научная статья по теме Перспективы интеграционных процессов в системе подготовки учителей изобразительного искусства Биология

Текст научной статьи на тему «Перспективы интеграционных процессов в системе подготовки учителей изобразительного искусства»

УДК 378:004.9

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

С. И. Мокроусов, соискатель, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства

Тюменский государственный университет ул. Семакова, д. 10, г. Тюмень, 625003, Россия

Перспективы интеграции образовательной области «Изобразительное искусство» с дизайном и компьютерными технологиями. Концепция методики, которая позволяет осуществлять интегрированный процесс обучения по художественно-педагогической специальности более эффективно.

Ключевые слова: интеграция, изобразительное искусство, дизайн, компьютерные технологии.

В Концепции Модернизации российского образования на период до 2010 г., одной из приоритетных, определяется задача достижения нового качества профессионального образования. А ее реализацию должна обеспечить «информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования; углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывами в высоких технологиях»[3].

«Образование - это динамичная и развивающаяся система»[1; 94]. Новое время, актуализация информационно-технических, художественно-проектных направлений деятельности вызвало необходимость поиска средств модернизации образования и по художественно-педагогическим специальностям, для приведения их в соответствие с сегодняшними потребностями общества и запросами рынка труда.

Так, наиболее перспективным направлением в этом поиске, считаются исследования возможности интеграции образовательной области «Изобразительное искусство» с дизайном и компьютерными технологиями.

Изучению данной проблемы посвящено ряд исследований: Э.Т. Романычева и О.Г. Яцюк, М.Н. Петров и В.П. Молочков, В. Курушин, Д. Ларченко и А. Келле-Пелле, Л. В. Иванников, С.Г. Пищев, Н.В. Квач, К.С. Кашенов и др.

Для успешного функционирования в условиях информационно-компетентного общества учителю изобразительного искусства уже недостаточно базовых, узкопредметных знаний в области создания визуальных образов. Возникает необходимость обеспечить его деятельность современными, актуальными средствами и методами визуально-коммуникативного общения, которые опираются на инновационные наработки не только в художественно-педагогической образовательной области, но смежных областях знания (архитектура, дизайн, компьютерная графика, и т.д.). Это направление открывает значительные перспективы для поиска средств модернизации и актуализации обучения по художественно-педагогическим специальностям.

Компьютерная и дизайн-подготовка обеспечивает учителю изобразительного искусства ряд преимуществ, которые обосновывают актуальность этого направления исследования:

- более высокий уровень профессиональной компетенции обеспечивает востребованность и конкурентоспособность специалиста на рынке труда;

- молодой специалист получает преимущества (или равные возможности) по сравнению со «стажистом», в решении вопроса трудоустройства;

- владение современными компьютерными и дизайнерскими средствами может, обеспечить личный финансовый достаток учителя, за счет совмещения педагогической и смежной художественно-проектной области деятельности;

- в школе востребованы специалисты, которые, помимо учебной деятельности, могут заниматься эстетической гармонизацией школьной среды современными средствами;

- владение современными компьютерными и дизайнерскими средствами может повысить социальную защищенность учителя.

Существуют объективные условия, которые позволяют обеспечить возможность интеграции этих образовательных направлений:

- программы обучения по направлению «Дизайн» и «Изобразительное искусство», имеют много сходных по содержанию дисциплин (живопись, рисунок, черчение, психология, художественная обработка материалов и т.д.).

- обучение информатике и компьютерной графике предусмотрено стандартом обучения по специальности «Изобразительное искусство».

Реализацию на практике интегративных подходов обеспечивает наличие интегративных методик. Анализ существующих методик обучения компьютерному и дизайн-проектированию учителей изобразительного искусства, позволил обнаружить ряд недостатков:

- интеграция направлений деятельности происходит по внешним, формальным признакам (например, в программу обучения по компьютерной графике вводится блок из содержания программы по дизайну) [2; 671];

- недостаточное количество методик обучения компьютерным и дизайн технологиям, ориентированных на узко-сегментированную потребительскую аудиторию (учитель черчения, студент специальности изобразительное искусство, художник и т.д.).

Подобный подход не обеспечивает эффективного усвоения учебного материала, поскольку содержание обучения и методики, которые применяются в процессе обучения по техническим, гуманитарным и художественным направлениям деятельности, имеют принципиальные различия.

Гораздо эффективней, на наш взгляд, видится перспектива создания методик, адаптированных к особенностям восприятия, например: гуманитариев, художников, учителя черчения и т.д. Реализация такой методики становится возможной, если при ее создании будут учитываться направленность и содержание профильного обучения. Так, для учителей изобразительного искусства, практическая реализации данной методики становится возможной за счет:

1. Интеграции разделов программы по изобразительному искусству, компьютерной графике и дизайну.

2. Использование для компьютерного моделирования, объектов известных из предыдущего опыта профильного обучения (яблоко, груша, ваза, стол и т.д.).

Например, интегрированные разделы программы могут формулироваться следующим образом:

«Моделирование натюрморта из геометрических тел по законам золотого сечения, методом параметрического моделирования».

«Проектирование объекта яблоко средствами сплайн моделирования, с применением модификаторов Lathe, Noise, Tape».

(Условные обозначения: содержание из программы по дизайну; содержание из программы по изобразительному искусству; содержание из программы по компьютерной графике).

Информационно-технический вектор развития общества, интеграционные и гуманистические процессы в Российском образовании являются предпосылками для создания адаптивных, узко-сегментированных методик, которые позволяют представителям гуманитарно-художественного направления в образовании, без затруднений усваивать необходимый материал из содержания технических, проектно-

художественных дисциплин. Это направление исследований видится наиболее перспективным в изучении вопросов возможностей интеграционных процессов в образовании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений/ В.И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 94-160.

2. Компьютерная графика. Учебник (+СБ)/ М.Н. Петров, В.П. Молочков - СПб.: Питер, 2003. - С. 671-736.

3. Официальный сайт МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [электронный ресурс] - режим доступа: ШрУ/шшшed.gov.ги/ойп17п(1_£ао/6662/ -свободный.

УДК 338.48

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ

ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ

Э. Н. Павлова, кандидат педагогических наук, директор Карельский институт туризма - филиал Российской международной академии туризма наб. Гюллинга, дом 15 А, г Петрозаводск, Республика Карелия, 185005, Россия

Вместе с обозначением фундаментальной роли культурного наследия и культурных видов деятельности в современном экономическом положении туризма, эта работа объясняет развитие политики в отношении предпосылок и целей туризма, направленного на поддержание и развитие туристских дестинаций.

Ключевые слова: культура среды, туристская дестинация, туристское образование, стратегия развития, турпродукт.

Важность культурного наследия и культурных видов деятельности среди различных географических факторов и социально-экономического прогресса росла все больше и больше в последние 20 лет вместе с усилением процессов глобализации; растущее число городов и регионов придавало большое значение политике в отношении культуры. Необходимо лучше понять роль, которую сегодня играет культура среды, учитывая развитие определенной туристской дестинации.

Чтобы понять роль культурного наследия в развитии туристских дестинаций в первую очередь потребуется обсуждение концепций, которые мы относим к культуре, экономическому росту, развитию, человеческому прогрессу и, конечно же, к конкуренции среди предприятий туризма и тем самым к выгодам конкуренции, которая предлагается в определенной туристской дестинации.

Возвращаясь к теме культуры: не обязательно быть Гете, чтобы интересоваться искусством, природой, растениями и более того ландшафтами, образом жизни и его характерными особенностями. Удовлетворение этих интересов - которые мы можем назвать культурными в широком смысле слова и которые кое-что унаследовали от ранних традиций путешествия в Италию, охарактеризовавших начальную стадию развития привлекательных мест для туристов - как источник перерождения или одухотворения для любого великого поэта так же, как и для организаторов туризма. Культура является источником развития туризма, она регенерирует интеллектуальный и духовный потенциал, помогает удовлетворить спрос. Несомненно, интерес людей не будет одинаковым, и многие не проявят никакого интереса к определенным проявлениям культуры, включая верования, знания, искусство и окружающую среду.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком