научная статья по теме ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В 1453 ГОДУ И ТУРЕЦКАЯ УГРОЗА В РЕНЕССАНСНОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В 1453 ГОДУ И ТУРЕЦКАЯ УГРОЗА В РЕНЕССАНСНОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ»

Новое время

© 2015 г.

А.В. ДОРОНИН

ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В 1453 году И ТУРЕЦКАЯ УГРОЗА В РЕНЕССАНСНОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ

ХРИСТИАНСКИЙ МИР - "КОНТРХРИСТИАНСКИЙ МИР"1: ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Ислам - одна из трех монотеистических религий, известных европейскому континенту с момента своего зарождения: с VIII-IX в. - южной его периферии, Испании и Южной Италии2; а с конца XIV в. - юго-восточной, куда ислам активно проникает под турецкими знаменами, особенно после сокрушительного поражения бургундско-немецко-венгерского войска при Никополисе 25 сентября 1396 г. Среди прочих гази, вытесненных монголами в XIII в. из Малой Азии, особенную силу в XIV в. набирает малоизвестный Эртогрул. Именно его потомки положат начало могущественной династии Османов3. В 1444 г. христианское войско потерпит тяжелое поражение под Варной, а уже через девять лет Византийская империя исчезнет с карты Европы. Спустя почти столетие Московское княжество, ещё в XIV в. начавшее собирать русские земли, заявит о себе как о новом центре православия. "Белградское чудо" - победа венгров над турками 1456 г., - казалось, возродит надежду на успех в противостоянии "контр-Европе" (по выражению Ф. Броделя). Но развить этот успех не удастся; "вернуть Иерусалим" так и останется иллюзией. После 1444 г. общехристианского выступления против неверных уже не случится. Монополия, да и возможности папства в организации крестового похода, особенно после провала этой затеи в 1463 г., в конце концов будут поставлены под сомнение, не говоря уже о претензиях папства на Константинополь и главенство в христианском мире, в мире вообще.

Вторая половина XV в. отмечена множеством локальных, в целом успешных для Османской империи войн - в Средиземноморье, прежде всего с Венецией (после захвата турками в 1470 г. Негропонте, последнего форпоста Венеции на острове Эйбейя, на повестку дня даже встанет вопрос о самом существовании республики дожей), на Балканах и в Причерноморье. В этих условиях, казалось, за войну против турок было

Доронин Андрей Владимирович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Германского исторического института в Москве.

1 Так об Османской империи рубежа XV-XVI в. писал Ф. Бродель. - Бродель Ф. Время мира, т. 3. М., 1992, с. 480.

2 Й. Хельмрат предпочитает говорить в этой связи о "культурных мембранах / мембранных зонах". - Helmrath J. Christliches Europa. - Europa als kulturelle Idee. Symposion für Claudio Magris. Baden-Baden, 2010. S. 54.

3 Во второй половине XIII в. Эртогрул основал на пограничных с Византией землях к востоку от Олимпа Рифинского небольшое государство. Ему наследовал сын Осман. К последнему стекались бывшие подданные сельджукских султанов Рума. К тому времени соседняя Византия ввиду опасности с Запада ослабила свои южные границы, и, как следствие, гази в поисках нового жизненного пространства вторглись в Европу.

всё, но когда, где и кто должен воевать, а также кто станет финансировать войну и какова будущая тактика военных действий - эти вопросы все время повисали в воздухе. Тем более что собственно немецкие земли эти вооруженные конфликты практически не затронули.

Между тем в Юго-Восточной Европе на рубеже ХУ-ХУ1 вв. складывается ряд зависимых от Османов государств, которые отгородят Западную Европу от грозного соседа и тем самым смягчат остроту противостояния, пока в 1521 г. не падет Белград, главный опорный пункт на южной границе Венгерского королевства, а в 1526 г., после разгрома венгерского войска под Мохачем и гибели короля Лайоша II, не будет разделена Венгрия. Большая часть венгерских магнатов встанет на сторону ориентированного на поддержку османов Яноша Запольяи, меньшая - австрийского эрцгерцога Фердинанда. В 1526 г. Фердинанд объявит себя наследником короны Богемии, Венгрии и Лаузитца и начнет искать признания у Сулеймана Великолепного, но это лишь обострит политические интриги в Священной Римской империи. Запольяи найдет убежище в Польше, связанной династическими узами с Габсбургами, но противившейся их чрезмерному усилению. "Османская проблема" отойдет на второй план перед "проблемой габсбургской". Турецкая военная угроза будет расцениваться уже скорее как "частная" (территориальная) проблема Габсбургов. В 1529 г. турки осадят Вену. Казалось, для Европы настал момент истины. Однако тогда все закончится в пользу Карла У и его племянника, короля Австрии. А в 1532 г., когда турки еще раз попытаются захватить Вену, они уже вынуждены будут отступить ввиду угрозы для них из Персии. Апокалипсиса не произойдет, и Османская империя постепенно интегрируется в сложившийся расклад европейских политических сил. Латинский мир, как это представляется сегодня многим, обладал достаточной мощью, чтобы не дать Порте продвинуться дальше в глубь Центральной Европы. На этом фоне Карл У даже добьется незначительных, по большей части символических успехов на подконтрольном Османам Севере Африки. А понтифики XVI в. окончательно откажутся от идеи нового Крестового похода.

К середине XVI в. говорить о единстве Священной Римской империи, согласии христианской церкви и общих представлениях европейского человека о мироздании уже не приходится. Не только Венеция, король Франции, Виттельсбахи или даже австрийская ветвь Габсбургов, но и сам император, а также папа римский в контексте политического противостояния Порте вскоре все чаще станут вступать с ней в дипломатические контакты. Примечательно, что политика Фердинанда I и Карла У в отношении турок не всегда будет совпадать: когда в 1533 г. Фердинанд в первый раз заключит союз с Османами, Карл в него не войдет. Однако в период третьей своей войны с королем Франции, открыто поддерживавшим сношения с турками, Карл У уже сам начнет переговоры с неверными в Константинополе. Известно, что Сулейман II не испытывал пиетета к императору Священной Римской империи и Габсбургам вообще и величал Карла У не иначе, как "королем Испании" и "распределителем корон", а его брата Фердинанда - "королем Вены", да и только4.

По прошествии веков падение Константинополя в мае 1453 г. представляется рубежным для Европы событием5. Отныне присутствие могущественной мусульманской империи сначала на Балканах и островах Средиземноморья, затем в Крыму и Причерноморье воспринимается как политическая, дипломатическая и военная константа, но вместе с тем как важный конфронтационный, а следовательно, интеграционный или дезинтеграционный фактор, так или иначе катализатор формирования перед лицом

4 Schilling H. Konfessionalisierung und Staatsinteressen. Internationale Beziehungen 14501559. - Handbuch der Geschichte der Internationalen Beziehungen. Bd. 2. Paderborn u.a., 2007, S. 212-213.

5 Необыкновенно широкий историографический обзор по теме предлагает Э. Мойтен. -Meuthen E. Der Fall von Konstantinopel und der lateinische Westen. - Historische Zeitschrift, Bd. 237, H. 1, 1983, S. 1-35.

экзистенциальной угрозы новых идентичностей на континенте, а в конце концов и сам0й европейской идентичности. По меткому выражению Й. Хельмрата, турки стали своего рода "спусковым механизмом" и "оселком" общеевропейской идентичности6. В ходе этого противостояния выкристаллизовывается единое (коль скоро великая схизма с падением Константинополя неактуальна) европейское культурное сообщество - христианский мир с его общими ценностями.

В то же время военные успехи турок - а в них современники видели свидетельство ослабления "истинной веры" и кризиса католической церкви - стимулировали полемику вокруг ее реформы и в итоге способствовали распространению идей протестантизма. Казалось бы, христианское согласие - путь к спасению. Но единства как среди князей, так и в церкви не было, хотя агрессия Порты позволяла императору и папству использовать ее в целях проведения относительно единой имперской политики.

Апелляция папы Пия II (Энея Сильвио Пикколомини) к немцам как спасителям Империи и христианства сподвигнет Конрада Цельтиса сотоварищи декларировать тысячелетнюю преемственность германского мира7, легитимировать общую от начала мира историческую память немцев, саму немецкую нацию. В свою очередь нарождающиеся в споре за translatio imperii раннемодерные, этнические по своей природе нации разрушат характерные для знаменитых соборов XV в. представления о Священной Римской империи как едином христианском организме (ordo). Новая европейская общность, понимаемая в первую очередь как культурная и уже потом как христианская, все в большей степени будет являть собой общность конкурирующих национальных государств. Их интересы неизбежно вступят в конфликт с имперской идеей. Наследие Древнего Рима, античности станет под пером ренессансных гуманистов объектом национализации. Но в этом "соревновании наций" европейцы останутся по одну сторону баррикад, турки - по другую. Крах утопических иллюзий, имевших целью перетянуть Мехмета II Завоевателя на сторону христианства8 и суливших единое латино-греко-еврейско-арабское культурное пространство, станет поворотным пунктом к ослаблению европейского мессианства9. Вместе с тем столкновение с чужой культурой будет способствовать лучшему пониманию (западно)европейской культуры, основанной на romanitas/latinitas и christianitas10.

Ниже будет показано, как в Европе рубежа XV-XVI вв. рефлексировали по поводу турецкой угрозы и какие ролевые модели предопределяли ту или иную ее интерпретацию. Из-за отсутствия в русскоязычной литературе исследований на этот счет11 здесь придется обрисовать общие контуры темы, наметить основные линии ее гуманисти-

6 См. Helmrath J. Enea Silvio Piccolomini - Vater des modernen Europagedankens. - Europa und die Europäer. Quellen und Essays zur modernen europäischen Geschichte. Festschrift für Hartmut Kaelble zum 65. Geburtstag. Stuttgart, 2005, S. 361-366.

7 См. Доронин А.В. Миф и национальная история в культуре Возрождения в Германии. -Миф в культуре Возрождения. М., 2003, c. 198-209.

8 Идея обращения мусульман в христианство бытовала задолго до вторжения турок на европейский континент и до упомянутого письма Энея Сильвия к Мехмету II; в середине XII в. ее озвучил Петер де Венерабиле. См. Sc

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком