научная статья по теме ПАСТУШЕСКИЕ СОБАКИ АПИАНА. ЗОРОАСТРИЙСКИЙ СЛЕД НА СОВРЕМЕННОЙ КАРТЕ СОЗВЕЗДИЙ Физика

Текст научной статьи на тему «ПАСТУШЕСКИЕ СОБАКИ АПИАНА. ЗОРОАСТРИЙСКИЙ СЛЕД НА СОВРЕМЕННОЙ КАРТЕ СОЗВЕЗДИЙ»

Пастушеские собаки Апиана- ^ зороастриискии след *

на современной карте созвездии Л

А.В.Кузьмин,

кандидат физико-математических наук

Институт истории естествознания и техники им.С.И.Вавилова РАН Москва

Оказавшись на перекрестке культур, сформировавшемся в центре Европы в первой половине XVI в., научные знания Востока становились достоянием как европейских ученых, так и простых любителей редкостей, среди которых чаще всего можно встретить особ титулованных. Последние часто становились покровителями первых, как правило, состоявших у них на службе.

Здесь произошла и встреча совершенно отличных друг от друга традиций изображений звездного неба — европейской (фактически — античной) и староарабской, относящейся еще к доисламской эпохе, карты неба, несущей в себе отголосок зо-роастрийской научной традиции. Арабские карты этого времени также фактически представляли греческую, птолемеев-скую научную традицию, заимствованную и полностью освоенную в X в.

Наибольший интерес к старым картам Востока проявлял Петер Беневиц, более известный как Петер Апиан (1495 — 1552), профессор астрономии и математики Венского университета, — одновременно астроном и конструктор астрономических приборов, математик и картограф. Но, кроме того, знаменитый издатель научной литературы, на что имел привилегию от императора Карла V.

«Карта староарабских созвездий» Апиана (1539).

© Кузьмин А.В., 2008

Фрагмент: «Группа женских фигур».

Фрагмент: «Пастух с собаками».

Свою реконструкцию карты староарабского неба (а это единственная известная реконструкция звездной карты арабов доисламского периода) Апиан представил в книге, содержащей различные астрономические, астрологические и математические сведения, объединенные

под общим титульным названием «Horoscopion Apiani» (1539).

Став обладателем описания староарабских созвездий, Апиан решил воспроизвести их, создав карту неба, выполненную по тем же математическим правилам, какие к тому времени были в европейской науке.

На староарабской карте Апиана у Северного полюса в области созвездия Малой Медведицы изображены три стоящих женщины перед женщиной, сидящей на «троне». На месте, которое на греческой карте занимает Цефей, — Пастух с Собакой и Овцами. «Ленту» созвездия Дракона заполняет последовательность из четырех Верблюдов.

Среди опубликованных Апиа-ном изображений звездного неба большой интерес представляет еще одна его звездная карта, которую в современной литературе обычно так и называют: «Звездная карта Апиа-на». Эта карта вошла в один из фундаментальных трудов Апиа-на — «Императорский Астроно-микон» («Astronomicon Cae-sareum») 1540 г. Именно на этой карте впервые воплотилось староарабское влияние, сохранившееся в несколько скорректированном виде до наших дней.

В отличие от карты с созвездиями Дюрера, где небо представлено на двух картах отдельно с центрами в Северном и Южном полюсах мира, карта Апиана построена так, что северное полушарие не отделено от южного. Таким образом, все небо, видимое с территории Европы, воспроизводится на одной таблице. Разумеется, южные созвездия, в особенности Жертвенник, Корабль Арго и южная часть Эридана, очень сильно «растянуты».

В целом Апиан следует дюре-ровской изобразительной традиции, но здесь представлены еще и новые фигуры. Это Пастушеские Собаки (три собаки рядом с Пастухом, т.е. Волопасом) и Некто, плывущий в водах наиболее южной части реки Эри-дан. Именно эти изображения демонстрируют самую раннюю реализованную попытку художественного развития античного сюжета.

Эти неклассические фигуры — единственные, не имеющие подписей. При этом все

«Пастушеские собаки» на фреске Ватиканского дворца (ок. 1575).

48 древних созвездий и многие яркие звезды на карте подписаны. Пастушеские Собаки заимствованы Апианом с известного ему (и, вероятно, только ему) староарабского неба. Кстати, в росписи зала Небесного Свода зала карт виллы Фарнезе в Кап-рароле (ок. 1573) Собак две (они, как и на карте Апиана, сопровождают Волопаса). В «Уранографии» Я.Гевелия Собаки

Литература

с карты Апиана превращаются в Гончих Псов и из области неба «позади ног Волопаса» перемещаются немного севернее в пространство «между Большой Медведицей и Волопасом».

«Некто» в водах Эридана, как и большинство других созвездий, персонаж греческой мифологии — Фаэтон. Фигура Падающего Фаэтона (но совсем иная, в отличие от спокойного, ли-

шенного эмоций рисунка на карте Апиана), — исполненная драматизма композиция; она тоже украсит росписи Звездного Небесного Свода виллы Фар-незе и Ватиканского дворца.

Таким образом, Апиан сделал первый шаг к развитию античной композиции, использовав наследие греческой и значительно более древней зороаст-рийской культурной традиции. ■

1. Матвиевская Г.П. Альбрехт Дюрер — ученый. М., 1987.

2. Матвиевская Г.П. Абд ар-Рахман ас-Суфи. М., 1999.

3. Лр1апи$ РвТвгш. Ногозсорюп Ар1аш... 1539.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком