научная статья по теме ПЕРЕМЕНЫ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИН РЕСПУБЛИКАНСКОГО ШАНХАЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПЕРЕМЕНЫ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИН РЕСПУБЛИКАНСКОГО ШАНХАЯ»

Государство и общество

Перемены в жизни женщин республиканского

Шанхая

© 2014 Ю. Куприянова

Статья посвящена описанию новой жизни представительниц среднего класса шанхайских женщин в результате изменений в их общественном положении в период Китайской Республики. Он характеризовался борьбой женщин за обретение равных прав с мужчинами, повышением их социального статуса, включением в производственную деятельность и сферу услуг. Вследствие изменения стиля жизни и социальных условий горожанок по сравнению с предыдущим временем жительницы Шанхая получили новые возможности для саморазвития и профессиональной реализации, но одновременно столкнулись с большими сложностями экономического и психологического характера.

Ключевые слова: Китайская Республика, Шанхай, положение женщины, женский труд, современное общество.

Рубеж XIX—XX вв. был ознаменован для Китая значительными переменами в различных сферах политической, экономической и культурной жизни. Происходившие сдвиги сильнее всего ощутили на себе городские жители. После Синьхайской революции китайские интеллектуалы на страницах печатных изданий стали активно излагать свое видение будущего Родины. Некоторые из них связывали залог успешного развития с заимствованием достижений западной культуры и науки1, с изгнанием иностранцев из страны, другие выступали за самобытный путь развития с пересмотром традиционных положений конфуцианской доктрины2. С этими событиями в китайской истории традиционно связывают и становление женского движения, которое заявило о себе особенно громко после окончания Первой мировой войны3. Борьба за освобождение женщины (фунюй цзефан) стала одной из злободневных тем в публицистических и художественных произведениях китайских авторов 1910-1930-х гг. Однако некоторые исследователи подчеркивают, что рассматривая начальный этап движения, стоит говорить не о реальной борьбе самих женщин за свои права, а о включении их интересов в качестве составной части в общую программу действий по усилению Республики4.

Процесс обретения китайскими женщинами новых социальных и экономических прав в первые десятилетия после Синьхайской революции шел неравномерно. В городах прогресс был более заметным, что во многом было связано с включением женщин

Куприянова Юлия Андреевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель НИУ ВШЭ. Е-шаП: yukupriyanova@hse.ru. Тел. сл.: 8 (495) 725-30-80, доб. 5835; моб. 8 (903) 662-60-67.

в сферу производства, получением части из них доступа к образованию, а также более высоким культурным уровнем горожан. Безусловным лидером по темпам развития торговли, промышленности, образовательной и культурной сфер, а следовательно, по качеству изменений в жизни китаянок, был крупнейший торгово-промышленный центр страны — Шанхай. Во многом это было обусловлено его географическим положением и статусом открытого торгового порта. Однако гораздо более важной определяющей особенностью стало массовое присутствие иностранных резидентов на данной территории, начиная с середины XIX в. вплоть до 40-х гг. XX в.

В рамках более чем 80-летнего сосуществования коренных жителей города и трудовых мигрантов из различных регионов страны с представителями Запада (насчитывавшими в определенные годы до 45-50 тыс. человек5) шел постепенный процесс вес-тернизации местной среды. За национальное разнообразие жителей Шанхая его нередко называли «городом беженцев». Влияние иностранной культуры сказалось на всей истории республиканского Шанхая, определив направление развития всех элементов городской жизни. Многие перемены в жизни местных женщин в рассматриваемый период произошли именно благодаря уникальности местной среды, а не стали лишь закономерным итогом развития общенационального женского движения в Китае.

Образ «новой женщины» (синь нюйсин), активно обсуждавшийся на страницах прессы еще с середины 1910-х гг., формировался в сознании горожан под влиянием различных СМИ и стал важным фактором в изменении отношения социума к традиционным конфуцианским положениям о роли женщины в обществе и семье. Воздействие на постепенную модификацию данного образа во многом оказала массовая потребительская культура крупного мегаполиса. Женщины, представавшие на обложках журналов, в статьях периодических изданий, на рекламных плакатах, транслировали идею о том, что «новая женщина» должна быть «образованной, трудоустроенной, независимой и активно участвующей в публичной жизни»6. Менялось не только отношение мужчин к женским правам и свободам в обществе, менялись самовосприятие и самооценка китаянок.

Начиная с 1920-х гг., роль женщин в общественной жизни Шанхая непрерывно усиливалась, расширялись те сферы, в которых она могла проявить себя как личность, а не только как дочь, жена или мать. Как указывал в одной из своих работ китайский политический и общественный деятель Чэнь Дусю, самым главным вопросом в деле освобождения женщины являлось обретение ею экономической самостоятельности7. Социальная роль женщин в исследуемый период значительно расширилась, в основном за счет участия в трудовой деятельности и получения доступа к среднему и высшему образованию. Впервые в истории Китая женщина получила возможность заниматься собственным делом, обучаться, зарабатывать деньги наравне с мужчиной. Она стала равноправным членом общества, реализующим свой потенциал не только в стенах дома, но и вне его.

Перемены, происходившие в трехмиллионном Шанхае8, вели к тому, что многие прогрессивно настроенные горожанки стремились именно к социальной активности в ущерб семейной жизни. Показательным с этой точки зрения является замечание одной из самых известных женщин Китая середины XX в. Чжан Айлин, описывающее ее настрой в годы юности. «Касательно моего будущего у меня были грандиозные планы, после окончания школы я хотела поехать в Англию учиться в университете, одно время я хотела изучать мультипликацию, хотела познакомить Америку с традиционным художественным китайским стилем. Мне хотелось стать известнее Линь Юйтана9, носить самые изысканные наряды, объехать весь мир и иметь собственный дом в Шанхае, жить полной активной жизнью»10.

В результате социальных реформ женщины Китая в начале 1920-х гг. получили возможность не только получать образование, но и расти профессионально. Тем не менее, подавляющее большинство женщин Шанхая вынуждены были трудиться на заводах и фабриках, получая минимальную оплату за свой труд, которая была на 30-40 процен-

тов ниже, чем у мужчин11. Жительницы Шанхая, как правило, шли работать на фабрики по производству тканей или табачных изделий. Они происходили из наиболее бедных слоев населения, и право на труд для них было не достижением, а насущной необходимостью, позволявшей выживать в новых условиях. Женщины из средних слоев населения, как правило, получали возможность заниматься более квалифицированным трудом, получая за него сравнительно высокую оплату. С течением времени данный процесс шел все быстрее. С началом «движения 4 мая»12 женщины начали активнее проникать в те сферы производства, где изначально присутствовали одни лишь мужчины. Если в конце правления династии Цин в шанхайском обществе можно было наблюдать первых женщин преподавателей, медсестер, врачей, публицистов, то в начале 1920-х гг. горожанки уже становились сотрудницами таможни, почты, телеграфа, полиции. Стали появляться первые женщины-преподаватели в высших образовательных учреждениях. В резолюции о женском движении, принятой на 2-м съезде всекитайских представителей Гоминьдана в 1926 г., содержалось прошение о предоставлении женщинам права работать во всех учреждениях страны13.

Наряду с вполне естественными в развитом обществе женскими профессиями медсестры, преподавателя, машинистки или продавца возник спрос и на совершенно новые для Китая профессии — фотомоделей, манекенщиц, киноактрис. Появление этих профессий во многом было связано с популяризацией западного стиля жизни и массовой культуры. Некоторые женщины осмеливались заняться собственным бизнесом. Массовое появление женщин на общественной сцене стало возможным. Никогда ранее деятельность женщины вне рамок своего дома и семьи не могла считаться нормой, если только это не была девушка из дома терпимости или буддийская монахиня14. О быстром включении шанхайских женщин в сферу бизнеса писали даже иностранные резиденты. На страницах книги «Все о Шанхае» приводились замечание о том, что традиционное отношение к женщинам в обществе стремительно меняется: «Сегодня многие китаянки активно включились в работу. Например, в Шанхае есть «Женский банк», который полностью женщинам принадлежит и управляется ими. Тысячи китайских девушек в наши дни самостоятельно зарабатывают себе на жизнь... убедительно доказывают, что еще одна старая традиция Китая полностью преодолена»15.

Писательница Аделин Ма вспоминала про основанный в 1924 г. ее бабушкой Шанхайский женский банк как настоящий прорыв для китайского общества. Большая часть сотрудников банка были женщинами. Банк был основан специально для обслуживания женской клиентуры. Незамужние женщины приносили в банк свои сбережения или состояния, доставшиеся в наследство. Жены состоятельных господ отдавали на хранение свое приданное или деньги, выигранные в маджонг16 Женщины победнее вкладывали небольшие суммы, полученные от своих мужей или поклонников. Среди клиенток банка были также простые работницы заводов и женщины из рядов интеллигенции, которых раздражало снисхождение, с которым к ним относились сотрудники мужчины в других банках17. Однако блистательная карьера женщины, подобная описанной Аделин в мемуарах, была исключением для Шанхая тех лет, особенно если это касалось ведения собственного бизнеса. Даже женщины, имевшие западное образование, далеко не всегда могли применить имевшиеся знания и получать при этом оплату, сопоставимую с доходами мужчин.

Лишь отдельные жительницы города имели возможность сделать карьеру, стать знаменитыми и богатыми. Сфера искусства и индустрия шоу-бизнеса, активно развивавшаяся в Шанхае с конца 1920-х гг., дали им дорогу в жизнь, навсегда вписав их имена в историю стран

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком