научная статья по теме Педагогическое творчество как элемент мастерства технолога социально-культурной деятельности Биология

Текст научной статьи на тему «Педагогическое творчество как элемент мастерства технолога социально-культурной деятельности»

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.eidos.ru/journal (дата обращения 15.10.2009).

9. Липский, И. А. Общие теоретические основы современных дидактических технологий // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Современные дидактические технологии в учебном процессе вузов МВД России». - М.: Академия управления МВД, 2004. - С. 107-119.

УДК 37.02; 371

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ МАСТЕРСТВА ТЕХНОЛОГА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Товмасян Каринэ Арсеновна Якушева Светлана Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель

Московский гуманитарный педагогический институт ул. Садовая-Самотечная, д.8, г. Москва, 103051, Россия av152310-1@bk.ru

В статье рассматривается проблема педагогического творчества технолога социально-культурной деятельности, становления творческой личности педагога и применения элементов мастерства в педагогическом процессе.

Ключевые слова: творчество, педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, социально-культурная деятельность.

Только благодаря образованию человек становится способным к созидательной деятельности в сфере труда и творчества.

Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Сатира, Э. Фромма и многих других), потребность в самовыражении — одна из основных для человека.

Утверждение о том, что педагогическая деятельность по своей природе творческая, стало общепринятым.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [14].

Феномен творчества, развитие творческой личности, формирование условий, при которых протекают творческие процессы, — значимые явления в современной психолого-педагогической теории и практике.

Проблема творческого развития личности на современном этапе развития приобретает все большую актуальность, поскольку эффективность профессиональной деятельности технолога социально-культурной деятельности зависит не только от профессиональных умений и навыков, но и от уровня его профессионально-творческого развития. Профессионально-творческое развитие личности педагога — одна из основных целей современного образования [16].

В отечественной литературе выделяются философский, культурологический, психологический и педагогический уровни анализа педагогического творчества.

На философском уровне выясняется статус понятия «творчество» как научной категории, как источника, механизма движения и атрибута материи, продукта сознания и деятельности человека (Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, И. Кант, В.С. Соловьев, Я.А. Пономарев).

На культурологическом уровне обосновываются закономерности и тенденции возникновения и развития творчества, как исторического опыта социального взаимодействия, взаимовлияния субъектов в процессе созидательной деятельности, как основы общей культуры (К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Злобин, В.А. Сластенин).

На психологическом - определяется место личности в творческом процессе (М.В. Кларин, В.В. Краевский, В.Я. Ляудис), исследуются ее изменения в результате включенности в этот процесс (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, М.М. Поташник), конкретизируются сущностные механизмы творчества (Г. Айзенк, Ф. Баррон, Дж. Хилфорд, Е. Торранс), условия

развития способностей к нему (Р.М. Грановская, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, В.Л. Поплужный, Е.Л. Яковлева).

На педагогическом - подробно рассматриваются процессы проявления, формирования и реализации творчества в профессиональной деятельности учителя [14]. Исследуются различные стороны творческого мышления педагогов (ДБ. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, Г.С. Сухобская), их индивидуально-типологические характеристики (В.А. Крутецкий, В.А. Минияров, П.А. Просецкий, И.М. Юсупов), определяются общие и специфические особенности понятия «творческая педагогическая деятельность» (Э.Б. Абдуллин, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, Л.С. Подымова, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, О.К. Тихомиров, А.И. Щербаков, Г.М. Цыпин).

Анализ научной литературы показывает, что лишь отдельные работы ученых посвящены изучению результатов, продуктов творческой деятельности учителей, проявляющихся в построенном особым образом взаимодействии с учащимися, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса (Т.А. Глотова, Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Лобанова, Н.Ю. Посталюк, И.Ф. Харламов). Ведутся исследования, связанные с поиском методов развития творческого потенциала учителей, с формированием творческой направленности их деятельности (С.М. Годник, Л.М. Митина, В.Г. Рындак).

Творчество, по утверждению Е.Ю. Коноваловой и О.А. Рудей, - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [6]. Оно имеет разные уровни: для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом - создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. При этом нужно иметь в силу, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с "новизной" характеризуется и "прогрессивностью". С.С. Голъдентрихт отмечает, что природа творческого деяния - созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества [9].

Педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества [3]. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.

Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова). По всем пунктам определенно ясно, что все эти качества сочетаются в личности технолога социально-культурной деятельности (СКД) [15].

Творческой считают ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эври-стичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность, т.е. структурными компонентами педагогического творчества являются:

• креативный (характеристики творческой личности и творческого мышления учителя);

• функциональный (мотивация творческой деятельности, профессионально-личностная рефлексия и художественно-педагогическая эмпатия);

• содержательный (знания, педагогические убеждения, творческий опыт);

• операционно-технологический компонент (умения и навыки оригинального сочетания, самостоятельной интерпретации педагогических методов и приемов, педагогический артистизм, планирование перспектив развития учеников) [4].

Творчество - это основа деятельности технолога социально-культурной деятельности. Одна из основных задач технолога СКД - организовать обучение и воспитание детей и подростков так, что бы эти процессы были наполнены творческими методами, приемами, технологиями для всех субъектов образования. Активная позиция детей и подростков превращает его в личностно значимое событие, где ученик (воспитанник) вместе с педагогом будут в определенном смысле творцами тех событий, в которые они включены и которые сами строят [8]. Обес-

печение максимально активной, творческой позиции ребенка, рождающей внутреннюю заинтересованность, интерес к познанию, радость от ощущения своей способности успешно продвигаться в материале возможно, если попытаться включить в программы, учебники, способы построения ежедневных уроков существующие сегодня в психологии представления о возможности организации высшего типа учения (по П.Я. Гальперину, Дж. Брунеру и др.).

Творческий потенциал личности технолога, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта [7]. Самое главное, что хотелось бы подчеркнуть, это то, что технолог СКД является в первую очередь педагогом, следовательно, педагог всегда творит в соавторстве с учениками (воспитанниками).

Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы [11]. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт). Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

СКД - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации лично

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком