научная статья по теме ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕ СЕЛЕВКИДОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕ СЕЛЕВКИДОВ»

© 2009 г.

С.В. Смирнов

ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕ СЕЛЕВКИДОВ

Соправительство - один из важнейших институтов передачи власти, в различных проявлениях весьма распространенный в истории. Со времен глубокой древности и непосредственно до наших дней этот феномен является существенным элементом формирования власти. В эллинистической практике соправительство появляется практически повсеместно. Цари новых династий: Птолемеи, Антигониды, Селевкиды - все они в той или иной степени приобщали наследников к управлению страной.

Первое упоминание о соправительстве в государстве Селевкидов относится к периоду правления основателя династии Селевка I, объявившего в 293 г. до н.э. своего сына Антиоха царем «верхних сатрапий». Появление такой практики в условиях формирования новой династии кажется не случайным, а скорее закономерным явлением. Этот институт был принят эллинистическими правителями во многом для создания незыблемой и универсальной системы престолонаследия, согласно которой очередным правителем становился обозначенный заранее старший сын-преемник1. У Селевкидов этот процесс имел ряд характерных особенностей.

Каждому исследователю данного вопроса неизбежно приходится сталкиваться с двумя основными источниками - это изложения одной и той же легенды о несчастной любви пасынка к мачехе и отце-царе, благородно уступившем жену своему наследнику, а также о придворном докторе, который благодаря своему опыту сумел избежать напрасных жертв и добиться благоприятного для всех исхода2. Итак, интересующий нас вариант легенды представлен в сочинениях двух античных авторов: Аппиана (Syr. 308-327) и Плутарха (Dem. 38). Вкратце напомним ее содержание. Антиох, сын и наследник царя Селевка, заболел неизвестной болезнью. Придворный врач Эрасистрат сумел определить, что это болезнь более душевная, нежели телесная и что юный Антиох влюблен во вторую жену своего отца - Стратонику. Врач в оригинальной манере поведал Селевку о состоянии дел и тот решил отдать жену своему сыну. Собрав войско, Селевк публично соединил браком Антиоха и Стратонику и сделал их царями «верх-

1 Walbank F.W. Monarchies and Monarchic Ideas // CAH2. Vol. VII. Pt 1. P. 66-67. Подобными видами защиты царской власти Ф. Волбанк считает также кросскузенные и междинастические браки.

2 Мы нарочно игнорируем принятый А. Мелем (Mehl A. Seleukos Nikator und sein Reich. I. Seleukos' Leben und die Entwiklung seiner Machtposition. Leuven, 1986. S. 236237) в качестве третьего источника по данному вопросу отрывок из Лукиановой «de Dea Syria» (17-18), так как в нем хотя и воспроизводится та же легенда, что у Аппиана и Плутарха, но вряд ли она имеет отношение к интересующим нас историческим событиям. Научная ценность ее, однако, от этого нисколько не уменьшается, ведь благодаря этому отрывку можно заключить, что представленная история имела широкое распространение на Востоке еще до возникновения государства Селевкидов.

них» сатрапий. Так, по легенде, в государстве Селевкидов появился институт соправительства. Однако за красивой историей любви, созданной, видимо, уже после смерти Селевка, безусловно в пропагандистских целях3, стоят реальные исторические факты.

Брак Селевка и Стратоники, дочери Деметрия Полиоркета и Филы, дочери Антипатра, состоявшийся примерно в 298 г. до н.э., имел исключительно политическую мотивировку. Плутарх отмечает, что Селевку было необходимо породниться с Антигонидами (Dem. 31), по всей видимости, для получения Кили-кии. Бракосочетание стало составной частью мирного договора, заключенного между царями. Спустя немного времени Деметрий, заключая мир с Птолемеем, возьмет в супруги его дочь Птолемаиду (Plut. Dem. 32). Трудно сказать, была ли жива Апама, первая жена Селевка Никатора, к моменту его второй женитьбы4. Тем не менее свадьба Антиоха и Стратоники тоже представляется явлением политическим. По мнению А. Бребаарта, она могла состояться только в контексте двух реалий: во-первых, Селевк строил свое государство для македонян, возводя их в ранг элиты, во-вторых, армия должна была испытывать чувство глубокого долга перед царем, чтобы разрешить ему этот брак5. Можно предположить, что в свадьбе Антиоха и Стратоники в определенном смысле были заинтересованы македоняне, в первую очередь войско и особенно ф'ьХоь. Безусловно в их интересах было и рождение наследника, но принять теорию А. Бребаарта полностью невозможно. В данный период грань между македонянами и греками становилась все более и более прозрачной6. Этот греко-македонский этнос обладал самыми большими привилегиями как в городах, так и в войске. Однако не стоит забывать, что войско у Селевка, как и у Александра, было многонациональным (Paus. I. 16), а любому местному жителю могли быть дарованы гражданские права (Ios. Ant. XII. 119).

Как кажется, в описанной истории не было никакой любви пасынка к мачехе. И Плутарх и Аппиан свидетельствуют, что Селевку пришлось уговаривать сына взять в супруги Стратонику. А для уговаривания Стратоники даже были привлечены фьХо' Селевка7. С одной стороны, этим «внутрисемейным» браком

3 В версии Аппиана (Syr. 308-327) трижды упоминается, что Селевк, его власть и государство являются преемниками Александра. О том, что такая легенда была создана уже во времена Антиоха, говорят следующие строки: «...войско воздало ему хвалу как величайшему после Александра царю и как лучшему отцу». Типичная формулировка для progonoi Александра и Селевка. Из историографии по этому вопросу см. Billows R. Kings and Colonists (Aspects of Macedonian Imperialism). L., 1995. P. 33-44; Hadley R.A. Royal Propaganda of Seleukos and Lysimachos // JHS. 1974. 94. P. 50-65; Brodersen K. Der Liebeskranke Königssohn und die Seleukidische Herrschaftsauffassung // Athenaeum. 1985. 63. S. 159-169; Rostovzeff M. nPOrONOI // JHS. 1935. 55. 1. P. 56-66.

4 По мнению Дж. Грейнджера, Апама умерла в период между 300 и 298 годами до н.э. Ведь нельзя допустить, что она была отодвинута Селевком на второй план, так как царь мог потерять популярность среди иранцев и в первую очередь бактрийцев (Grainger J.D. Seleukos Nikator: Constructing a Hellenistic Kingdom. L.-N.Y., 1990. P. 152). Однако Стратоника получила титул basilissa, только выйдя замуж за Антиоха. Это наводит на мысль, что в 298 г. до н.э. Апама была еще жива.

5 Breebaart A.T. King Seleucus I, Antiochus and Stratonice // Mnemosyne. 1967. 20. P. 159.

6 Briant P. Colonisation hellénistique et population indigenes // Klio. 1978. 60. P. 91; Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979. С. 222-223.

7 О роле ф(^01 в этой истории см. Mehl. Op. cit. S. 259-260.

Селевк, по всей видимости, замыкал линию наследников, отсекал ненужные молодой династии родственные связи8. С другой стороны, Селевк дорожил родством с Деметрием и Филой, в честь которой назвал родившуюся от Стратоники дочь. Он хотел иметь от нее сыновей, но ввиду своего возраста уже не мог. Даже после пленения Деметрия Селевк не прекращает ценить его родство. Он пишет Антиоху, чтобы тот как можно лучше обращался с пленным (Diod. XXI. 20), ждет прибытия Антиоха и Стратоники, чтобы они освободили Деметрия и стали его благодетелями9. Деметрий, оставаясь царем Македонии, был крайне нужен Селевку живым, что сильно не устраивало Лисимаха, домогавшегося власти в Македонии. Связь с Македонией и ее правителями, так или иначе, поддерживали все диадохи. Селевк же, скорее всего, был заинтересован в притоке человеческих ресурсов10.

Впрочем, для возникновения такого серьезного института у Селевка должен был быть и серьезный повод, так сказать, некий негативный пример. В таком качестве могли служить события, происходившие с наследниками Кассандра. В 298 г. до н.э. Кассандр умер. Через год скончался его преемник, старший сын Филипп, после чего вспыхнула борьба между двумя другими сыновьями Кассандра - Антипатром и Александром (Plut. Dem. 36; Paus. IX. 7; Iust. XVI. 1). В итоге власть в Македонии перешла в руки Антигонидов; часть ее была захвачена Пирром, а династия Кассандра была уничтожена. Необходимо заметить, что Кассандр не пользовался особой популярностью как среди македонян, так и у древних авторов. Те злодеяния, которые он в свое время учинил над семьей Александра, не делали ему чести в Македонии. Из всех диадохов, пожалуй, только Кассандр не старался связать легитимность своей власти с образом Александра, а скорее наоборот, испытывал к нему ненависть. Безусловно, Се-левк не мог не знать об этих происшествиях и извлек из них очень важный урок, хотя диадохам был прекрасно известен и другой пример крушения династии, во много раз могущественней, чем Кассандрова, ведь еще относительно недавно они сами делили на части царство Александра Великого.

Для чего же был создан этот институт соправительства? Какими же полномочиями был наделен соправитель Антиох? Какое место занимал новый институт власти в формировавшейся системе должностей? Ответы на эти вопросы стоило бы рассмотреть подробнее.

Свое видение по этому поводу высказали две исследовательницы, А. Курт и С. Шервин-Уайт. По их мнению, соправительство было учреждено Селевком из-за сложностей в управлении страной, вызванных ее огромными пространствами. Таким образом, для того, чтобы упростить задачу управления отдаленными сатрапиями, царь и создал себе «помощника». В этом заключается

8 Предположим, что Антиох взял бы в жены не Стратонику, а другую женщину. В таком случае после смерти Селевка оставалась линия Стратоники, у которой уже была дочь от Селевка. Не стоит также забывать, чьей дочерью была Стратоника и каким могуществом обладал в то время ее отец. Заметим, что Плутарх представляет мощь армии Деметрия этого времени как первую после Александра (Dem. 44).

9 Кажется не случайным то, что Диодор (XXI. 20) упоминает уже родившихся детей от брака Стратоники и Антиоха. Ср. Plut. Dem. 51. «Коварные» же планы Селевка восстановить Деметрия на царском престоле кажутся не более чем фантазией Иеронима из Кардии, к которому восходят фрагменты как Диодора, так и Плутарха. Ведь в противном случае Селевку пришлось бы воевать со всеми

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком