, придать им жизнь и движение — под силу только скульптору-художнику».

После переезда Академии наук в Москву Константин Константинович по приглашению академика Алексея Борисяка и профессора Юрия Орлова, позднее академика, с 1938 г. начал работать старшим научным сотрудником в Палеонтологическом институте, оставаясь сотрудником Дарвиновского музея по совместительству. В конце 1930-х годов Флёров

Жизнь наземная триаса. Серия картин «Происхождение и развитие жизни на Земле». 1938. Холст, масло. ГДМ.

выполнил серию картин, воскрешающих образ жизни халикотериев (особой ветви непарнокопытных, родственных лошадям и носорогам), древних хищ-ников-амфиционов, или медведе-собак. Тогда же он работал над реконструкциями животных гиппарио-новой фауны*, среди которых специалисты отмечают самотериев, палеотрагусов (вымерших предков жирафов) и хилотериев (вымерших безрогих носорогов). Все эти картины выполнены в светлой солнечной гамме. Живо изображены травы, примятые копытами. Даже самые удивительные создания нарисованы так убедительно, как будто художник наблюд

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком