научная статья по теме ПАМЯТИ СВЕТЛАНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ СТУДЗИЦКОЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПАМЯТИ СВЕТЛАНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ СТУДЗИЦКОЙ»

ПАМЯТИ СВЕТЛАНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ СТУДЗИЦКОЙ

179

В специальном обзорном докладе Л.А. Вязова (Казань) проанализировала пространственное размещение объектов средневековой черной металлургии в Волго-Свияжском междуречье. Поселенческие памятники УШ-Х вв. сложились возле рудных месторождений в качестве специализированных центров, связанных с добычей и обработкой сырья.

И.Р. Газимзянов (Казань) подвел итоги работ за 2010-2013 гг. в области исторической антропологии. Анализу и статистической обработке подверглось значительное количество образцов (прежде всего, краниологического материала), что позволило выделить преобладающие среди городского населения

Институт археологии РАН, Москва

антропологические типы. Н.В. Харламова (Москва) добавила к этому одонтологическую характеристику антропологического материала XIII-XIV вв. Археозоологический материал из культурного слоя Болгара и Свияжска был проанализирован в докладах Л.В. Яворской (Москва) и Г.Ш. Асылгараевой (Казань).

Таким образом, семинар в Казани продемонстрировал значительный прогресс, достигнутый в 2013 г. в археологических междисциплинарных исследованиях Болгарского городища (практически на всех направлениях) и постепенное развитие серьезного изучения объектов позднесредневекового Свияж-ска.

А.В. Лазукин

ПАМЯТИ СВЕТЛАНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ СТУДЗИЦКОЙ

(1932-2014)

11 января 2014 г. не стало Светланы Вячеславовны Студ-зицкой, археолога-музейщика, человека, с которым у ее коллег, друзей и знакомых связаны самые добрые и светлые чувства.

С.В. Студзицкая родилась 5 января 1932 г. в Москве. В предвоенном 1940 г. пошла в школу, которую окончила в 1950; параллельно в 1940-1943 гг. училась в "гнесинке" - знаменитой музыкальной школе им. Гнесиных. После школы поступила на исторический факультет МГУ Все университетские годы на кафедре археологии занималась изучением трипольской культуры под руководством Т.С. Пассек, ежегодно участвовала в ее экспедициях в Молдавии. По трипольской тематике был защищен диплом. В 1955 г. С.В. Студзицкая окончила университет с рекомендацией в аспирантуру Государственного Исторического музея (ГИМ) и надеялась продолжить дальнейшую работу по триполью. Но для музея эта тема оказалась не актуальной. В конце того же года Светлану Вячеславовну приняли в ГИМ на должность помощника ученого секретаря и одновременно секретаря директора. С этого времени музей более чем на 50 лет стал ее верным пристанищем и единственным местом работы.

Только спустя пять лет, в 1961 г., С.В. Студзицкую перевели в I археологический отдел, поручив хранение обширного фонда коллекций Сибири и Дальнего Востока эпох неолита и раннего металла. Учет, хранение и пополнение объединенных единой тематикой археологических коллекций в музее предполагает разработку их хранителем разделов концепций и тематико-экспозиционных планов основной экспозиции и временных выставок, а также аннотирование экспонатов, участие в их монтаже, подготовку пояснительных текстов и др. Таким образом, хранитель должен уметь определить научную и экспозиционную значимость археологических комплексов и вписать их в экспозиционный ряд, создав яркий образ явления, не противоречащий современным научным представлениям. Так на долгие годы определилось основное направление музейной работы и научных интересов С.В. Студзицкой.

Именно с погружением в мир музейных древностей исподволь сформировался основной вектор исследовательских интересов С.В. Студзицкой, связанный с изучением памятников искусства малых форм населения лесной полосы Северной Евразии эпох неолита и бронзы и в первую очередь Сибири. Проведение самостоятельных археологических раскопок на этой

территории музею было не под силу, но Светлане Вячеславовне удалось участвовать в работах крупнейших новостроечных экспедиций АН СССР 1960-1980-х годов на Енисее, Байкале, Лене и ее притоках. Это дало возможность ознакомиться с контекстом находок исследуемых произведений искусства, а работы с Л.П. Хлобыстиным и Г.Н. Грачевой на Таймыре, где археология и этнография неразделимы, дали многое для реконструкции верований таежных охотников и рыболовов.

Прочные связи с коллегами, работавшими в Сибири, остались у С.В. Студзицкой на всю жизнь. Во многих случаях они переросли в многолетнюю дружбу. Во время командировок в Сибирь или Ленинград для участия в конференциях она останавливалась у друзей, а ее московская квартира стала самым надежным пристанищем для приезжавших в Москву коллег.

В 1972 г. С.В. Студзицкая защитила кандидатскую диссертацию "Памятники искусства малых форм древней Сибири как

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 4 2014

12*

180

БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, КУЗЬМИНЫХ

исторический источник", в которой были подведены первые итоги разработки этой неисчерпаемой темы и намечены дальнейшие направления исследований. Изучение изобразительных памятников древнего искусства требует от исследователя не только скрупулезного изучения археологического контекста находок, но и стилистического анализа и привлечения сравнительных этнографических материалов. Практически каждая ее работа, посвященная мелкой пластике, скульптуре, фигурным налепам на керамике, антропо- и зооморфным изделиям и изображениям, сочетает в себе эти приемы.

Исследование искусства неолита и бронзового века закономерно вызвало у С.В. Студзицкой интерес к изучению проблемы появления шаманизма в древнейших культурах Сибири. Другим импульсом для погружения в эту тему стало знакомство с богатейшими этнографическими материалами по сибирскому шаманизму в музеях Иркутска, Красноярска, Томска, Ленинграда и Москвы. Позже арсенал исследуемых памятников был дополнен находками с территории Восточной Европы, особое место среди них занял Галичский "клад". Совершенно органично в круг ее интересов вошли еще две крупные темы -семантика первобытного искусства и реконструкция духовной культуры охотников и рыболовов лесной полосы Северной Евразии эпох неолита и бронзы. Наиболее важными в рамках этой темы являются работы о семантике изображения лося и змеи на бронзовых сейминско-турбинских кинжалах "княжеского" типа.

Круг образов древнего искусства, исследованных С.В. Студзицкой, необычайно широк. Среди них - произведения байкальского неолита и окуневской культуры на Енисее, находки из Горбуновского и Шигирского торфяников на Урале, волосовской культуры в Окском бассейне и др. Ею было написано множество трудов и очерков о первобытном искусстве в энциклопедических и монографических изданиях. Признанием ее заслуг стало предложение подготовить разделы по искусству Восточной и Западной Сибири для тома "Бронзовый век лесной полосы СССР" в серии "Археология СССР" (М., 1987). На основе собственных разработок она читала курс по первобытному искусству для студентов-искусствоведов МГУ.

Д.Г. Савинов по случаю юбилея С.В. Студзицкой отметил, что ее работы "представляют собой блестящий пример... сочетания различного вида подходов, образец истинного профессионализма: типологический и стилистический анализы, приводимые этнографические материалы, мифологический контекст совмещаются в них без какого-либо насилия, органически, выявляя внутреннюю сущность каждого изображения как такового, и его стилистические особенности - как средство выражения этого внутреннего содержания".

Государственный Исторический музей, Москва Институт археологии РАН, Москва

Но чисто исследовательская работа - далеко не единственная в перечне обязанностей музейного археолога, хотя все они в той или иной мере зависят от результатов научных изысканий. Здесь и учетно-хранительские функции, и создание основной экспозиции 1970 и 1990-х годов и множества временных выставок, и консультации по фондам, и написание буклетов, каталогов, и многое другое вплоть до занятий со школьниками.

С.В. Студзицкая с большой ответственностью относилась к своим обязанностям. Несмотря на жесткий рабочий график, она с присущими ей энергией, принципиальностью и безусловной порядочностью принимала самое активное участие в жизни музея. В 1980 г. ее назначили заведующей уже объединенным отделом археологии, которым она руководила по 1987 г. Именно в 1982 г. и началась подготовка к капитальному ремонту здания ГИМ, потребовавшая неимоверных усилий сотрудников отдела для упаковки и неоднократного перемещения полуторамиллионных коллекций внутри и за пределы музея. Перечислить выполняемые С.В. Студзицкой в те годы административные функции невозможно, сюда входило все -от согласования чертежей ящиков для упаковки коллекций до организации их перемещения. Никто тогда и представить себе не мог, что этот процесс растянется на долгие 20 лет, а сохранение фондов станет основной, но не единственной задачей сотрудников отдела. Впоследствии уже в роли ведущего научного сотрудника Светлана Вячеславовна наравне со всеми упаковывала и по окончании ремонта распаковывала коллекции, расставляла их на новые места хранения и сверяла с учетно-хранительской документацией. Этим она занималась все последние годы работы в музее.

С.В. Студзицкая всегда занимала особое место в отделе и музее. Душевная теплота, доброжелательность, умение выслушать и желание помочь каждому конкретному человеку составляли неотразимое обаяние ее личности. Это вёдомо не только давним друзьям и почитателям, но и коллегам, впервые обратившимся к ней за содействием. С.В Студзицкая была не просто носителем старых, еще городцовских музейных традиций, она являлась крепким связующим звеном между разными поколениями сотрудников отдела и музея в целом. Но самой большой ее любовью всегда оставалась молодежь отдела. Светлана Вячеславовна искренне радовалась успехам молодых, не жалела времени, выслушивая, наставляя, советуя и при необходимости защищая.

Трудно свыкнуться с мыслью, что Светланы Вячеславовны с нами нет, но остаются ее труды и светлая память об умном, добром, справедливом человеке и высокопрофессиональном исследователе.

И.В. Белоцерковская С.В. Кузьминых

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 4 2014

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком