научная статья по теме П.А. БЕССОНОВ И ЕГО СБОРНИК “КАЛЕКИ ПЕРЕХОЖИЕ” Языкознание

Текст научной статьи на тему «П.А. БЕССОНОВ И ЕГО СБОРНИК “КАЛЕКИ ПЕРЕХОЖИЕ”»

ИЗВЕСТИЯ РАИ. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2008, том 67, № 2, с. 66-70

ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

П.А. БЕССОНОВ И ЕГО СБОРНИК "КАЛЕКИ ПЕРЕХОЖИЕ"

© 2008 г. Н. А. Федоровская

В статье, приуроченной к 180-летию со дня рождения исследователя, фольклориста, издателя и редактора сборников народных стихов и песен П.А. Бессонова (1828-1898), дается краткая характеристика его жизни и творческого пути, анализируется принесший ему широкую известность сборник "Калеки перехожие".

The paper commemorating the 180th anniversary of birth of the schokr, folklorist, publisher, and editor of folk verses and songs Piotr A. Bessonov (1828-1898), gives a short description of the course of his life and creativity, and his collection "Kaleki perekhojie".

Петр Алексеевич Бессонов1 - фольклорист и этнограф, собиратель народных песен, исследователь, деятельный редактор и издатель, родился в Москве в 1828 г. в семье московского священника (см. [1-3]). Первоначальное образование получил в Московской духовной семинарии, которую окончил в 1846 г. С 1846 по 1851 г. учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Среди его учителей были К.А. Кос-сович, П.Я. Петров, С.П. Шевырев, О.М. Бодян-ский. Всю свою жизнь он посвятил редакционно-издательской деятельности, а также популяризации произведений русской и славянской народной культуры.

С 1855 по 1857 г., живя в Москве, Бессонов служил помощником столоначальника в архиве Министерства иностранных дел, работал секретарем в синодальной типографии, преподавал славянские наречия в Московском университете, где читал бесплатные лекции для всех желающих.

Стараниями попечителя Виленского учебного округа И.П. Корнилова Петр Бессонов был приглашен в Вильну (сегодня г. Вильнюс, Литва) и назначен весной 1865 г. директором местного реального училища и Первой гимназии, а также председателем Археографической комиссии. В Вильно Петр Бессонов активно собирал и изучал белорусский фольклор, обычаи и обряды, принимал участие в организации местного музея.

По возвращении в Москву (1866) работал библиотекарем Московского университета. В 1878 г. Казанский университет присвоил Бессонову почетный диплом и звание доктора славянской филологии. В том же году он получил звание профессора Харьковского университета, где начиная

1 В статье автор следует сложившейся традиции написания этой фамилии через "с" - Бессонов, хотя в оригинальных текстах XIX века и в сборниках П. Бессонова его фамилия пишется через "з" - Безсонов. Оригинальное написание фамилии сохраняется нами при цитировании источников.

с 1879 г. до конца жизни занимал кафедру славянских наречий. Умер в 1898 г. в Харькове.

Бессонов проявил себя как активный общественный деятель. Был действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Наряду с В.И. Далем и К.С. Аксаковым входил в состав редакционного комитета Общества любителей российской словесности, а с 1869 по 1878 г. был секретарем общества. Кроме того, состоял в Русском географическом обществе и был членом-корреспондентом Сербского ученого содружества.

Интерес к славистике появился у П. Бессонова еще в период учения в университете. Немаловажное значение здесь имели лекции О.М. Бодянско-го, личное знакомство с В.И. Григоровичем и близость к славянофильскому кружку М.П. Погодина. Его научные интересы сосредоточивались на собирании, исследовании и публикации славянских рукописей: например, им были найдены и изданы рукописи чешской Библии и работы хорватского священника и мыслителя Юрия Кри-жанича, а также произведений народного творчества славян. Под редакцией П. Бессонова публиковались материалы по славянской истории, народной культуре и словесности. В этой области исследователь сотрудничал с рядом журналов и газет преимущественно славянофильского направления: "Русская беседа", "Молва", "День", "Московские ведомости" и др.

В 1855 г. под редакцией П. Бессонова вышли два выпуска "Болгарских песен из сборников Ю.И. Венелина, Н.Д. Катранова и других болгар". Кроме песен из указанных в названии сборников были включены произведения, собранные В. Ап-риловым, А. Кипиловским, 3. Княжеским, Н. Ге-ровым, Г. Пешаковым, а также песни, напечатанные в журнале "Москвитянин" и других изданиях.

Заслугой исследователя является и очерк грамматики новоболгарского языка, опублико-

ванный во 2-м выпуске сборника. П. Бессонов одним из первых создал практическое руководство по изучению болгарского языка. Очерк призван помочь изучающим болгарский фольклор правильно читать и переводить песни, а также познакомить с основными грамматическими особенностями болгарского языка. В своем очерке - он останавливается на различных способах новоболгарского правописания - результатах влияния различных орфографических школ в Болгарии, дает характеристику основных болгарских диалектов (восточного и западного) и краткое описание фонетики и морфологической структуры болгарского языка в сопоставлении с церковнославянским и сербским. Это был наиболее полный для своего времени сборник народных болгарских песен, с указанием источников, где была записана и кем доставлена песня. В течение многих лет этот сборник был основным источником изучения в России болгарского фольклора.

В 1858-1860 годах Бессонов опубликовал двухтомник Юрия Крижанича "Русское государство в половине XVII века. Рукопись времен царя Алексея Михайловича", а в 1860 г. - его сочинение "О промысле". В 1870 г. была опубликована работа Бессонова, посвященная творчеству того же автора ("Католический священник серб (хорват) Юрий Крижанич - ревнитель воссоединения церквей и всего славянства в XVII веке").

В 1860-1874 годах под редакцией Бессонова вышло десятитомное издание "Песни, собранные П.В. Киреевским". В 1861-1862 годах П. Бессонов публикует биографию К.Ф. Калядовича, в 1861-1867 годах вместе с О.Ф. Миллером он выпускает четырехтомную коллекцию П.Н. Рыбникова "Песни, собранные П.Н. Рыбниковым".

В 1864 г. в "Православном обозрении" публикуется его статья "Судьба нотных певческих книг". В 1868 г. выходит сборник "Детские песни", который является первым собранием русского детского фольклора. Эта работа пробудила интерес исследователей и любителей к собиранию и изучению детского народного творчества. Итогом деятельности Бессонова в Вильне стал сборник "Белорусские песни", изданный в 1871 г.

Однако широкую известность принес Бессонову двухтомный сборник стихов "Калеки перехожие", который печатался с 1861 по 1864 годы (см. [4-7]). Коллекция стала крупнейшим собранием духовных стихов второй половины XIX века и получила в свое время знаменитую Демидовскую премию.

"Калеки перехожие" представляют собой пример хорошо известного, но все еще мало изученного сборника. Его обширные и многообразные материалы зачастую остаются вне поля зрения специалистов. Одним из первых исследователей сборника был Г.П. Федотов. В своей работе "Сти-

хи духовные (Русская народная вера по духовным стихам)" он использовал его как основной источник текстов [8]. Среди более поздних - отметим работы [9-12].

Свой труд П. Бессонов посвятил императрице Марии Александровне, Московскому обществу любителей российской словесности и памяти его председателя А.С. Хомякова. В нем, как отмечает сам автор, он попытался привести максимальное количество доступных на то время текстов духовных стихов. В коллекцию в основном вошли духовные стихи из рукописей и рукописных книг

XVIII века, часть которых была выкуплена у собирателей рукописей и стала его собственностью, а другая - скопирована из частных коллекций с разрешения их владельцев.

В собрание вошли стихи из архивов Румянцев-ского музея и Публичной библиотеки, книгохранилищ Толстовского, Погодинского, Ундольско-го, а также Ростовского и Яковлевского монастыря и частные коллекции таких любителей-собирателей, как Т. Большаков, И. Федоров, Т. Гаврилов, В. Должников. Автор "Калек" получил разрешение пользоваться архивом Этнографического отделения Географического общества и публиковать духовные стихи, которые собирались членами общества и хранились в этом архиве. В сборнике были помещены опубликованные в разные годы тексты духовных стихов с тем, чтобы любители и исследователи русской народной культуры получили наиболее полное представление об этом жанре. Это прежде всего тексты из сборников духовных стихов П.В. Киреевского, П.И. Якушкина и В.Г. Варенцова [13-15]. В нем также представлены духовные стихи из Болгарии, Сербии, Боснии, бытовавшие в XVIII-

XIX веках. Для сравнения приводятся польские и чешские псалмы и "кантычки" (канты).

Если бы П. Бессонов тем и ограничился, то уже внес бы большой вклад в изучение русской и славянской культуры. Однако кроме редакторской и издательской деятельности он был организатором обширных научных исследований. В разных регионах им лично записывались тексты и фиксировались напевы духовных стихов, которые также были включены в рассматриваемую коллекцию. Под его руководством организовывались экспедиции по сбору стихов в Симбирской, Пермской, Новгородской и Олонецкой губерниях, Белой и Малой Руси. В сборник вошли тексты, записанные от таких народных исполнителей, как Алексей Платонов Теленков, Палагея Морозова, Алексей Дюдюкин, Антип из Вокшина, Лукерья Сидоровна, Кореляк Ларионов и др.

Шесть выпусков "Калек перехожих объединены в два тома по три выпуска в каждом. Они включают стихи с комментариями, в которых указывается место записи текста (губерния, село и т.д.), его исполнитель (калека3, крестьянин и т.д.), имя собирателя и другие сведения. Наряду с текстами стихов, выпуски содержат объемные вводные разделы, называемые "Предуведомлениями". В коллекцию включены исследовательские статьи П. Бессонова: "К читателям" и "Два слова", письмо кн. В.Ф. Одоевского "Об исконной великорусской музыке", а также напевы и рисунки.

Всего в сборнике приведено 675 стихов, однако реально текстов гораздо больше за счет включения вариантов и фрагментов стихов, не вошедших в общую нумерацию. Сквозная нумерация основных текстов сохраняется во всех шести выпусках. Варианты текстов, зафиксированные в раз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком