научная статья по теме ПЕТЕРБУРГСКИЕ ИСТОКИ АРТ-ДЕКО Науковедение

Текст научной статьи на тему «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ИСТОКИ АРТ-ДЕКО»

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ИСТОКИ

АРТ-ДЕКО

Доктор архитектуры B.C. ГОРЮНОВ, профессор Государственного Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, С.Б. ГОРЮНОВА,ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея

С момента возникновения и почти до середины XIX в. Санкт-Петербург был своеобразным анклавом передовой европейской культуры в России. Причем все это время его искусство и архитектура воспринимали в основном внешние влияния, усваивая и трансформируя западные тенденции.

Постепенно ситуация стала меняться, и к концу XIX столетия северная Пальмира становится одним из общепризнанных и влиятельных мировых культурных центров.

Однако не все аспекты воздействия Петербурга на мировую художественную культуру в должной мере изучены и оценены. К малоизученным страницам истории русского искусства относится творчество художников и архитекторов, участвовавших в становлении стиля, получившего название «Арт-Деко».

Статьи данной рубрики отражают Санкт-Петербургское общество взаимного кредита.

мнение автора (прим. ред.) Фрагмент фасада. 1907-1908 гг. Архитектор Ф. Лидваль.

Особняк Брандта. 1909-1910 гг. Архитектор Р.Ф. Мельцер.

BI966 г. в науке произошло событие, которое в полной мере не осознано и поныне: был открыт и описан стиль Арт-Деко (по названию Всемирной парижской выставки 1925 г. «ExpositionInternationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes» -Международная выставка декоративного искусства и современной индустрии), по универсальности и широте распространения подобный великим стилям прошлого. Этим термином первоначально обозначали искусство межвоенного периода (1918-1939 it). Однако первые же попытки теоретически осмыслить новое явление обнаружили условность временных границ и высветили целый ряд трудноразрешимых проблем.

По существу, введение в науку положения о неком целостном художест венном стиле 20—30-х годов породило множество вопросов. В конечном итоге оно потребовало пересмотра всей истории искусст ва XX в.

Арт-Деко выдвинул перед искусствознанием основную теоретическую проблему: чем считать межвоенный период — временем живописцев П. Пикассо, П. Мондриана, К. Малевича, архитекторов К. Мельникова и LII. Корбюзье или эпохой организаторов всемирно известных « Русских сезонов» С. Дягилева и Л. Бакста, киноактрисы Греты Гарбо или музыканта Глена Миллера? Одних широкая публика почти не знала, а известность других была весьма велика — их искусство во многом формировало общественный вкус. Правда, сосуществование «элитарного» и «демократического» стилей — скорее правило, чем исключение, тем не менее острота проблемы в рассматриваемое время отнюдь не снижалась. Вот почему вопрос об отношении Арт-Деко к предыдущим и последующим периодам и направлениям в искусстве XX в. требует изучения. В какой степени Арт-Деко является развитием идеи и продолжением стилистической эволюции периода

модерна (конец XIX — начало XX в.), а в какой противостоит ему? Где искать его истоки: в синтетических устремлениях реализма и символизма или в футуристических видениях раннего авангарда? Как соотносится «стиль Голливуда» и «псевдоампир» официального искусства в СССР и Германии 30-х годов? Все эти вопросы наряду с главным — существовал ли вообще стиль Арт-Деко как самостоятельное явление? - актуальны и ныне.

Даже если считать это явление рудиментом модерна в футуристическую эпоху 20—30-х годов, то оно, несомненно, имеет определенное стилистическое своеобразие, о чем свидетельствует архитектура упомянутой Парижской выставки. Это и дало повод специалистам выделить Арт-Деко в самостоятельный стиль. Тем не менее, достаточно очевидна и непосредственная связь Арт-Деко с некоторыми направлениями периода модерна, в чем можно было убедиться на примере павильона Австрии классика Венской школы модерна Й. Хофмана.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что стилистика Арт-Деко сформировалась задолго до Первой мировой войны. Ее истоки восходят к творчеству зодчих, работавших на рубеже XIХ- XX вв., таких, как творившего в стиле модерн шотландца Ч.Р Макинтоша, французов О. Перре и А. Соважа, австрийцев О. Вагнера и Й. Хофмана, немцев П. Беренса и Г Билл и н га. К довоенному периоду относятся возведенные ими великолепные здания: театр на Елисейских полях в Париже О. Перре (1913), Стоклет-Хауз в Брюсселе Й. Хофмана (1905), Выставочный зал в Маннхейме Г. Биллинга (1907), Школа искусств в Гпазго Ч.Р. Макинтоша, Почтамт в Вене О. Вагнера и др.

С известной долей упрощения можно сказать: своеобразие нового направления рождалось из взаимодействия «рационалистической» и «классицистической» тенден-

Азово-Донской коммерческий банк. Интерьер. 1908-1912 гг. Архитектор Ф. Пидваль.

Доходный дом на Австрийской площади. 1901-1906 гг. Архитектор В. Шауб.

ций в архитектуре. Однако еще до войны 1914 г. оно испытало заметное влияние кубизма, фоеизма, футуризма. Сказанное позволяет рассматривать Арт-Деко не в виде самостоятельного явления, а как позднюю фазу модерна, сосуществовавшего с набиравшим силу авангардом. Такую фактовку подтверждает отечественная история послереволюционного периода, когда возник острый конфликт между Арт-Деко, как стилем неофициальной культуры МЭПа, и политически ангажированным и поддержанным властью авангардом.

Одно из немногих положений, разделяемых всеми исследователями Арт Деко, — его тесная связь с русской художественной культурой и преимущественно со стилистикой парижских спектаклей труппы С. Дягилева. Это дает основание искать истоки этого направления в искусстве и прежде всего в архитектуре Санкт-Петербурга, художественная жизнь которого породила, в том числе, и эстетику дя1 илевского театра.

, 1аже беглый взгляд на постройки 1910-х годов крупных петербургских зодчих обнаруживает явное пред-

чувствие Арт-Деко. Один из наиболее ранних примеров — комплекс зданий, возведенных В. Шаубом на Австрийской площади Каменноостровского проспекта (1901 — 1906 гг.). Их стилистика, достаточно распространенная в западноевропейской архитектуре, стала «отправной точкой» нового направления. К вполне сформировавшемуся этапу можно отнести Дом просветительных учреждений в память 19 февраля 1861 г* Н.В. Дмитриева (1911-1912 гг.), доходный дом №50 по Большому проспекту Васильевского острова Г.А. и В.А. Костяко-вых (1910-1911 гс). Особняк Покотиловой, возведенный М. Лялевичем на Каменноостровском проспекте в 1909 г., демонстрирует клаесицизируюшуго линию в Арт-Деко и имеет прямые параллели со стилистикой таких сооружений Парижской выставки 1925 г, как «Павильон коллекционеров» П. Пато и ряда других.

Блестящим образцом той линии Арт-Деко, которая формировалась «рационалистическими» произведения-

* 19 февраля 1861 г. — сл мена крепостного права (прим. per).).

I

2ШШШ

Особняк Покотиловой 1909 г. Архитектор М. Лялевич.

ми Ч.Р. Макинтоша, О. Вагнера, Й. Хофмана, и была наиболее близка авангарду — здание лаборатории Института экспериментальной медицины в Колтушах, построенное И.Ф. Беспаловым и А.А. 11олещуком в 1912-1914 гг.

Однако наиболее показательным в этом отношении, по нашему мнению, является творчество петербургского зодчего РФ. Мельцера. Ряд его построек — здание Ортопедического института (1902—1906 гг.), дворец великого князя Михаила Александровича (1910—1913 гг.), особняки Кочубея (1908-1910 гг.) и Брандта (1909-1910 гг.) -объединены стилистикой, не получившей еще четкой интерпретации, ибо не поддаются прямой идентификации с основными направлениями архитектуры периода модерна. В отличие от них, собственный дом зодчего на Каменном острове и особняк Фолленвейдера — типичные неоромантические произведения.

В постройках РФ. Мельцера сочетались яркая индивидуальность и веяние основной тенденции развития европейской архитектуры конца XIX — начала XX в. Анало-

гами (но не источниками, поскольку «стиль Мельцера» складывался одновременно) его произведений можно считать, прежде всего, сооружения А. Соважа,0. Перре, Й. Хофмана. И хотя, подчеркнем, творчество петербуржца вполне самобытно и заметно отличаегся от индивидуальных манер его западноевропейских коллег, однако несомненна и некая общность. Эта общность и есть стиль позднего модерна, или Арт-Деко, который позже стал формой массовой художественной культуры межвоенного периода.

Рассмотренные нами примеры показывают, что вся русская художественная культура предреволюционного периода, в том числе и петербургская архитектура, находилась на передовых рубежах общеевропейского культурного процесса и внесла в него весьма существенный вклад.

Иллюстрации предоставлены авторами

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком