научная статья по теме ПАМЯТНИКИ НАУКИ И ТЕХНИКИ КАК ВИД КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ВЗГЛЯД ЮРИСТА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПАМЯТНИКИ НАУКИ И ТЕХНИКИ КАК ВИД КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ВЗГЛЯД ЮРИСТА»

Общие проблемы истории естествознания и техники

Л. Р. КЛЕБАНОВ

ПАМЯТНИКИ НАУКИ И ТЕХНИКИ КАК ВИД КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ВЗГЛЯД ЮРИСТА

Культурное наследие России включает в себя и научно-техническое наследие, основу которого составляют памятники науки и техники. В статье раскрываются содержание понятий «памятники» в целом и «памятники науки и техники» в частности и значение последних как неотъемлемой части культурного наследия, а также отмечаются особенности их правового регулирования, которое осуществляется с помощью международного и национального права.

Ключевые слова: культурная ценность, памятники истории и культуры, памятники науки и техники, правовое регулирование.

Культурное наследие России является ее важнейшим стратегическим ресурсом, который должен быть эффективно использован в нынешних условиях глобальной конкуренции государств. Это наследие слагается из материальных и нематериальных ценностей, имеющих колоссальное значение для развития нашего народа и государства. По мнению, например, Д. С. Лихачева, «культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения -народом, нацией» 1

Значение культурных ценностей для личности, общества и государства воплощается в тех социально-полезных функциях, которые они выполняют; на сегодня их выделяют пять: гносеологическая, образовательная, воспитательная, коммуникативная и утилитарная 2. Проблемы сохранности и использования памятников истории и культуры волнуют представителей самых разных профессий и наук: историков, архитекторов, археологов, строителей, инженеров, философов, культурологов, юристов и т. д. Такой широкий спектр заинтересованных лиц объясняется как значимостью этих памятников для разных видов деятельности, так и многообразием их видов. Как отмечал В. И. Вернадский,

рост научного знания в 20 веке быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширить его охват со всех точек зрения 3.

1 Цит. по: Запесоцкий А. С. Адвокат российской культуры // Журнал российского права. 2006. № 12. С. 140.

2 См.: Ваганова Е. В., Гапоненко В. В. Охрана памятников истории и культуры: памятники историко-культурного наследия (на примере Республики Бурятия). Улан-Удэ, 2006. С. 17-18.

3 См.: Вернадский В. И. Размышления натуралиста. М., 1977. Кн. 2. С. 54.

© Л. Р. Клебанов. ВИЕТ. 2014. № 1. С. 15-27.

Памятниковеды ранжируют все памятники следующим образом: памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства (включая монументальное), документальные памятники 4. И в самом деле, при слове «памятник» наше воображение обычно рисует старинную усадьбу, средневековый замок, златоглавый храм, произведение монументального искусства, однако есть одна категория памятников, о которых вспоминают гораздо реже, чем об их более известных «собратьях», - это памятники науки и техники, изучение, использование и популяризация которых ничуть не менее значимы для культурного наследия нашей страны и исторической памяти многонационального российского народа. Нельзя в этой связи не процитировать Г. Г. Григоряна, который отметил, что

гораздо реже емкое понятие «культура» распространяют на предметы техники или, например, на научные приборы. По молчаливому уговору считается, что это сопредельная с культурой область. Но так ли это? Ведь мир един, а формы отражения его познания многообразны. Философские обобщения выражаются и в научных теориях с последующей прикладной разработкой, и в музыке со всем разнообразием ее форм, и в литературе, и в живописи, и во многом другом 5.

Научное знание, научные приборы, техника и механизмы также являются свидетельством тех или иных исторических процессов, передают из поколения в поколение опыт развития человечества, его успехов и свершений, а потому нельзя причислять к памятникам только те, что относятся к вышеназванным предметным областям, ведь наука и техника также являются, на наш взгляд, неотъемлемыми частями культуры в целом. И в самом деле, разве не представляют для нашей страны, как и для всего человечества, исключительной ценности предметы, связанные, например, с освоением космоса? Покорение его ознаменовало качественно новую эру в развитии человеческой цивилизации, и первопроходцами, первооткрывателями на этом пути были наши выдающиеся соотечественники. Это как никогда важно в начавшийся период пятидесятилетних космических юбилеев: первый космический полет (Ю. А. Гагарин), первая космическая съемка (Г. С. Титов), первая женщина-космонавт (В. В. Терешкова), первый выход в открытый космос (А. А. Леонов) и другие. Ведь это не такая уж и далекая история - новая история нашей страны, сегодня живы и здравствуют очевидцы и многие участники тех событий, а материальные их свидетельства приобретают особую значимость. Целый ряд станций Московского метрополитена являются памятниками истории и культуры, что свидетельствует

4 См.: Боярский П. В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 63. Справедливости ради следует подчеркнуть, что такая классификация памятников уже содержалась в ранее действующих нормативных актах о памятниках истории и культуры - законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1976 года и законе РСФСР 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», хотя и в том, и в другом законе предусматривалась возможность отнесения к памятникам истории и культуры объектов, имеющих среди прочего и научную ценность.

5 См.: Григорян Г. Г. Вступление // Памятники науки и техники в музеях России. Альбом / Ред. Г. Г. Григорян. М., 2000. Вып. 3.

о техническом, архитектурном, инженерном, градостроительном таланте их создателей. Можно, на наш взгляд, отнести к памятникам науки и техники и ростральные колонны в Санкт-Петербурге, несмотря на то что это, несомненно, и памятник архитектуры, ведь колонны олицетворяли собой не только русскую морскую славу, но и были инженерными сооружениями, поскольку использовались как маяки 6. К памятникам науки и техники относились и относятся и многие мосты, например, построенный в 1899 г. железнодорожный мост через реку Енисей в Красноярске, удостоенный вместе с Эйфелевой башней в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Гран-при и золотой медали «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» 7. По справедливому мнению П. В. Боярского, работа по изучению памятников науки и техники показала, что они занимают особое место среди обширного историко-культурного наследия прошлого и должны признаваться самостоятельной категорией памятников, являющейся объектом новой научной дисциплины - памятниковеде-ния науки и техники 8.

История музейного дела в мире и в России знает немало примеров, когда именно «научно-технические» культурные ценности становились предметами известных коллекций и ценились ничуть не меньше их аналогов, представляющих иные сферы материальной культуры. Так, оформление в XVII в. особого течения философской мысли - эмпиризма, ориентированного на опытное естествознание, на научно организованный опыт и эксперимент, породило интерес к науке, и основателями многих коллекций, создаваемых с научно-практическими целями, становились аптекари, врачи, ученые: в петербургской Кунсткамере, например, существовал специальный отдел - натур-камера (естествознание). Яркой страницей российской культуры XVIII в. стала деятельность научных обществ и зарождение при них научных музеев. Например, при Императорском Вольном экономическом обществе сформировалась Модель-камера - собрание сельскохозяйственных и других машин, моделей и механизмов, переросшая в XIX в. в Музей моделей и машин. В 1810-1820 гг. были сделаны первые шаги в создании в России промышленных музеев, оказавшихся необходимыми для развития отечественной промышленности, заинтересованной в совершенствовании техники и подготовке специалистов. В 1829 г. в Петербурге открылась первая публичная выставка мануфактурных изделий, что заложило традицию регулярного проведения подобных выставок поочередно в Москве и Петербурге. Их экспонаты, удостоенные высоких наград, передавались в Мануфактурный музеум в Петербурге, открытый в 1811 г. и функционировавший как хранилище машин и их моделей, образцов промышленных изделий, дававшее возможность владельцам предприятий ознакомиться с

6 См.: Ягодынская Н. В., Малышкин С. А. Культурно-исторические центры России. М., 2009. С. 93.

7 См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Железнодорожный_мост_через_реку_Енисей_(Красно-ярск).

8 См.: Боярский. Введение в памятниковедение... С. 63.

техническими новшествами 9. Дальнейший рост культурной жизни привел к осознанию необходимости создания и развития музеев истории науки и техники, которые бы фиксировали именно процессы развития науки и техники, осуществляли бы их документирование, в отличие от музеев «технического факта», которые существуют вне контекста циклического развития этих «отраслей» человеческой культуры.

В XX в. в обществе проявился все возрастающий интерес к «технической истории» человечества. Это явление нельзя объяснить, как порой делается, только научно-техническим прогрессом и важностью сохранения заложенной в памятниках научно-технической информации. Будучи осознанны обществом как памятники, научно-технические и промышленные объекты становятся в один ряд с памятниками культуры и обретают прежде всего гуманистическое содержание. Человек начинает видеть в них своеобразную красоту, поэтизирует их, пытается, вглядываясь в них, осознать и решить существенные социальные, экологические, мировоззренческие проблемы. Это утверждение особо справедливо для тех регионов, в которых историко-культурная ситуация определялась в первую очередь развитием промышленности 10. Одним из примеров такой поэтизации можно, на наш взгляд, назвать стихотворение В. В. Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», в котором погибший Теодор Нетте получает вторую, «дымную», жизнь «труб, канатов и крюков» «в блюдечках-очка

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком