научная статья по теме ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ИНДИВИДА В УЧЕНИИ КАЛАЧАКРА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ИНДИВИДА В УЧЕНИИ КАЛАЧАКРА»

ЭО, 2015 г., № 4 © А.М. Стрелков

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ИНДИВИДА В УЧЕНИИ КАЛАЧАКРА

Ключевые слова: индивид, аватара, Вишну, тантра, Калачакра, изоморфизм Вселенной и индивида, юга, эсхатология

В статье исследуется периодизация жизни индивида в учении Калачакра - одной из поздних буддийских тантр, которая, согласно получившей распространение в Тибете классификации, входит в число пяти систем высшего класса буддийских тантр - Анут-тара-йога-тантры. В данной периодизации вся жизнь индивида, от момента зачатия до момента смерти, разбивается на десять этапов, каждый из которых кодируется образом одного из десяти воплощений (аватар) Вишну. Основными источниками для исследования послужили сочинение "Шри-Калачакра-нама-тантра-раджа", комментарий "Вималапрабха" к этому тексту, а также построчные комментарии к "Вимала-прабхе" знаменитого тибетского ученого-энциклопедиста и крупнейшего специалиста в области учения Калачакра Будона.

Представления об индивиде занимают важное место в буддизме, поскольку в своей основе эта древнейшая мировая религия является учением об Освобождении (санскр. мокша) - религиозном спасении1 - индивида. Даже когда речь идет об Освобождении всех живых существ как цели практики данного учения (доктрина буддизма Махаяны2), сами пути этого Освобождения остаются религиозными путями индивидов. Соответственно, в буддизме с необходимостью присутствует комплекс представлений об индивиде: верное знание о том, что являет собой тот, кто должен достичь религиозного спасения, требуется для построения верной теории этого спасения. Важным компонентом комплекса представлений об индивиде выступает периодизация его жизни. Причем в данном случае - случае религиозного учения - эта периодизация претендует не только на статус объективного (истинного) знания, но ей придается и религиозно-нормативное значение: с чем и как должен работать (в плане психофизических практик и в целом образа жизни) адепт буддизма на определенном этапе своей жизни.

В данной статье исследуется периодизация жизни индивида в учении Калачакра (санскр. "Круг времени"3) - одной из поздних (сформировалась в Индии в начале XI в.) буддийских тантр, которая согласно получившей распространение в Тибете классификации входит в число пяти систем высшего класса буддийских тантр - Анут-тара-йога-тантры.

Санскритский термин 'ЧаПга"4 выступает наименованием класса религиозных учений (возникают в буддизме и индуизме в середине I - начале II тыс.) и в то же время наименованием класса базовых текстов этих учений (Цэтан Шарон и др. 1993: 573)5. Тантры и в буддизме и в индуизме совмещают в себе архаические магические представления и практики (сексуальная магия, элементы некромантии, практики с использованием опьяняющих веществ и др.) с положениями развитой религии (теория спасения, этика и др.). Буддийские и индуистские тантры имеют много общего в плане названной магической составляющей, но отличаются - в соответствии с религиями, к которым принадлежат, - в отношении религиозных положений6.

Учение Калачакра во многих важных аспектах стоит особняком от прочих буддийских тантр: оно имеет отличия от них в плане как доктрины, так и религиозной прак-

Андрей Михайлович Стрелков - к.и.н., генеральный директор издательства "Удумбара" (г. Улан-Удэ); e-mail: astrelkov@mail.ru

тики (ритуал и йога). В том числе учение Калачакра выделяется большим количеством заимствований из индуизма, с их трансформацией и адаптацией. Причем в ряде случаев заимствованы не только отдельные теоретические положения или мифологические образы, но и целые концепции. Одним из таких заимствований выступает концепция десяти воплощений божества Вишну7, положенная в основу специфической калачак-ринской периодизации жизни индивида8, исследуемой в данной статье.

Основными источниками исследования стали актуальный базовый текст учения Калачакра "Шри-Калачакра-нама-тантра-раджа" (краткое название - "Лагху-тантра", санскр. "Краткая тантра") (30-е гг. XI в.)9, синхронный комментарий к этому тексту "Вималапрабха", построчные комментарии к "Вималапрабхе" знаменитого тибетского ученого-энциклопедиста и крупнейшего специалиста в области учения Калачакра Бу-дона (Ви б1оп, 1290-1364). Также источниками выступили тексты индийского эпоса и индуизма, содержащие представления, в трансформированном виде присутствующие в калачакринской периодизации жизни индивида.

Теме индивида посвящена вторая из пяти глав "Лагху-тантры" - "Адхья-атма-нир-наё-нама-патала" (санскр. "Глава о внутреннем (индивиде, субъекте)"); "внутреннее" здесь противопоставляется "внешнему" - совокупности объектов пяти органов чувств и объекту ума - мысли.

В начальной части (в строфах 4, 6-8) главы об индивиде (насчитывает 180 строф -21-сложных четверостиший) вводится специфическая калачакринская - не известная по другим буддийским и небуддийским учениям - периодизация жизни индивида. В данной периодизации вся жизнь индивида - от момента зачатия до момента смерти - разбивается на десять этапов, каждый из которых кодируется образом одного из десяти воплощений - аватар - Вишну. Термином "аватара" (санскр. "нисхождение") здесь обозначено нисхождение божества в мир смертных посредством воплощения в нем.

Представления об аватарах начинают складываться в Индии еще в ведийский период; речь шла о воплощениях Праджапати и Брахмы. Образы наиболее ранних аватар (черепаха и рыба) восходят, вероятно, к тотемическим представлениям аборигенных народов Индии (Бонгард-Левин 1980: 275). В эпосе и пуранах10 учение об аватарах принимает каноническую форму. В эпосе встречаются сюжеты, распространяющие представления об аватарах на всех божеств. Так, "Махабхарата" содержит миф об аватарах всех божеств во главе с Нараяной (Гринцер 1997: 24). В пуранах аватары (известные ранее и вводимые вновь) приписываются исключительно Вишну. Существуют разные списки пуранических аватар, чаще всего говорят о десяти главных аватарах и иногда прибавляют к ним десять малых аватар. Представления о десяти основных аватарах Вишну окончательно сформировались только к X в. и зафиксированы в поздних пуранах - в "Матсья-пуране" полного списка десяти аватар еще нет (Тёмкин, Эрман 1993: 312). Далее в данной статье речь идет о десяти основных аватарах Вишну, поскольку именно этот набор представлен в учении Калачакра.

Десять основных аватар Вишну: 1) матсья (санскр. "рыба"); 2) курма (санскр. "черепаха"); 3) вараха (санскр. "вепрь"); 4) нарасимха (санскр. "человеко-лев"); 5) вамана (санскр. "карлик"); 6) Парашурама (санскр. «Рама ("Темный", "Черный") с топором»); 7) Рама; 8) Кришна (санскр. "Черный"); 9) Будда (санскр. "Пробужденный"); 10) Калки (этимология неясна).

Первые пять аватар устраивают-спасают Вселенную в период ее младенчества и отрочества. В сюжетах об этих аватарах прослеживаются мотивы космогонического характера. Воплотившись в рыбу, Вишну спасает во время потопа прародителя людей Ману, увлекая за собой на канате корабль, который Ману построил после сообщения Вишну о грядущем бедствии. Воплотившись в черепаху, Вишну служит опорой для горы Мандара, использованной богами и асурами11 в качестве мутовки во время пахтанья океана. Воплотившись в вепря, Вишну убивает после тысячелетнего поединка

асура Хираньякшу, утопившего землю в океане, и поднимает землю на своих клыках. Воплотившись в получеловека-полульва, Вишну избавляет Вселенную - три мира (небесный, земной, подземный) - от тирании царя асуров Хираньякашипу, подчинившего себе все три мира, и защищает своего ревностного почитателя Прахладу, сына Хираньякашипу, от преследований его отца, растерзав последнего когтями. Воплотившись в карлика, Вишну хитростью освобождает небесный и земной миры из-под власти царя дайтьев12 Бали, захватившего все три мира. В облике карлика он испросил у Бали себе столько земли, сколько покроет тремя шагами. Получив согласие Бали и приняв необъятные размеры, Вишну покрыл двумя шагами землю и небо, но воздержался от третьего шага, оставив Паталу - подземный мир - Бали (Гринцер 1997: 25)13.

Следующие четыре аватары Вишну находят и уничтожают в мире источники зла (ими выступают антагонисты - нечеловеческой и человеческой природы - данных аватар Вишну: Равана, Шишупала и др.) и тем частично и временно улучшают состояние мира. В этих сюжетах к мотивам мифологического характера добавляются мотивы, имеющие историческую основу. Воплотившись в Парашураму - сына брахмана Джамадагни, Вишну истребляет множество кшатриев и освобождает от их угнетения варну брахманов14. В воплощениях Рамы и Кришны Вишну побеждает множество вредоносных существ нечеловеческой и человеческой природы и освобождает от их притеснения человечество. Рама и Кришна стали объектами самостоятельных индуистских культов.

Согласно "Вишну-пуране", воплотившись как Будда, Вишну "соблазняет нестойких в вере отказаться от религиозного долга и почитания вед и тем самым обрекает их на гибель" (Там же: 25). Таким образом, Будде как аватаре Вишну в индуистских представлениях отводится специфическая очистительная роль ("отделение зерен от плевел"): посредством проповеди ложного (с точки зрения индуизма) учения он очищает мир от недостойных, которые выявляются через принятие этого учения. В буддийском учении Калачакра, ассимилировавшем концепцию десяти аватар Вишну, вся эта концепция переосмысляется с буддийских позиций (см. ниже). В историческом плане как включение в индуизме Будды в набор аватар Вишну, так и ассимиляция этого набора буддийским учением Калачакра говорит о тесном взаимодействии и острой конкуренции буддизма и индуизма на рубеже I и II тысячелетий.

Последняя аватара Вишну является эсхатологической. В этом воплощении он проводит тотальное очищение - через уничтожение - дряхлого неизлечимого мира и возрождает его в чистом состоянии. Родившись в поселении Шамбала как воин-брахман Калки15, Вишну уничтожает в битвах все зло, проявившееся в мире в конце его существования, и восстанавливает в нем совершенный порядок (с позиций индуизма). Эсхатология, лежащая в основе этого сюжета, представлена в нем в форме так называемой малой эсхатологии - эсх

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком