научная статья по теме ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО УЙГУРОВЕДЕНИЮ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО УЙГУРОВЕДЕНИЮ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО»

нарастание политической нестабильности, вероятность распространения феномена "арабской весны" в республике.

Докладчики, принявшие участие в работе секции "Страны Африки южнее Сахары в эпоху глобализации: проблема сохранения культурной идентичности" (блок "Религия и культура"), руководитель К.А. Панцерев (СПб.ГУ), отмечали противоречивое влияние, которое оказывают процессы глобализации на африканское общество в различных областях: образовании, информационной сфере и искусстве. Странам Африки сложно рассчитывать на равноправную интеграцию в глобальное мировое информационное пространство и отстоять свою культурную идентичность в информационном веке. И.В. Чернов (СПб.ГУ) рассмотрел ситуацию в Северной и Центральной Африке, которые стали местом встречи Запада и Востока, франкофонии и ислама. Такая встреча происходит и в самой метрополии, где иммигранты из африканских мусульманских стран и их потомки играют всю более важную роль и становятся все многочисленнее.

На секции "Политика религиозной идентичности в Африке: новые перспективы", руководитель Н.П. Девир (США), было заслушано семь выступлений. Ученые из Франции Д. Орель-ен и В. Эртриш поделились результатами полевого исследования в Мали, целью которого было установить религиозную идентичность жителей сельских районов. Причины роста межрелигиозной напряженности в Кении стали темой доклада С.А. Рагозиной (НИУ ВШЭ). Т.А. Адем (США) посвятил выступление проблемам мусульманской общины Эфиопии.

Африканский кинематограф как одна из новых мировых киношкол стал предметом исследования на секции, возглавляемой А.А. Архангельской и Д.А. Зеленовой (ИАфр РАН). Участники секции "Понимание социальных и политических перемен сквозь призму изменений в популярной музыке", руководитель Д.К. Мартин (Франция), затронули политическую и социальную критику в современной музыке Кот-д'Ивуара, Уганды и Нигерии, исламскую поп-музыку в Мали, афро-кубинскую музыку и негритюд в Сенегале.

В более чем в 30 выступлениях участников "свободных секций", руководители Т.М. Гаври-стова (Ярославль), А.Е. Акенадзе (Катар), отразилось многообразие научных исследований в современной африканистике: в работе секции приняли участие историки, антропологи, социологи и экономисты. Сопоставление различных научных подходов позволило обогатить анализ заявленной проблематики.

Итоги работы конференции подвел председатель ее оргкомитета акад. РАН А.М. Васильев. Отметили высокий уровень конференции Н.М.Х. Халафалла (Судан), Ж.А. Ямонше (Бенин), С. Макгетланенг (ЮАР), Р. Урселли (Италия) и К. Готтшалк (ЮАР). Конференция в очередной раз подтвердила свой статус одного из главных форумов российских и зарубежных африканистов по комплексному обсуждению проблем Африки и продемонстрировала растущий интерес в России и мире к Африке.

ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО УЙГУРОВЕДЕНИЮ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

© 2015 Д. Д. ВАСИЛЬЕВ, С. В. ДМИТРИЕВ

25-27 сентября 2014 г. в Вашингтоне прошла Первая международная конференция по уйгуроведению (First International Conference on Uyghur Studies), организованная Институтом европейских, российских и евразийских исследований (Institute for European, Russian and Eurasian Studies, IERES), Школой международных отношений им. Ллойда Эллиотта (Elliott School of International Affairs) - подразделением Университета Джорджа Вашингтона (George Washington University). В конференции приняли участие около 40 ученых из США, России, Франции, Великобритании, Турции, Казахстана, Австралии, Германии, Кыргызстана, Таджикистана, Швеции и Тайваня. Российская делегация была представлена учеными из ИВ РАН, Алтайской государственной педагогической академии (Барнаул), Норильска. Конференция была организована на высоком научном и техническом уровне1 - был подготовлен сборник тезисов докладов на русском

1 Российская делегация со всей искренностью благодарит за огромную проделанную работу по организации конференции, самоотверженность и гостеприимство профессора Марлен Ларюель (Marlene Laruelle), руководителя Центральноазиатской программы (Central Asia Program) IERES. Без ее энергии конференция бы не состоялась.

и английском языках2, обеспечен синхронный двухсторонний англо-русский перевод, а также перевод с уйгурского и турецкого языков, на которых выступали некоторые докладчики.

Работа конференции открылась двумя "круглыми столами", посвященными актуальным проблемам уйгурского народа в современной политике и геополитике. В них участвовали Шон Р. Робертс (Ун-т Дж. Вашингтона), Майкл Диллон (независимый ученый, ранее директор Центра современного китаеведения в Ун-те Дарема, Великобритания), Гарднер Бовингтон (Ун-т Индианы в Блумингтоне, США), Хенрик Задзиевски (Уйгурский проект по правам человека, США), Кылыч Канат (Ун-т штата Пенсильвания, США), Дрю Глэдни (Ин-т Тихоокеанского бассейна Помонского колледжа в Клермоне, Калифорния, США), Джеймс Миллард (Джорджтаунский ун-т, США), В.А. Бармин (Алтайская гос. пед. акад., Барнаул, Россия), Юнус Коч (директор Ин-та тюркологии Ун-та Хаджеттепе в Анкаре, Турция). Были затронуты многие политические, экономические, демографические, социальные и культурные проблемы современного уйгурского общества. По мнению выступавших в рамках "круглых столов", все эти вопросы требуют самого пристального внимания как международного сообщества, так и академических кругов.

Первая сессия докладов "Социальные связи уйгуров, идентичность и борьба" открылась сообщением М. Диллона "Религия, репрессии и традиционная уйгурская культура в южной части Синьцзяна: Кашгар и Хотан (2010-2014)". История и культура Южного Синьцзяна (Наньцзяна) в основном схожа с остальной частью региона, но есть ряд причин, по которым его следует рассматривать как обособленный район: своеобразие исторического развития, большое расстояние до Урумчи - главного центра власти в северном Синьцзяне, бедность и социальные трудности, а также более высокая доля уйгуров.

В Кашгаре находятся мечеть Идгах и мазар Аппак-Ходжи - некогда традиционные центры исламской власти и места проведения религиозных обрядов, впоследствии ставшие туристическими достопримечательностями. Религиозная практика в городе сохраняется, но явно не демонстрируется и осуществляется в мечетях в бедных районах, многие из которых исчезают при реализации программы сноса и заменяются мечетями современного дизайна, которые, как считают многие уйгуры, не вписываются в их традиции религиозной архитектуры. Напротив, в Хотане вероисповедание более свободное, чем в Кашгаре, о чем свидетельствует ежегодное чествование мазара Имама Асима. Праздник не признавался китайскими властями, но на самом деле он остается главным религиозным событием в оазисе.

Начиная с лета 2011 г. и в Кашгаре, и в Хотане происходят столкновения. Причины насилия неясны и остаются предметом спора, но после годовщины беспорядков в Урумчи в июле 2009 г. наблюдаются случаи задержания без суда многих молодых мужчин-уйгуров, попытки запретить женщинам носить черные платки и одеяния, конфискация сельскохозяйственных земель в целях восстановления почвы. С 2011 г. отдельные вспышки насилия и сопротивления продолжались в городах и деревнях в окрестностях Кашгара и Хотана и в префектуре Аксу. Они сопровождались "террористическими" атаками в Урумчи, Пекине и Куньмине.

Доклад Н. Лайта (Ун-т Упсалы, Швеция) был посвящен уйгурским социальным сетям и китайской цензуре, прежде всего закрытию в 2009 и 2010 гг. двух крупных китайских сайтов Fenbei.com и 163888.com. В докладе был проанализирован материал, собранный с этих сайтов до 2009 г., исследована характерная выразительная культура персональных страниц. Были изучены социальные связи между участниками, проведено сравнение с подобными личными страницами ханьцев. Ведется изучение иных сайтов и онлайн-сообществ, которые могут заменить эти два сайта в качестве средства личного самовыражения уйгурской молодежи.

Р. Касте (Ун-т Мишеля Монтеня, Бордо, Франция) выступил с сообщением "Уйгурский ислам и государственный контроль в Синьцзяне". Не имея достаточной поддержки со стороны религиозных элит, после 1949 г. Коммунистическая партия Китая не могла полагаться на уйгурское духовенство в той степени, в какой она полагалась на дунганских мулл в том, чтобы полностью нейтрализовать споры о примате государственной идеологии над религией. С помощью "юридического закрепления" религиозной деятельности были установлены новые правила, направленные на искоренение любой "подрывной" деятельности в уйгурских мечетях и коранической системы обучения. Китайское правительство столкнулось с проблемой подготовки религиозных кадров, когда получившая религиозное образование, например в Египте, молодежь оказалась гораздо более осведомлена в вопросах культа, чем подготовленная в учебных заведениях Китая.

2 В данном отчете использованы русские тексты, подготовленные для этого сборника организаторами конференции.

Доклад Ш.Р. Робертса был озаглавлен "Уйгурстан - там, где находится дом. Система самоуправления и поддержание уйгурской национальной идентичности без государства". Основываясь на полевых исследованиях, проведенных в Казахстане в конце 1990-х гг., автор утверждал, что уйгуры стремятся сохранить свою национальную идентичность и общность путем создания локальных социальных пространств. В Казахстане в 1990-е гг. социальные пространства были созданы в этнических районах, или махалля, в подавляющем большинстве населенных уйгурами, и имели собственные неформальные структуры управления, а также производственную специализацию, занимая отдельную нишу в системе распределения труда, производя некоторые специфические продукты сельского хозяйства. Тем самым уйгуры продемонстрировали, что они способны уклониться от "системы управления" государств, в которых они живут, и воспроизвести коллективные идеалы, которые объединяют их как нацию и укрепляют устойчивость их идентичности. Разумеется, местные проявления уйгурского "самоуправления" существенно различаются.

Сообщение Р. Харрис (Школа восточных и африканских исслед., Лондонский ун-т) было посвящено уйгурскому машрапу в современных услов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком