научная статья по теме ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ НИЖНЕГО КИСЛОВСКОГО ПЕРЕУЛКА В МОСКВЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ НИЖНЕГО КИСЛОВСКОГО ПЕРЕУЛКА В МОСКВЕ»

Исторические науки

Отечественная история

Васькин A.A.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ НИЖНЕГО КИСЛОВСКОГО ПЕРЕУЛКА

В МОСКВЕ

В последнем номере данного журнала была опубликована статья о памятниках архитектуры Малого и Среднего Кисловского переулка в Москве. Теперь читателей ждет рассказ о памятниках истории и архитектуры Нижнего Кисловского переулка столицы.

По четной стороне Нижнего Кисловского переулка стоит дом № 4. Это здание постройки 1817 г., правая часть пристроена в 1891 г.

Нижний Кисловский, 5. Дом построен в 1874 г., арх. А.О. Вивьен. На месте этого дома во второй половине XIX в. стояли цирк и зверинец, а ещё раньше - до пожара 1812 г. - усадьба Долгоруких и владение церкви Ризоположения. В 1980-х гг. здание было перестроено.

Нижний Кисловский, 6, корп. 1. Здание построено в 1860 г. В 1860-1892 гг. здесь давал спектакли частный театр статского советника П.Ф. Секретарева. На сцене этого театра начинающий артист К.С. Алексеев впервые выступил под псевдонимом Станиславский. В 1890-е гг. в здании располагалась водолечебница доктора A.A. Корнилова.

Нижний Кисловский, 6, корп. 2. Здание постройки середины XIX в. С конца XIX века это был адрес московского антиалкогольного музея. В музее были выставлены диаграммы, картограммы, натуральные препараты и муляжи, показывающие вред алкоголя, его распространения и борьбу с ним. Здесь же была представлена коллекция антиалкогольной литературы по всем европейским странам и коллекция диаграмм Московской Комиссии для борьбы со школьным алкоголизмом.

Вход в музей был бесплатным, и это с высоты сегодняшнего дня кажется нам вполне объяснимым. Не каждый за свои деньги пойдет смотреть на результаты так распространенного «веселия Руси», которое, как известно, у нас «есть пити», как писали наши предки.

Только вот время работы музея было выбрано не вполне удачно. Музей был открыт с одного часу дня до 4-х, к этому времени уже не каждый из потенциальных посетителей музея был в состоянии с большим вниманием осмотреть его экспозиции.

Нижний Кисловский, 8. Первые три этажа возведены в 1898 г. по проекту арх. В.П. Загорского, в советское время надстроены еще два этажа.

Дом связан в основном с жизнью и творчеством деятелей искусства.

Здесь жили филолог С.И. Соболевский, драматурги В.В. Вишневский и Б.С. Ромашов.

В 1920-е гг. здесь жила артистка О.Л. Книппер-Чехова, вдова А.П. Чехова. По возвращении с зарубежных гастролей МХТ в 1924 г. Ольга Леонардовна играла в спектаклях «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бронепоезд 1469».

По словам К.И. Чуковского, супруга Горького М.Ф. Андреева сказала, «что Горький не верил Книпперше, будто Чехов, умирая, произнес «Ich sterbe» («Я умираю» - нем.)». На самом деле он, по словам Горького, сказал: «Ах ты стерва!».

Кто только не высказывался по этому поводу, даже Д.Д. Шостакович, со слов Евгения Шварца, говорил, что единственный недостаток Чехова - это женитьба на Книппер. «Нет, нет, вы ее не знаете! Этого нельзя простить», - говорил при этом Дмитрий Дмитриевич.

Книппер-Чехову высоко ценил Сталин, большой любитель театра, можно сказать, поклонник Мельпомены. Даже звание народной артистки СССР она получила в 1937 г., когда это было большой редкостью.

А в 1936 г. ей была оказана высокая честь: встречать на вокзале мастеров казахского искусства, среди которых был 90-летний акын Джамбул Джабаев.

«На вокзале - седобородому, бронзовому от загара старику в куньей шапке и пестром халате, с древней домброй в руках, известная советская актриса Книппер-Чехова поднесла букет роз. В ответ на приветствие Джамбул пропел свои стихи:

С именем Ленина забились сердца, С именем Сталина радость пришла, С именем Сталина степь зазвенела И снова воскресла моя душа...», -

читаем мы в книге «О музыке и музыкантах» (М., 1952).

Книппер-Чехова дожила до глубокой старости и встретила на сцене МХАТа свое девяностолетие. Бывший завлит театра П.А. Марков сказал в этот день: «Значение Ольги Леонардовны как актрисы очень велико. Все ее блистательное творчество, полное силы, ума, грации и таланта, прошло здесь, в этих стенах. Когда мы сейчас приближаемся к 60-летию Художественного театра и перелистываем страницы его летописи, мы видим, что важнейшие из них отмечены именем Ольги Леонардовны. Ее жизнь - это жизнь Художественного театра. Еще задолго до открытия Художественного театра она мечтала вместе со своим учителем, Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко о том, как в новом создававшемся театре будут осуществлены пьесы Чехова. Ее первые же выступления - царица Ирина и Аркадина -положили начало целой цепи созданий. С этого времени все радости театра, все его горести стали радостями и горестями Ольги Леонардовны.

Если бы она играла только в одних пьесах Чехова, то и тогда созданные ею образы чеховских женщин оправдали бы ее незабываемое место в истории русской культуры. Каждый, кто видел, как Ольга Леонардовна играла в пьесах Чехова, уносил эти образы в своей душе на всю жизнь. Нельзя забыть ее пленительной Раневской в «Вишневом саде». Нельзя забыть страдающей Сарры в «Иванове». И в особенности ее крупнейшее и замечательное создание -образ Маши в «Трех сестрах». Стоит только вспомнить, как она, изящная, сдержанная и подтянутая, появлялась в черном платье в изумительной сцене с Вершининым, которого играл Станиславский. Их «тра-та-та» говорило больше, чем самые глубокие признания. Когда ее огромной силы темперамент взрывался в последнем акте, в сцене разлуки с Вершининым, -веяние большой драмы, почти трагедии проносилось в театре. Ольга Леонардовна шла на сцену внутренне наполненной, сосредоточенной. В ее чеховских женщинах за их легкостью мы видели весь сложный подтекст их переживаний. И думалось: неужели это та самая актриса, так тонко, нежно и строго играющая Чехова, - неужели эта самая актриса так горько рассказывала о несчастной судьбе Настёнки? Неужели это она нашла эту ее грубоватую повадку, эту растерзанность, за которой чувствовалась боль человеческой души, призыв к настоящему гуманизму, оскорбление за человеческую личность?

К Чехову и Горькому Ольга Леонардовна прибавила еще Тургенева. Она была настоящим поэтом на сцене. Играя «Месяц в деревне», она наполняла образ музыкальностью, изяществом и иронией. Какие буйные краски она нашла для Марьи Александровны в «Дядюшкином сне», обнаруживая темперамент Достоевского! И наоборот, какая ироническая тонкость возникала у нее, когда она играла во «Врагах» либеральную богатую даму!

Она всегда была актрисой целомудренной и глубокой. Уважение к человеку, проникновение в самое сокровенное человека всегда таились в Ольге Леонардовне. Ольга Леонардовна и на сцене и в жизни любит и принимает жизнь, благословляет жизнь во всех ее печалях и радостях, в ее горечи и противоречиях. Тем она и дорога для нас. И пусть наша молодежь всегда учится у нее взыскательному отношению к искусству, благородству, которое она про-

несла и несет всю свою прекрасную, незапятнанную жизнь. Неисчислимо все то богатство, которое подарила Ольга Леонардовна театру. Оно с нами, оно питает Художественный театр, с каждым днем все дороже становятся ее посещения своего театра, все глубже ее советы, все важнее ее присутствие на наших собраниях, ее обращения со своими письмами к труппе. Для нас Ольга Леонардовна - это лучшее, что есть в Художественном театре. Для нас Ольга Леонардовна - это «красавец человек», утверждающий жизнь, человек, у которого мы всегда находим помощь. «Красавец человек» во всем - и в отношении к жизни, и в отношении к труду, и в отношении к театру, тончайший художник, благороднейший человек, - она внесла свой - книпперовский - вклад в историю русской культуры».

В 1932 г. этот дом чуть было не стал новым постоянным местом жительства писателя А.Н. Толстого. Вот что писал он своей очередной жене Н.В. Крандиевской 12 июня 1932 г. (орфография автора полностью сохранена):

«Вчера, Буба, я на выгодных условиях получил Квартиру на Нижнекисловском переулке, Это - надстройка этажа, - к декабрю квартира будет готова. Комбинация такова: заявку на этаж получают Крючков (секретарь Горького Петр Петрович Крючков. - авт.), я, Паша Сухотин (Павел Сергеевич Сухотин, ленинградский писатель, соавтор Толстого. - авт.) и Юрий Соболев.

Т.к. Крючков очень заинтересован в том, чтобы получить квартиру, то все дело с надстройкой будет реализовано в спешном порядке, по-видимому, мы получим льготный кредит для оплаты матерьялов и работ. На днях будут составлять план квартиры: 1) кабинет, 2) твоя комната, 3) Фефина, 4) Митина, 5) Никитина, 6) общая. Комнаты, разумеется, маленькие. Кабинет - надстройка наверху. Разумеется - центральное отопление, газ. Детское (т.е. дом в Детском Селе, в котором Толстой с семьей проживал с 1928 г. - авт.) мы не будем ликвидировать, я подумаю - как устроить так, чтобы закрепить дом за мной прочно, - все же работать нигде так не хорошо, как в Детском. Московская же квартира будет про запас, для наездов, там будет жить Фефа. Старух, разумеется, оставим в Детском...».

Но переехать в Москву в этот раз Толстому не удалось, что было связано с самыми разными причинами: и с затянувшимся ремонтом дома, и с серьезным заболеванием самого Толстого.

Последовавшие в 1935 г. изменения в семейной жизни Толстого (разрыв с Н.В. Крандиевской и женитьба на Л.И. Баршевой) еще более обострили необходимость его переезда в Москву, что и случилось в 1938 г., правда, совсем в другую квартиру.

В 1933 г. в доме поселился драматург Фридрих Вольф, покинувший фашистскую Германию из-за своих коммунистических убеждений. Вскоре к нему приехали бежавшие оттуда же сыновья Маркус и Конрад. Конрад впоследствии стал кинорежиссером, а вот судьба его старшего брата более интересна.

После 1934 г. Маркус Вольф учился в советской школе, там его называли Мишей, а затем, в 1940 г. поступил в Московский авиационный институт. В 1942-1943 гг. он опять учится, но теперь уже в секретной школе Коминтерна. После закрытия Коминтерна М. Вольф -диктор, журналист немецкого коммунистического радио, работавшего в СССР. С 1945 г. он уже советник посольства вновь обра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком