научная статья по теме P.L. SCHEURLEER. GOUD UIT JAVA: GOLD FROM JAVA Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «P.L. SCHEURLEER. GOUD UIT JAVA: GOLD FROM JAVA»

210

ВОСТОК (ORIENS) 2014 № 3

P.L. SCHEURLEER. GOUD UIT JAVA: GOLD FROM JAVA.

Zwolle: WBooks; Gemeentemuseum Den Haag, 2012. 144 p., ill.

ISBN 978-90-400-0360-8*

© 2014 А. О. ЗАХАРОВ

С 21 апреля по 4 ноября Муниципальный музей Гааги (Gemeentemuseum den Haag) провел выставку "Золото Явы" с уникальными предметами ювелирного дела столичного острова Индонезии из своих фондов. Для информационного обеспечения посетителей был издан рецензируемый каталог, автором которого стала Паулин Лунсингх Схёрлеер, крупный знаток искусства Юго-Восточной Азии и бывший хранитель южно- и юго-восточноазиатских коллекций Королевского музея Амстердама (Rijksmuseum Amsterdam).

Каталог состоит из трех частей: "Введение в эпоху индо-буддийской культуры в Индонезии", "Ява как остров золота", "Предметы из Муниципального музея Гааги". Ей предпослано предисловие директора музея Бенно Темпеля. В конце монографии приводятся сноски и список литературы. Текст книги дублируется на голландском и английском языках в две колонки. Это облегчает знакомство с каталогом не владеющим голландским языком читателям1.

Первая часть открывается кратким очерком "Знакомство с яванскими древностями", повествующим об истории сбора древних памятников голландцами, деятельности Батавского общества искусств и наук2, Государственного музея древностей (Лейден)3, Комиссии древностей4, Археологической службы5 и передаче яванской коллекции из Государственного музея древностей в Государственный музей этнографии (Лейден)6. П.Л. Схёрлеер подчеркивает сложности установления места и времени обнаружения древних памятников, равно как и установления их датировки, выделяет основные эпохи индо-буддийской эпохи на Яве: протоклассическую (200-750), центральнояванскую, или раннеклассическую (750-930), и восточнояванскую, или позднеклассическую (930-1500) (p. 12)7.

Автор описывает типы святилищ и храмов и "горных обителей богов" в центральнояванский и восточнояванский периоды, к сожалению, без схем, отмечая создание нового типа храмовых комплексов в середине XIV в., в которых концентрическая планировка с главным святилищем в центре сменилась линейной, где святая святых располагалась позади остальных сооружений (p. 14-15). Отдельно характеризуется типичный орнамент центральнояванской эпохи - кала-макара (стилизованная голова льва анфас в сочетании с открытой пастью крокодилообразного чудовища), которым украшали входы в святилища или ниши со статуями богов. В восточнояван-ский период кала и макара уже не объединялись.

П.Л. Схёрлеер кратко характеризует каменные и бронзовые изваяния богов, в том числе Шивы, Дурги, Ганеши, обожествленных правителей, уделяя особое внимание их типично яванскому украшению - черепу на полумесяце. Эти символы Шивы на Индостане не соединялись в единую композицию. Более того, на Яве они свойственны другим богам и их помещали в качестве украшения на одежду (p. 24, ills. 9-11 - статуя Ганеши). Описываются другие разновидности скульптуры - одноглазого калы и головы демона, пожирающей солнечный диск, а также бронзовые церемониальные объекты.

Во второй части излагается краткая история изучения ювелирных изделий Древней Явы. Особое внимание уделяется кладу из Вонобойо, найденному в 1990-1991 гг. и состоявшему из почти семи тысяч золотых и серебряных предметов, включая монеты, короны, сосуды, ложки и

* Схёрлеер, Паулин Лунсингх. Золото Явы. Зволле: Вбукс, 2012. 144 с., ил. [Параллельный текст на голландском и английском языках]. ISBN 978-90-400-0360-8.

1 Впрочем, порой английский вариант оказывается не очень точным. Так, уже в названии первой части английский вариант менее полон, чем голландский: "Introduction to the Hindu-Buddhist period in Indonesia" и "Inleiding tot de hindoe-boeddhistische cultuurperiode van Indonesi8" (p. 5, 7). Та же ситуация с названием первой главы этой части: "Initial acquaintance with Javanese antiquities" и "Kennismaking met de Javaanse oudheden" (p. 9).

2 Bataviaas Genootschap van Kunsten en Wetenschappen.

3 Rijksmuseum voor Oudheden.

4 Oudheidkundige Commissie.

5 Oudheidkundige Dienst.

6 Rijksmuseum voor Volkenkunde, ныне - Museum Volkenkunde.

7 В целом такое деление восходит к работе Н. Крома [Krom, 1923]. См. также: [Бандиленко, 1984].

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

211

другие церемониальные объекты. Приводятся образцы типичных яванских древностей: золотые серьги, кольца, небольшое изваяние, инкрустированное драгоценными камнями, статуэтки богов, носик сосуда, лопастная чаша с восьмью эпизодами Рамаяны (p. 40, ill. 25), пектораль, мужской почетный знак (p. 44, ill. 30), принц Сутасома верхом на людоеде (p. 44, ill. 31).

Последняя, третья часть монографии - собственно каталог коллекции яванского золота и серебра из Муниципального музея Гааги. Каждый предмет сопровождают внешнее описание, датировка, сведения о размерах и инвентарном номере в музее. Здесь и декоративный флерон, и пара ушных подвесок в форме жукообразного насекомого, и ушная подвеска в виде открытого кольца с выступом, и фрагменты ожерелья, и серьги разных форм, включая украшенные лицами разных божеств для защиты от зла, и печатки (p. 68-70, pl. 9-11), и украшение с четырехконечной звездой (p. 93-95, pl. 26).

В отдельный раздел выделены изделия из золотой и серебряной проволоки и филиграни: плетеные и многожильные кольца, украшения в виде раковин, плетеное ожерелье с бусинами (p. 106-110, pl. 32), плетеные бусины. Далее следуют украшения в форме круга/кольца: ожерелья, ножные браслеты, перстни с камнями и без оных и открытое трехчастное кольцо (p. 132-133).

Рецензируемое издание содержит и спорные утверждения. Так, П.Л. Схёрлеер повторяет восходящее к Н. Крому, Ж. Сёдесу и Й.Г. Де Каспарису противопоставление буддийской династии Шайлендров и шиваитской династии поклонников Санджаи (p. 12), хотя оно едва ли может считаться обоснованным [Захаров, 2012; Zakharov, 2012]. Исследовательница со ссылкой на неопубликованный доклад Дж. Виссеман Кристи8 переводит выражение из санскритской надписи Санджаи из Чанггала 732 г. sampannam kanakäkarais "изобилующий/полный золотых рудников" как "изобильный золотом" (p. 32), не учитывая значения слова äkara "рудник" из-за их отсутствия на Яве, тогда как в санскритской поэтике действительность конструировалась по установленным образцам: горы, например, всегда должны быть богаты золотом и драгоценными камнями [Griffiths, 2013, p. 57]. Так что в интерпретации Дж. Виссеман Кристи-П.Л. Схёрлеер нет необходимости.

В целом каталог позволяет воочию узнать мастерство древних золотых и серебряных дел мастеров Явы. Он удачно дополняет издания Дж. Миксика "Древнее золото Явы" и Ф. Бринк-грев, П.Л. Схёрлеер и Д. Стюарта-Фокса "Золотое величие Национального музея Индонезии" [Miksic, 1988; Brinkgreve et al., 2010]. Тщательно составленный комментарий к предметам - несомненная заслуга П.Л. Схёрлеер. Издание безусловно необходимо всем изучающим культуру средневековой Индонезии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бандиленко Г.Г. Культура и идеология средневековых государств Явы. Очерк истории VIII-XV вв. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва "Наука", 1984.

Захаров А.О. Политическая история и политическая организация раннесредневековой Индонезии (V- начало Xв.). М.: Институт востоковедения РАН, НОЧУВПО "Институт стран Востока", 2012.

Brinkgreve F., Scheurleer P.L., Stuart-Fox D. Kemegahan emas di Museum Nasional Indonesia / Golden Splendour in the National Museum of Indonesia. Jakarta: Museum National Indonesia, 2010.

Griffiths A. The Problem of the Ancient Name Java and the Role of Satyavarman in Southeast Asian International Relations Around the Turn of the Ninth Century CE // Archipel. Vol. 85. 2013.

Krom N.J. Inlieding tot de Hindoe-Javaansche Kunst. D. 1-3. 's-Gravenhage, 1923.

Miksic J.N. Small Finds: Ancient Javanese Gold. Singapore: National Museum, 1988.

Zakharov, Anton O. The Sailendras Reconsidered // Nalanda-Sriwijaya Centre Working Paper No 12 (Aug 2012), 40 p. http://nsc.iseas.edu.sg/documents/working_papers/nscwps012.pdf.

http://artgallery.yale.edu/sites/default/files/files/Edu_Prog_symp_java-gold-symposium-program_009.pdf.

8 "Золото и ранние надписи Явы", прочитанный на симпозиуме в Йельском университете "Золото Юго-Восточной Азии" 14 мая 2011 г. (http://artgallery.yale.edu/sites/default/files/files/Edu_Prog_symp_java-gold-symposium-program_009.pdf).

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком