научная статья по теме ПАРАДИГМА ЧЕТЫРЕХ "К" В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПОДДЕРЖКИ Социология

Текст научной статьи на тему «ПАРАДИГМА ЧЕТЫРЕХ "К" В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПОДДЕРЖКИ»

© 2010 г.

И.Е. ШТЕЙНБЕРГ

ПАРАДИГМА ЧЕТЫРЕХ "К" В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПОДДЕРЖКИ

ШТЕЙНБЕРГ Илья Ефимович — кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Саратовского государственного политехнического университета (E-mail: isteinberg@mail.ru).

Аннотация. Рассматриваются методологические и методические проблемы исследования сетей социальной поддержки. Представлена рефлексия распространенных в полевых социологических исследованиях этих сетей теоретических концепций. Предлагается новый подход к исследованию социальных сетей поддержки - «концепция четырех "К"». Описана методика их междисциплинарного исследования, построенная на данной концепиии; приведены результаты.

Ключевые слова: социальная сеть поддержки • «концепция четырех "К"» • междисциплинарный подход • сети выживания и сети развития • гражданские самоорганизации

По мнению многих российских исследователей постсоветского социума, переходный период трансформации российского общества от социалистической идеологии и плановой экономики к либеральным ценностям и рыночным способам хозяйствования еще не завершен. Процесс адаптации общественных систем к условиям постсоциалистической трансформации проявляется в закреплении позитивных тенденций саморазвития, воспроизводства человеческого капитала и цивилизованных культурных ценностей, устойчивого развития экономики, в создании возможностей для организации общества через инструменты рынка и гражданскую активность населения.

Такая активность граждан "снизу" носит противоречивый характер, поскольку является основанием и для развития гражданского общества, и для возникновения деструктивных социальных практик и норм поведения (коррупция, кумовство, приоритет личной преданности над деловыми качествами работника, создание организованных преступных группировок). Одной из причин медленных темпов формирования позитивных изменений в российском обществе через установление и развитие "горизонтальных связей" между людьми, является, по определению Ю.А. Левады, "институциональный дефицит", т.е. отставание институционализации социальных отношений, которые должны обеспечивать становление гражданского общества и новых форм хозяйствования.

Функционирование неформальных социальных сетей поддержки, объединяющих отдельных граждан, семьи, различные негосударственные, некоммерческие и этнические сообщества, является одной из форм преодоления этого "институционального дефицита", что особенно важно в условиях современного мирового финансово-экономического кризиса. Социальные сети поддержки семей во времена системного кризиса основных социальных институтов общества в постсоветской России выполняли важную роль "социального амортизатора" в стратегиях выживания семей, помогали развитию индивидуального предпринимательства и формированию бизнес-сообществ в сфере экономики. Кроме того, они выступали в качестве катализатора объединения граждан в отстаивании прав по социальной защите населения, являлись одним из ос-

новных инструментов возрождения национальных и религиозных традиций, а также развития гражданских инициатив. Сегодня возможности социальных сетей так же актуальны, как и в 90-е года прошлого века.

Для оценки возможностей и ограничений социальных сетей поддержки семьи, выявления закономерностей их формирования и функционирования следует обратиться к методологии и результатам исследований социальных сетей поддержки семей, которые предпринимались в период "кризиса 90-х", т.к. сегодня мы опять возвращаемся к ключевым вопросам о формах реструктуризации социальных сетей в условиях экономического кризиса. Также для проведения новых исследований важна методологическая рефлексия тех концептов, которые оказались продуктивными в эмпирических исследованиях социальных сетей поддержки.

Четыре концепта в исследованиях социальных сетей поддержки

Несмотря на многообразие методологических подходов к исследованию социальных сетей, которые можно встретить в научных работах, автор, анализируя исследовательские проекты данной тематики, пришел к выводу, что большинство представлений исследователей о природе социальных сетей и их роли в обществе можно условно свести к четырем основным теоретическим концептам.

Во-первых, это парадигма П. Бурдье и Дж. Коулмена, которые видели в социальных сетях форму социального капитала. Так, П. Бурдье представляет социальную сеть как социальное поле, в котором места индивидов распределены в соответствии с их статусами. Статус в свою очередь зависит от совокупности ценных социальных отношений и полезных связей, которые собственно и представляют социальный капитал. Дж. Коулмен в различных формах социального капитала выделяет социальную норму, которая "не только облегчает определенные действия, но и сдерживает другие (негативные) тенденции" [1, 129]. Он представляет социальный капитал как сеть отношений, основанных на доверии и уверенности в том, что другие члены сети добровольно выполнят свои обязательства.

Однако практика показывает, что социальный капитал в виде норм доверия и взаимного выполнения обязательств между субъектами взаимодействия может накапливаться в организациях, не имеющих сетевую структуру. Возникновение таких норм в иерархической организации тесно связано с формальными договорами или устными обязательствами, которые вытекают из логики снижения рисков при достижении поставленных управленцами целей. Но в иерархической организации между ее сотрудниками может также сформироваться неформальная структура социальной сети поддержки. Индикатором ее появления служат заявления ее членов, что "мы как одна семья" (отдельно следует выделить случай, когда ключевые позиции в организации занимают представители семейного клана или это носит декларативный характер). Это означает, что сети социальной поддержки имеют иную природу возникновения норм доверия друг к другу, которая коренится в ценностно-нормативных традициях института семьи и дружбы.

Другим концептуальным подходом к изучению социальных сетей поддержки является представление о социальной сети как устойчивой совокупности взаимосвязей и отношений между участниками по обмену различными ресурсами, включая подарки и прочие символы причастности и солидарности.

Среди этих "взаимообменных" или "реципроктных" концепций можно выделить теорию М. Грановеттера [2] по разделению связей внутри сети на сильные и слабые с доказательством "силы слабых связей", которые дают преимущества социальным сетям в достижении поставленных целей за счет возможности подключения большего числа сетевых узлов для доступа к необходимым ресурсам, их взаимозаменяемости и автономности. Это принципиальное отличие организационной структуры социальной сети от структуры малой группы, где индивиды с низким "социометрическим статусом", согласно концепции Морено, находятся в положении "отверженных парий"

и "козлов отпущения". В сетях социальной поддержки индивиды с малым числом взаимных связей могут оставаться полноправными членами сообщества со статусом "пассивного члена", "резервиста", которых "имеют в виду на крайний случай" и т.п., если они, конечно, разделяют общие ценности и нормы поведения данного объединения.

В данный континуум представлений о социальной сети поддержки как "системе взаимообменов" включены различные формы ресурсов для обмена - материальные и не материальные. Например, концепция социальных сетей, которую автор условно называет "теплообменной", предлагает рассматривать социальную сеть как систему "каналов", "труб", "туннелей", по которым "текут" не только материальные ресурсы, но еще передается "тепло" доверия, взаимопонимания, симпатии и прочее [3]. С помощью этого эмоционального "тепла" в сетях создаются особые "поля притяжения", "круги своих" и т.д.

Однако для институционализации социальной сетей неопределенное "тепло отношений" должно иметь определенную форму, закрепленную в стандартах, нормах, обычаях, традициях и ритуалах поведения участников сетевых взаимодействий. Важную роль в этом подходе сыграли антропологические исследования М. Мосса, Дж. Ка-риера, Р. Эмерсона по изучению символических обменов и даров как важных механизмов формирования и функционирования социальных сетей. Значение подарка в этих исследованиях для существования социальной сети очень велико. Например, В. Ильин определяет подарок как "форму регулярных инвестиций в поддержание социальной сети". Подарок в реципроктных (взаимных) отношениях в сетевых связях несет много функций и может выступать далеко не символической материальной помощью, что особенно проявляется в формах, подробно описанных К. Поланьи, А. Шиком, В. Ильиным, С. Барсуковой, А. Леденевой и др. (неэквивалентные обмены, традиционные "помочи", блат и прочее).

Третьим концептом изучения социальных сетей поддержки является их рассмотрение в качестве универсального способа адаптации различных социальных групп к экстраординарным условиям существования. В теории социальные сети поддержки отражают "нерегулярные" экономические связи и отношения, отсутствие прямой зависимости от рыночных товарно-денежных регуляторов взаимообменов с их "моралью" капиталистической выгоды [4, 279]. Основная функция таких сетей обезопасить участников от реальных или мнимых угроз "оставления" их без защиты государством на произвол частного интереса, носителями которого могут быть как "акулы капитализма", так и любые представители "нерыночных" социальных групп, включая криминальные структуры и чиновников.

Особенно "адаптационная" концепция изучения сетей социальной поддержки заметна в исследованиях растущего сектора неформальной экономики в Европе и Латинской Америке. Например, исследователи экономики стран третьего мира указывали, что в стратегиях выживания семей огромную роль играют родственные и дружеские "сети", оказывающие членам семьи помощь в поисках работы и поддержку в случае чрезвычайных обстоятельств [5].

Целям адаптации социальной сети поддержки как формы социального механизма взаимопомощи в социуме служит концепция "моральной экономики" и "оружия слабых" Дж. Скотта [6], который на примерах крестьянских сообществ Юго-Восточной Азии показал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком