научная статья по теме ПЕРВАЯ РУССКАЯ БИОГРАФИЯ АЙЯ ДЕ ЛА ТОРРЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПЕРВАЯ РУССКАЯ БИОГРАФИЯ АЙЯ ДЕ ЛА ТОРРЕ»

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Первая русская биография Айя де ла Торре

А.А.Слинько. Демократия без насилия. Биографическое эссе. Воронеж, Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009, 263 с.

В рецензии рассматривается монография, посвященная жизненному пути Виктора Рауля Айя де ла Торре, становлению апризма как общественно-политического движения и созданию Перуанской апристской партии. Анализируется авторская концепция философии апризма и роли личности в политике. Отмечается, в то же время, что апризм как политическое движение выглядит слабо связанным с другими демократическими силами Перу. В рецензии делается вывод о новаторском подходе и значительном вкладе А.А.Слинько в изучение философии, истории и политики Латинской Америки.

Ключевые слова: апризм, Айя де ла Торре, биография, демократия, ненасилие.

Вышла в свет новая монография известного специалиста по политической истории Латинской Америки, профессора Воронежского госуниверситета д-ра полит. наук А.А.Слинько. Это первое большое исследование на русском языке, посвященное жизнеописанию Виктора Рауля Айя де ла Торре (1895— 1979), основателя и руководителя ныне правящей в Перу апристской партии (прежнее название — Американский народно-революционный альянс — APRA). Яркий и самобытный политик, убежденный демократ, переживший увлечение революционными идеями и разочарование в насильственных формах борьбы, Айя де ла Торре по праву входит в плеяду выдающихся политических деятелей не только Перу, но всего латиноамериканского континента. Отдав дань утопическим проектам (одним из которых было стремление объединить рабочих США и Латинской Америки на платформе «интерамери-

канского единства»), свою жизнь он посвятил самоотверженной деятельности во имя идеалов свободы и справедливости, поиску путей утверждения демократии и правового государства в Перу, идей диалога, компромисса и ненасилия.

В рецензируемой книге подробно освещаются жизненный путь и политическая деятельность знаменитого перуанца. Работа написана в необычном жанре: это не биография в прямом смысле слова, но и не сухой научный анализ. Живое, интересное повествование основано на глубоком знании не только истории и политики Перу, но и латиноамериканской философии и культуры в целом. Образы выдающихся современников Айя де ла Торре, с которыми его сводила жизнь, — Х.Вас-конселоса, Г.Мистраль, Х.К.Мариатеги и др. — помогают воссоздать картину времени. Автор с большой симпатией относится к герою своего повествования, дает глубокие характеристики и оценки

Д. А. Слинько

ДЕМОКРАТИЯ БЕЗ НАСИЛИЯ

А « & *

развитию общественных процессов в Перу. Многие события до этого оставались неизвестны даже для специалистов, а фигура Айя де ла Торре, особенно его философия и стратегия борьбы, вызывала неоднозначные оценки. В марксисткой исторической литературе он характеризовался как мелкобуржуазный демократ-реформист и политический конкурент коммунистического движения. Многие эпизоды жизни Айя де ла Торре — его аресты, вынужденная эмиграция в Германию, сложные отношения с Х.К.Мариатеги, многолетнее «сидение» в колумбийском посольстве, государственная деятельность и др. — разбираются в книге подробно и интересно. Перед нами возникает живой и яркий портрет незаурядной личности, выдающегося политика, достойно пережившего все перипетии и драмы своего времени.

Возможно, интересный и сложный вопрос об отношениях с Коминтерном не получил достаточно полного освещения. Основываясь на воспоминаниях самого Айя де ла Торре, автор подробно рассказывает о визите перуанского политика в Советский Союз в 1924 г., на V Конгресс Коминтерна, его впечатле-

ниях о России и большевистских политиках (Сталине, Троцком, Зиновьеве, Луначарском), на выступлениях которых он присутствовал. Картина советской действительности сквозь призму воспоминаний получается, однако, немного односторонней, слишком благополучной, хотя известно, что именно личность Сталина, опыт «социалистического строительства» и способы «наведения порядка» в постреволюционной России повлияли на политические взгляды Айя де ла Торре. В отличие от Мариатеги, он не попал под обаяние советской идеологии, с ее установкой на «мировую революцию», и сохранил самостоятельную позицию, во многом расходившуюся с политикой и планами Коминтерна, что впоследствии и развело идеолога и создателя апризма с лидерами мирового и латиноамериканского ком-движения. Еще в 1920 г. Исполком Коминтерна в своем воззвании «К рабочему классу Северной и Южной Америки» настойчиво нацеливал левые силы всего мира на развертывание насильственных форм борьбы с империализмом*. На V Конгрессе Коминтерна и IV Конгрессе Коммунистического Интернационала молодежи, на которых присутствовал Айя де ла Торре, общее настроение делегатов соответствовало именно этой идее. Однако в книге А.А.Слинько, как представляется, недостаточно показана внутренняя независимость и интеллектуальная свобода героя, сохранившего, несмотря ни на что, критический взгляд на события, современником и участником которых он был. Возможно, это объясняется тем, что первый, самый полный вариант воспоминаний о России, написанный Айя де ла Торре по горячим следам, бесследно исчез в ходе его скитаний. Тем не менее, визит перуанского политика в Москву 20-х годов представлен автором интересно, с глубоким знанием материала — как российской истории, так и документов, касающихся жизни и биографии самого Айя де ла Торре.

* Цит. по: Б.И.К о в а л ь. Революционный опыт ХХ века. М., 1987, с.151.

Безусловной удачей всей работы является необычный авторский подход, сочетающий размышления человека XXI в., много знающего и о России 30-х годов, и о судьбе Коминтерна, и о дальнейшем пути как апризма, так и марксизма, со взглядом современника описываемых событий, который не может увидеть будущее и опирается на свои непосредственные наблюдения и опыт.

В качестве замечания можно отметить, что в книге жизнь и деятельность Айя де ла Торре все-таки подается в некотором изоляционистском стиле. Иначе говоря, герой действует только как бы сам по себе, взаимодействуя в основном с властями и политической элитой. Апризм как движение выглядит слабо связанным с другими демократическими силами Перу, что вызывает закономерные сомнения и несколько преуменьшает масштаб личности и влияния самого Айя де ла Торре. Кроме того, описание жизни и личности героя в книге превалирует над анализом его политических и философских взглядов, особенностей его гуманистической позиции, отношения к империализму и коммунизму, его теории «конструктив-

ного антиимпериализма», которая вызывала острую полемику. Эти вопросы интересно, но кратко рассмотрены в разделе «Приложения», однако в основных главах монографии им отведено второстепенное место. Отчасти такой подход оправдан жанром работы, возможно, автор и не ставил перед собой задачи дать масштабный политико-философский анализ, однако недостаток внимания к этой теме весьма ощутим, тем более, что автор и прекрасно эрудирован, и имеет собственную концепцию рассмотрения идеологии апризма.

И тем не менее, книга А.А.Слинь-ко — это яркое, необычное исследование, которое будет интересно всем, кто занимается вопросами латиноамериканской истории, философии и политики. В заключение хочется добавить, что автор посвятил свой труд своему учителю, Борису Иосифовичу Ковалю, проявив тем самым уважение и признание к поколению, так много сделавшему для отечественной латино-американистики.

Л.Д. (diakova65@mail.ru)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком