научная статья по теме ПАМЯТИ МАИ ПАВЛОВНЫ АБРАМОВОЙ (1931-2003 ГГ.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПАМЯТИ МАИ ПАВЛОВНЫ АБРАМОВОЙ (1931-2003 ГГ.)»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2004, № 4, с. 182-189

ХРОНИКА

ПАМЯТИ МАИ ПАВЛОВНЫ АБРАМОВОЙ (1931-2003 гг.)

4 апреля 2003 г. не стало Май Павловны Абрамовой. Прошел год с момента ее кончины, а сознание не может примириться с тем, что ее нет среди нас, настолько смерть и Мая -несовместимые понятия для этого редкостного обаяния и жизнелюбия человека. Каждый раз, входя в зал, где проходят еженедельные заседания Отдела скифо-сарматской археологии, все еще непроизвольно смотришь на место у окна, где на протяжении почти двух десятков лет, встречал нас всегда доброжелательный и сосредоточенный взгляд серо-голубых глаз.

Мая Павловна Абрамова, Маечка, как мы ее называли, родилась 5 октября 1931 г. в Свердловске в семье преподавателей. После переезда семьи в Москву в 1940 г. отец преподавал в высших учебных заведениях, а после возвращения с войны стал директором Московского библиотечного государственного института (МГБИ, ныне - Университет культуры), мать - преподаватель русского языка в школе и техникумах. В 1949 г., закончив школу, Мая Павловна поступила к МГУ им. М.В. Ломоносова на исторический факультет. Интерес к археологии проявился сразу, и уже в студенческие годы определилась тематика будущих занятий - археология сарматов. Сразу же после окончания университета в 1954 г. Мая Павловна поступила в аспирантуру при Государственном историческом музее и успешно закончила ее в 1957 г. На долгие годы ее судьба оказалась связанной с одним из старейших и лучших музеев России. Будучи хранителем огромных кавказских коллекций, работая над созданием музейных экспозиций, принимая несчетное число специалистов, приезжавших в ГИМ в связи с работами над своими темами для знакомства с коллекциями, Мая Павловна не оставляла своей научной темы. С 1959 г. из печати выходит целый ряд ее статей в ведущих археологических изданиях (журнал "Советская археология", "Материалы и исследования по археологии СССР"), а в апреле 1962 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию "Культура сарматских пле-

мен Поволжско-Днепровских степей II в. до н.э.-1 в. н.э.". С 1951 по 1980 годы М.П. Абрамова принимала активное участие в полевых археологических экспедициях ГИМа и Института археологии СССР. Постоянное многолетнее участие в раскопках самых разных по профилю, методикам, хронологии археологических объектов (Новгород, Северное Причерноморье, Забайкалье, Нижнее Поволжье, Южное Приуралье, Нижнее Подонье, Северный Кавказ) выработали из Маи Павловны многогранного и блестящего археолога-полевика. Ей под силу было разобраться в слоях самых разнохарактерных объектов, будь то погребальные памятники иногда очень сложной и трудоемкой конструкции типа катакомб, склепов или бытовые объекты, такие как ранние поселения эпохи бронзы или средневековые городища, типа Нижнего Джулата на Кавказе. Скрупулезность ее подхода к археологическим материалам была безупречной, а профессиональная интуиция удивительна. Тем, кому посчастливилось работать с М.П. Абрамовой бок о бок в "поле", хорошо помнят не только ее умение видеть археологические объекты, идеально проводить зачистки выявленных деталей, но и умение и желание научить этому качеству молодых археологов, передать им традиции наших блестящих полевиков-патриархов: В.А. Городцова, Б.Н. Гракова, А.П. Смирнова, К.Ф. Смирнова и др.

Вдумчивость и тщательный подход ко всему, чем приходилось заниматься Мае Павловне в ГИМе, ее контактность с людьми, вызывали огромное уважение окружающих.

В 1973 г., учитывая высокую квалификацию М.П. Абрамовой, по рекомендации дирекции ГИМа, Министерство культуры СССР командировало ее в Народно-Демократическую республику Йемен для оказания помощи в налаживании музейной работы. За время пребывания в этой экзотической стране на протяжении 4 месяцев Мая Павловна не только приложила много усилий для создания музейной экспозиции в Адене, но и после возвращения домой продолжала помогать йеменским друзьям по линии Общества дружбы "Йемен-СССР", будучи избранной членом правления этой организации.

Востребованность высококвалифицированных качеств М.П. Абрамовой как специалиста музейного дела проявилась и в том, что уже будучи вне стен ГИМа, она продолжала быть членом экспертной комиссии музея по выработке норм научно-фондовой работы.

Но, безусловно, самая большая и многолетняя деятельность М.П. Абрамовой связана с Северным Кавказом, особенно после перехода на работу уже в качестве старшего научного сотрудника из Исторического музея в Институт археологии АН СССР (позднее РАН). В начале 1980 г. М.П. Абрамова стала сотрудником Отдела скифо-сармат-ской археологии, где наиболее плодотворно проявились ее качества как научного сотрудника по сарматской тематике Северного Кавказа.

Кавказские научные интересы М.П. Абрамовой определились с начала 60-х годов прошлого века. Участие в работах Северо-Кавказской экспедиции под руководством Е.И. Крупнова на раскопках поселения Сержень-Юрт в Чечне; раскопки Буйнакского кургана в Дагестане, полевые исследования Нижне-Джулатского могильника в Кабардино-Балкарии, раскопки Подкумского могильника в регионе Кавказских Минеральных вод на Ставрополье - это самые важные вехи полевой научной биографии М.П. Абрамовой.

И где бы она ни была, всюду оказывалась тем центром притяжения, вокруг которого собиралась наиболее активная часть коллег. Прекрасно зная специфику и менталитет кавказского сообщества, М.П. Абрамова умела со свойственным только ей тактом вписаться в любой многонациональный коллектив и всегда была окружена ореолом огромного уважения и даже некоторой дружеской влюбленностью. Эту дружбу она сумела сохранить почти без потерь до конца своей жизни, несмотря на политическую ломку советского пространства, всплеск национализма и вражды между народами Кавказа.

Безусловно, критерием этого всеобщего уважения была не только толерантность, но и большая творческая научная деятельность М.П. Абрамовой. Всю жизнь она была верна отстаиванию принципов выбранной темы: всестороннее объективное изучение происхождения сарматов, их локализация в разных частях Восточной Европы и особенно пристальное отслеживание роли сарматского присутствия и элементов сарматской культуры в культурах Северного Кавказа на протяжении почти 1000 лет.

Поэтапному процессу проникновения сарматов в среду местного древнего населения Северного Кавказа, главным образом предгорной зоны, посвящены многочисленные статьи и семь монографий М.П. Абрамовой. Последние три, подготовленные по материалам Дагестанской экспедиции ИА РАН, вышли в соавторстве с Г.Г. Пятых. Первостепенное значение во всех разработках придавалось древним могильникам, тщательное и всестороннее изучение которых приводило автора к безупречно выверенным выводам, которые было весьма трудно оспорить и опровергнуть. Таков вклад М.П. Абрамовой в многолетние, остродискуссионные темы, касающиеся роли сармато-алан в этногенезе осетин; темы появления и сути катакомбного обряда в грунтовых могильниках Предкавказья, а также в разработку проблемы хронологии ранних алан, о локальном своеобразии алан-ской, в широком смысле, культуры в разных частях северокавказского региона.

Прекрасное предметное знание материалов, тщательно выверенный вещеведческий анализ, широкие и в то же время заслуживающие доверия выводы отличают монографические исследования М.П. Абрамовой по Нижне-Джулат-скому могильнику, ранняя группа погребений которого датирована ею II в. до н.э.-сер. III в. н.э., а поздняя - VII в. н.э. В вышедшей в 1972 г. в Нальчике монографии не только опубликованы конкретные данные по памятнику, но и показано значение новой информации относительно последовательного изменения в материальной культуре и погребальном обряде, что оказалось необыкновенно важным для вопроса сложения аланской культуры в предгорной части Кабардино-Балкарии. Столь же тщательно и всесторонне исследован и опубликован Подкумский могильник. В монографии, вышедшей в 1987 г. в издательстве "Наука", специально уделено внимание анализу и характеристике раннего аланского катакомбного могильника I—III вв. н.э. на северозападной окраине Центрального Кавказа, в Кисловодской котловине. Особое внимание в монографии уделено связям местного северокавказского населения с сарматами и этническому составу погребенных в могильнике людей. Изучение погребального обряда и типологическая классификация вещей Подкумского могильника с привлечением корреляционного метода, в комплексе с материалами Нижне-Джулат-ского, Чегемского и Хумаринского могильников позволило М.П. Абрамовой с большой долей доказательности говорить об отсутствии смены населения на территории предгорной зоны Центрального Предкавказья в течение всего сарматского времени с III—II вв. до н.э. по III в. н.э. Важен вывод о том, что предкавказские катакомбные могильники не могут рассматриваться как памятники ираноязычных сармато-алан, а находят ближайшие аналогии в могильниках коренного населения, т.е. речь может идти о значительной смешанности потомков кобанской культуры предгорной зоны в результате оседания здесь части представителей кочевых племен. Период первых веков нашей эры М.П. Абрамова

предлагала рассматривать как предаланский и раннеалан-ский.

Накопленные и научно осмысленные данные рубежа двух тысячелетий позволили М.П. Абрамовой обобщить и по-новому методично охарактеризовать историю и культуру региона в целом, что нашло свое место в обобщающем труде "Центральное Предкавказье в сарматское время (III в. до н.э.-IV в. н.э."), успешно защищенном в 1990 г. в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук и опубликованном в 1993 г. в виде отдельной монографии.

Последнее десятилетие жизни М.П. Абрамова посвятила разработкам темы раннеаланской культуры первой пол. I тыс. н.э. Наименее изученным и дискуссионным проблемам аланской культуры III-IV веков посвящена фундаментальная монография "Ранние аланы Северного Кавказа вв.", увидевшая свет в 1997 г. Указанному периоду М.П. Абрамова уделяла особенно большое внимание, поскольку с ним связано решение проблемы сложения аланской культуры на Северном Кавказе, а также конкретных п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком