научная статья по теме ОВЧИННИКОВ В.А. ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ И ЖЕНСКИЕ ОБЩИНЫ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА. КЕМЕРОВО: КУЗБАССВУЗИЗДАТ, 2004. 255 С.: ИЛ. 500 ЭКЗ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОВЧИННИКОВ В.А. ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ И ЖЕНСКИЕ ОБЩИНЫ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА. КЕМЕРОВО: КУЗБАССВУЗИЗДАТ, 2004. 255 С.: ИЛ. 500 ЭКЗ»

Овчинников В.А. Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX -начале XX века. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 255 с.: ил. - 500 экз.

Книга доцента кафедры отечественной истории Кемеровского госуниверситета, кандидата ист. наук В.А. Овчинникова посвящена мало изученной историками проблеме - исследованию социально-каритативной деятельности православных монастырей и женских общин Томской епархии, занимавшей важное место в развитии юга Западной Сибири, формировании социокультурных

характеристик региона. Здесь впервые подробно рассмотрены организационная структура, система управления

монастырями Томской епархии, проанализированы основные формы и методы их деятельности. В работе раскрыт процесс формирования структур отдельных монастырей и общин, прослежена динамика изменения систем управления и внешних связей. Ее с уверенностью можно назвать справочно-информационным изданием, содержащим самые полные данные о монастырях Томской епархии. Наиболее удалось автору исследование социального состава и динамики изменения численности монашеских общин, дополненное биографическими справками об их руководстве и членах. Большая часть статистического материала обобщена в 35 таблицах и временных рядах с основными характеристиками развития монашеских обителей юга Западной Сибири.

В работе достаточно эффективно использован структурно-функциональный анализ архивных источников Российского государственного исторического архива, Госархива Томской области, Центра хранения Архивного фонда Алтайского края. Это позволило ввести в научный оборот значительный массив

статистических данных, отразивших в динамике преобразование структуры монастырских обителей (возникновение, качественное изменение штата

посредством гендерных и социальных характеристик), организационно-

управленческой структуры, а также определить основные функции монастырей и общин РПЦ в исследуемый период.

Наиболее полно представлены формы и методы просветительско-

благотворительной деятельности

монашеских обителей, достаточно аргументированно проанализированы этапы становления монастырей как центров просвещения и

благотворительности, рассмотрены

особенности монастырской культуры и ее влияние на население епархии. Полученные данные дополнили ранее слабо изученную часть истории юга Западной Сибири второй половины XIX -начала ХХ в., способствуя определению роли и места монастырей в социокультурном развитии региона.

В результате исследования автор пришел к важным выводам.

Увеличение количества монастырей (с 60-х гг. XIX в. до 1917 г. с 2 до 13) на территории Томской епархии тесно связано с началом быстрого экономического развития региона, ростом населения за счет переселения, активизацией просветительско-

благотворительной деятельности.

Большинство обителей епархии были женскими и возникли в форме общин, как и в Европейской России.

Специфика развития объекта исследования обусловлена значением культурно-просветительской работы

обителей для Западной Сибири со слаборазвитой сетью государственных и частных просветительско-

благотворительных заведений.

Особенностью обителей епархии был их миссионерский характер (7 из 13), а существенным фактором - расположение в

приграничной области, входившей в сферу стратегических интересов государства в Азиатском регионе. Большинство монашеских обителей находилось на Алтае. Помимо религиозной они играли важную государственную роль, так как были неразрывно связаны с укреплением идеологической основы империи и противодействовали распространению ислама и буддизма на юге Западной Сибири.

Тенденция быстрого роста населения женских обителей империи во второй половине XIX в. ярко проявилась и в Томской епархии. С 1869 по 1916 г. число монахов и послушников возросло в 3,5 раза, в то время как монахинь и послушниц - более чем в 12 раз, причем женские обители отличались стабильностью состава. Основным источником

пополнения числа насельников

монастырей являлись преимущественно крестьяне Томской губернии. Практически все монашествующие были грамотными и высокообразованными по сравнению с остальным населением Сибири.

Монастыри и обители как низовые подразделения организационной

структуры РПЦ управлялись в исследуемый период по традиционной трехуровневой схеме. В повседневной жизни обителей решения высшей и епархиальной властей играли

незначительную роль. Перспективное развитие монастырей было связано с общеепархиальными программами, т. е. зависело от принимаемых на епархиальном уровне решений и их реализации. Просветительско-благотворительные заведения монашеских обителей епархии занимали важнейшее место в просветительской деятельности.

В указанный период монастыри при поддержке общества и государства увеличили капиталы, создали развитые комплексные хозяйства, составлявшие основу экономической самостоятельности и независимости от мира. Одновременно

выросло количество создаваемых при них просветительско-благотворительных заведений, принимавших более

прогрессивные формы. Важное значение имело и появление в результате реформ 60 - 70-х гг. XIX в. нового социального слоя предпринимателей-благотворителей.

На основе статистического анализа новых форм и методов работы учебных и благотворительных заведений, политики государства и изменений просветительской епархиальной сети выделено два этапа в процессе ее развития.

В конце XIX - начале XX в. в женских обителях сложились четкие формы работы: создание просветительско-

благотворительных комплексов (школа, приют, богадельня, библиотека, больница) и учебных заведений по подготовке учителей для школ церковного ведомства. Открытие и деятельность учебных и благотворительных заведений нового типа, отличавшихся современными формами и методами работы (церковно-учительская школа при Томском архиерейском доме, второклассное женское училище при Чемальской общине, Дом трудолюбия при Иоанно-Предтеченском монастыре),

проходили в русле совершенствования церковных просветительско-

благотворительных учреждений епархии и способствовали повышению

образовательного и культурного уровня населения юга Западной Сибири.

В сфере деятельности просветительских и благотворительных заведений при православных обителях епархии совпали интересы государства, общества и РПЦ. К концу XIX в. накопленный обителями потенциал (экономическая база, образовательный уровень насельников, организационная структура и управление) позволил им занять важное место в жизни региона, стать для населения Томской губернии не только значимыми религиозными центрами, но и средоточием просветительских, благотворительных, культурных учреждений. По сравнению с

европейской частью России в Сибири в силу природно-географических и политических условий монастыри играли более важную роль как в общественной жизни, так и в государственной политике.По глубине содержания и

характеру излагаемого материла книга, несомненно, будет востребована не только специалистами в области церковной истории, но и широкой общественностью.

А.Н. САДОВОЙ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком