научная статья по теме ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ КОНТАКТЫ РУСИ С ЗАПАДНОЙ ЕВРОПОЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ КОНТАКТЫ РУСИ С ЗАПАДНОЙ ЕВРОПОЙ»

132-140

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ КОСТРОМИН

священник РПЦ, преподаватель истории и обществоведения в Санкт-Петербургском музыкальном лицее Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Кандидат богословия, соискатель исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)

Тел.: 8(921) 891-73-46; E-mail: k.a.kostromin@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы межцерковных контактов в древнейший период истории Руси. Рассказы, летописи о призвании варягов и миссии Кирилла и Мефодия анализируются в религиозном контексте с точки зрения исторической достоверности. Автором делается вывод о наличии в этих текстах примеров религиозной терпимости.

Ключевые слова: Древняя Русь, православие, конфессия, антизападный, летопись, житие, полемика.

Первоначальные церковные контакты Руси с Западной Европой

К одним из первых западных контактов Руси относится посещение некими «русами» двора Людовика Благочестивого в Ингельгейме в 839 г., известное из Бертинских анналов. Император Византии Феофил «прислал также... некоторых людей, утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос (Rhos); король их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему (Феофилу. - К.К.), как они уверяли, ради дружбы. Он (Феофил. -К.К.) просил. чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться [на родину], так как путь, по которому они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цели] их прибытия, император узнал, что они из народа шведов (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями, или нет. Об этом он не замедлил. сообщить Феофилу, а также о том, что из любви к нему принял их ласково и что, если они окажутся достойными доверия, он отпустит их, предоставив возможность безопасного возвращения на родину и помощь; если же нет, то с нашими послами отправит их пред его (Феофила. -К.К.) очи, дабы тот сам решил, как с ними следует поступить»!.

Сообщение о посольстве трактуется неоднозначно и вызывает среди историков жаркие споры2. Разные исследователи выдвигали различные конструкции, чтобы примирить противоречивые факты. В конечном итоге все варианты сводятся к двум взаимоисключающим схемам.

Первый вариант исходит из толкования слова Насепш как титула «каган». Тогда народ, к которому принадлежат послы, будет Поднепровской Русью, как это реконструирует В.Г. Васильевский3. В этом случае причины посещения Константинополя и Ингельгейма посольством вписываются в общую политическую канву середины Х1 в.: Константинополь ищет союзников против арабов в лице Поднепровской Руси, т.к. благодаря ее территориальной близости ее помощью можно сравнительно легко воспользоваться4. Понятно, почему посольство идет в Ингельгейм, т.к. помощь франков требуется на Западном фронте - в Пиринеях. В.В. Мавродин добавляет к этому еще одну тактическую причину - «Русский каганат», расположенный «у гор киевских», обеспокоен появлением в степях печенегов, помощи против которых Хазария искала еще в 834 г.5 Но как тогда объяснить странный путь посольства, вернее, его объяснение: «из-за враждебных народов на пути»? Такой путь (в Киев из Константинополя через Ингельгейм) слишком далек, можно было пройти по Дунаю и южным предгорьям Карпат, где до 890-х гг. жили дружественные хазарам мадьяры. Казалось бы, тогда понятна реакция Людовика - задержать послов как шпионов, ибо говорят очевидную ложь. Но почему некие русы должны отправлять свое посольство в Ингельгейм, подстраиваясь под политическую конъюнктуру Византии, ведь Восточно-франкское королевство не могли беспокоить какие-то там печенеги!? И при чем тут «свеоны»? Все попытки объяснить эти трудности («свеоны» объясняются, в частности, тем, что это некие норманны, нанятые каганатом на службу в качестве послов) натянуты и неестественны6.

Второй вариант предполагает понимать под Насепш некоего нормандского конунга Хакена. В таком случае «русь», тождественная «свеонам», проживает на севере, на побережье Балтики7. Путь в Константинополь лежал по как раз ставшему популярным пути из варяг в греки. Обратный путь показался из-за хазар опасным, и они идут через Франкское государство на север - это естественный путь. То, что викинги именно в это время совершали набеги на север Франции, может объяснить, почему послов приняли за шпионов8. Кажется, понятна и причина появления их при дворе Людовика - урегулирование взаимоотношений варягов севера и франков. Неясно зато, какое дело было до них императору Феофилу, что он за них ходатайствовал9.

Примирить эти варианты невозможно. Нам представляется более предпочтительным второй вариант, который хорошо увязывается с межгосударственной политикой того времени следующим образом. Раз миссия отправлена «свеонами»-русами, значит, она нужна именно им. Но что их могло заинтересовать одновременно в Ингельгейме и в Константинополе? Явно не вопрос об арабах. И также вряд ли вопрос о печенегах: даже если они могли обратиться в Византию за помощью против кочевников для того, чтобы очистить путь из варяг в греки, то ничем нельзя объяснить их появление в Ингельгейме. Совершенно невероятны поиски места службы -

варяги стали наниматься на военную службу и в Германии, и во Франции, и в Византии только век-полтора спустя. Остается только одно - выбор веры и принятие крещения. Именно в эти годы принял крещение варяг Рорик, позднее прибывший в Новгород.

Необходимо обрисовать политическую ситуацию на тот момент. Кто такой император Людовик в 839 г.? Плененный в 833 г. сыновьями, лишенный какой бы то ни было власти, Людовик не мог решать серьезных внешнеполитических вопросов, да его и не могли рассматривать в качестве дееспособного государя иностранные послы. В 835 г. он был восстановлен в правах, но в усобицах с сыновьями он только терял реальное влияние. Последние годы он жил на прирейнской королевской вилле около Ингельгейма, узнавая там об очередном восстании. С другой стороны, он был известен своей набожностью и за то был прозван Людовиком Благочестивым. Вот как описывал императора его анонимный биограф: «Кто опишет его ежедневные заботы о положении церкви, и печаль из-за его непрочности? Кто опишет реки слез, которые он проливал, прося о приближении божественной милости? Ведь он горевал не из-за своего ухода, но вздыхал из-за того, что знал о будущем... Утешать его пришли достопочтенные епископы и многие другие служители Божьи, среди них Хети, почтенный архиепископ Трира, Отгарий, архиепископ Майнца, Дрогон, брат императора, епископ Метца и дворцовый архикапеллан; когда тот узнал о его приезде, он только ему поверил дела своего семейства и собственные. Ежедневно он исповедовался ему, отдавая должное святому духу, и смирялся сердцем, а Бог все это видел». Окружающие знали об этом. Знали и то, что Людовик вполне мог содействовать крещению варягов!0. Если верны предположения историков о том, что аналогичные посольства появлялись также в Испании, то можно говорить о поиске там ислама или арианства у остатков вестготского населения!!. Во всяком случае, варягам, двигавшимся с территорий Прилажодья, было бы удобнее узнать об исламе в Волжской Булгарии или в Палестине, а викингам, проживавшим в Дании, Швеции, Англии или на побережье Нормандии, было бы естественнее двигаться в Испанию, как позднее они доберутся до арабской Сицилии.

Так сразу мы можем объяснить цель посольства, причем в рамках происходивших международных процессов, и все описываемые детали в изложении Бертинских анналов, и подтверждаем реальность фактов «поиска вер», который мы позднее увидим и на Руси.

Христианизация варягов началась еще с первой четверти Х1 в. В этом процессе можно отметить две противоположные тенденции: если викинг сам занимается поиском подходящей христианской традиции, которая впоследствии принесет ему наибольшую выгоду, то этот поиск приведет его и в Германию, и на французское побережье, и на Русь по пути в Византию. В Константинополе приняли крещение многие конунги, о чем не раз повествуют Повесть Временных лет и скандинавские саги, вплоть до участия их в крещении Руси12. С другой стороны, миссионерской работой среди

северных народов тогда занимался исключительно Запад, хотя эта миссия шла с большим трудом, сопровождалась гибелью проповедников и порой полностью затухала!3.

Одной из первых возникает проблема отождествления викингов, которые принимали крещение на Западе, и варягов Руси. Более узко эта проблема может быть обозначена следующим образом: существовал ли летописный Рюрик, и если да, то возможно ли его отождествление с Рориком Фрисландским? Если это отождествление верно, тогда мы можем говорить, что западное христианство пришло к нам вместе с Рюриком, ибо Рорик был крещен (правда, вместе с ним и умерло). В связи с этим необходимо упомянуть вывод А.Е. Мусина: «Древнейшими христианскими памятниками на территории Древней Руси являются фризские кувшины, происходящие из Северной Европы и связываемые с миссией св. Ансгария, епископа Гамбургского (830-850). В Древней Руси они представлены двумя экземплярами, происходящими из кургана № 7 в могильнике Плакун в Старой Ладоге, датируемого второй половиной IX в. Сосуды специфической формы с орнаментом из серебряной фольги, включающим христианские символы, имели литургическое назначение. Могильник предположительно связывается с дружиной Рюрика, пришедшей с ним на Русь в 862 г. Сам Рюрик, если верно его отождествление с Рориком Ютландским, был крещен в Майнце в 826 г., и в его окружении, как следует из жития св. Ансгария, были христиане»14.

С другой стороны, если взглянуть на вопрос с источниковедческой стороны, то выяснится, что рассказ о призвании варягов попал в летопись только при составлении Повести Вр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком