научная статья по теме ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ЗНАЧЕНИЕ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ЗНАЧЕНИЕ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ)»

ЭО, 2014 г., № 2

© А.А. Белик

ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ЗНАЧЕНИЕ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ)

Ключевые слова: психобиологическая синхронизация, имитативный гиперстресс, транс, "высшие переживания", тип деятельности человека, способность к визуализации, образы (внутренние переживания)

Статья посвящена роли ИСС в разных культурах. Исходными принципами размышлений автора являются положение Э. Бургиньон о тесной связи телесной основы индивида и содержания психических процессов в ИСС и рассмотрение человека в качестве "психобиологической системы в культурном окружении". Рассматриваются также "легкие" ИСС - "мягкие" экстатические состояния типа "высших переживаний" А. Маслоу. В завершение анализа автор выделяет важнейший эффект ИСС -"психобиологическую синхронизацию" как на межличностном, так и на органическом уровнях взаимодействия.

Общая характеристика исследований ИСС в культурной (психологической) антропологии. В современном и традиционном обществах существует большое разнообразие форм измененных состояний сознания (далее - ИСС). Один из пионеров их изучения А. Людвиг выделял более 60 форм и считал свой список неполным (Ludwig 1968). Он же определил основные черты измененных состояний сознания: изменение в восприятии окружающего мира, невыразимость состояния, трансформации в ощущении собственного тела, перемена в самооценке, изменение в восприятии течения времени, чувство слияния собственного Я с окружающим миром (природным или культурным), устойчивое впечатление важности, грандиозности происходящего, наличие повышенной внушаемости. В наиболее четкой и краткой форме определение ИСС дал другой основоположник изучения данного феномена Ч. Тарт:

ИСС для данного индивида состоит в том, что он отчетливо ощущает качественные изменения в формах своего психического функционирования, т.е. он чувствует не только количественные изменения (большая или меньшая бдительность, больше или меньше зрительных образов, более или менее ярких и т.д.), но также и то, что некоторое качество или качества его психических процессов становятся иными (Tart 1969: 1-2).

Важным принципом исследований ИСС в психологической антропологии является изучение изменений в сознании вместе с трансформациями в телесной организации человека. Таким образом, ИСС рассматриваются как субъективные явления, имеющие личностные выражения в ощущениях человека, и как объективный процесс, ведущий к изменениям в мускульно-телесных реакциях и течении биохимических процессов.

Основными объектами анализа для антропологов являются ИСС в виде культурно обусловленного поведения, разнообразные формы которых мы можем встретить практически в любой культуре. Среди них - ритуально вызванная одержимость и различные виды транса, религиозные просветление и озарения, сексуальные экстатические состояния, состояния, возникающие в результате гиперстресса, например в условиях сенсорной депривации, эйфорические состояния, возникающие в результате длительной физической нагрузки (бег на длинные дистанции), коллективное

Андрей Александрович Белик - д.и.н., ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: belik2004@list.ru

вхождение в транс на концертах рок-музыки, сон в активной фазе, когда мы видим сновидения, гипнотические и "гипноидные" состояния, ярко окрашенные эмоционально-аффективные состояния ("мгновения экстаза от созерцания красот духа или природы, которые нельзя купить"), обозначенные А. Маслоу "высшими переживаниями" (peak experiences).

Вероятно, острые мистические или пиковые переживания есть невероятная интенсификация любого переживания, в котором присутствует потеря Я или его границ, т.е. при концентрации на проблеме, согласованном или синергийном поведении, описанном Бенедикт (Benedict [1941] 1970), интенсивном чувственном опыте, самозабвении и интенсивном наслаждении музыкой или искусством (Maslow 1987: 165).

Подчеркнем, что феномен ИСС сегодня рассматривается как аспект нормального поведения и значимый элемент культуры (Спивак 1988).

Бурный рост исследований ИСС в психологической антропологии пришелся на 1970-1980-е и начало 1990-х гг. Фундаментальное значение в изучении ИСС имеют труды Р. Принса и Э. Бургиньон, а также работы В. Жилека - исследователя экстатических ритуалов у североамериканских индейцев, Б. Лекс, Р. Уэстона Ла Барра, Э. Уоллеса. Особую роль сыграли аналитические работы Э.Л. Росси в области терапевтического воздействия гипнотических состояний. В конце 1980-х гг. появились работы молодых ученых - Э. Фречки и М. Винкельмана.

В последние 10-15 лет изучение ИСС концентрируется вокруг трех основных проблемных областей: значение снов в культуре и сновидений для функционирования личности и различных процессов в организме (Mageo 2001; Lohmann 2000); терапевтическая эффективность ИСС в ритуалах и гипнотических состояниях (работы Э.Л. Росси, в частности, его монография "Психобиология психосоматической терапии" - Rossi 1988) и понимание роли ИСС в биохимических процессах, их влияния на развитие личности и их социальная роль.

Исследование экстатических состояний имеет, однако, более длительную историю, поскольку еще И. Кант в своем известном труде "Критика чистого разума", направленном против вульгарных рационалистических исчислений и примитивной механистической модели человека, предложенной Т. Гоббсом, писал о связи мышления с деятельностью человека, и внутреннего мира человека - с внешним культурно-природным окружением. Одним из центральных его тезисов явился тезис об интегральном единстве мышления (познания) и чувственности, в том числе и в аффективных состояниях. Критику рационалистической модели человека продолжил Г. Гегель. Он был первым, кто сделал экстатические состояния предметом последовательного научного анализа, подразделив их на нормальные и патологические. К историческим продуктивным формам экстатических состояний он причисляет различные формы внушений, ставящие своей задачей исцеление, многочисленные формы ритуального транса у шаманов, индусов, жриц Дельфийского оракула, а также особые формы воодушевления, экстаза, энтузиазма, охватывавшие людей в кризисные периоды. Классическим примером последнего является деятельность Жанны д'Арк, "у которой, с одной стороны, патриотическое воодушевление совершенно чистой простой души, а с другой - особое магнетическое состояние" (Гегель 1977: 150-151). В пику примитивному рационализму Гегель рассматривал также способность к "перцептивному знанию" (или созерцательному знанию), к "жизни чувства, обладающей внутренним видением и знанием"

(Там же: 146).

Культурная деятельность и ИСС. Важнейшей особенностью деятельности человека является преобразование внешнего мира для удовлетворения своих потребностей. Человек не приспосабливается, а, наоборот, приспосабливает природу. Изменения касаются в большей степени не его телесной организации, а способов и форм воздействия на окружающий мир. Человек изменяет окружающую среду посредством ее культурного преобразования. Культура как посредник (в том числе в виде разнооб-

разных орудий) дает возможность человеку действовать универсально, т.е. в любых природных условиях на Земле и даже за ее пределами.

На самых ранних этапах развития ребенка в детстве решающую роль играет активное эмоциональное взаимодействие с другими людьми. Удовлетворение потребности в эмоциональном общении возможно только в окружении людей. Данная форма взаимодействия ведет к образованию эмоционально-аффективной связи -привязанности (attachment), которая способствует успешному овладению культурными стереотипами поведения и, что не менее существенно, влияет на отдельные аспекты функционирования организма (например, на уровень иммунной защиты). Привязанность как психобиологическая взаимосвязь способствует усвоению стереотипов сотрудничества и является основой коммуникабельности. Уместно отметить, что эмоциональное взаимодействие в раннем детстве (да и у взрослых) сопровождается легкими формами ИСС, самым наглядным из которых является фонтанирующая радость у ребенка при виде объекта привязанности ("комплекс оживления").

Человек взаимодействует не только с вещественно-предметными, но и с идеально-предметными образованиями (в том числе и с продуктами воображения). К. Лоренц называл умение создать воображаемую ситуацию способностью к визуализации и выделял ее в качестве дифференцирующей для человека (цит. по: Evans 1973). Способности человека не ограничиваются конструированием отдельных ситуаций. Он творит всё новые формы субъективной (культурной) реальности в виде мифов, сказок, религиозных воззрений, художественных произведений, кинофильмов и т.д. Он формирует культурный мир, который образует особую реальность. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на человека, который переносит эмоциональные связи (привязанности), образованные в контакте с людьми, на образы людей, созданные писателями, артистами и т.д. Процесс сопереживания художественных произведений способен оказывать катарсический психотерапевтический эффект. Умение "выйти из действительности" и погрузиться в виртуальный мир сказки, фильма, книги основано на том, что на какой-то миг мы забываем себя, свое Я и становимся Другими, сливаемся с вымышленным действием. Этот момент и есть своего рода квант или минимум ИСС, т.е. высших, или пиковых, переживаний по А. Маслоу.

Функции ИСС в традиционном обществе у Э. Бургиньон: человек как психобиологическое целое. Первые полевые исследования Э. Бургиньон на Гаити были посвящены изучению феномена одержимости (Bourguignon 1976). Она является также редактором известного сборника "Религия, измененные состояния сознания и социальные изменения" и автором многочисленных статей о различных аспектах ИСС. Промежуточный итог изучению ИСС она подводит в своем капитальном труде "Психологическая антропология: Введение в изучение природы человека и культурных различий", в котором ИСС посвящена одна из глав (Bourguignon 1979: 233-297). Э. Бургиньон отмечает всеобщность экстатических состояний в традиционной культуре (они распространены почти в 90%

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком