научная статья по теме ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ. ОБРАЗ МАДОННЫ В КАРТИНАХ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИЗ МУЗЕЕВ ИТАЛИИ Геофизика

Текст научной статьи на тему «ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ. ОБРАЗ МАДОННЫ В КАРТИНАХ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИЗ МУЗЕЕВ ИТАЛИИ»

культура

Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии

www.arts-museum.ru

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». Выставка продолжает традицию знакомства с произведениями великих мастеров Ренессанса, предоставленными крупнейшими художественными собраниями Италии - венецианской Галереей Академии, национальной галереей Марке из Урбино

Пьеро делла Франческа. Мадонна с благославляющим Младенцем и ангелами (Мадонна Сенигалья). 1491. Бумага, наклеенная на дерево, масло. Национальная галерея области Марке, Урбино

PIERO DELLA FRANCESCA AND HIS CONTEMPORARIES. THE IMAGE OF THE MADONNA IN RENAISSANCE PAINTINGS FROM MUSEUMS IN ITALY

State Museum of fine arts named after A. S. Pushkin presents the exhibition «Piero della Francesca and his contemporaries. The image of the Madonna in Renaissance paintings from museums in Italy». The exhibition continues the tradition of acquaintance with the works great masters of the Renaissance, presented from the largest art collections in Italy - Venetian Accademia Gallery, the National Gallery of Marke from Urbino.

Keywords: State Museum of Fine arts. named after A. S. Pushkin, Madonna with Child, Piero della Francesca, Giovanni Bellini, Carlo Crivelli, Cosimo Tura.

Н выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлены работы живописцев второй половины XV века, объединенные одной темой - Мадонна с Младенцем. Центр экспозиции - знаменитая картина Пьеро делла Франческа «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами», или «Мадонна Сенигалья» (1491), из Национальной галереи Марке в Урбино. Поток света символизирует Христа. Изображение восседающей на троне Богородицы с Младенцем на коленях и двумя архангелами за спиной восходит к образцам V-VI веков. Классические пропорции фигур создают ощущение торжественности. Строгость персонажей картины напоминает христианские мозаики или византийские иконы. Одеяние Младенца похоже на одеяние античных философов, пламя свечи означает Страстную седмицу, ткань - занавесь Иерусалимского храма. В художественном решении особую роль играет колорит, построенный на сочетании белого и оттенков голубого и серого цветов. Манера передачи све-товоздушной среды говорит о знакомстве Пьеро делла Франческа с достижениями нидерландских живописцев.

На выставке также показаны работы современников Пьеро делла Фран-

Народный художник России Борис Мессерер на открытии выставки

ческа, творчество которых связано с городами Северной Италии. Это произведения Джованни Беллини, Карло Кривел-ли, Козимо Туры. У каждого мастера свое понимание темы, своя драматургия ее раскрытия.

Для венецианца Джованни Беллини характерно поэтическое осмысление сюжета. На большинстве его картин Мадонна не смотрит на Иисуса, ее взгляд обращен в будущее. Композиция «Мадонны с херувимами» (около 1490 г) из знаменитой венецианской Галереи Академии построена иначе - это диалог Матери и Младенца.

Творческий почерк Карло Кривелли, художника из области Венето, более декоративен и символичен. В «Мадонне с Младенцем» из [ородской пинакотеки Франческо Подести (Анкона) символика традиционна: яблоко напоминает о первородном грехе, огурец - символ Воскресения, щегол - Страстей, моллюск в раковине в руках Иисуса - символизирует

БУРЕНИЕ И НЕФТЬ 01/2015

культура

т

Карло Кривелли. Мадонна с Младенцем. Дерево, темпера, позолота. Городская пинакотека Франческо Подести, Анкона

Козимо Тура. Мадонна со спящим младенцем. Около 1470. Дерево, масло. Галерея академии, Венеция

Воплощение, торжественные одеяния Богородицы указывают на то, что она царица небесная.

Для работы феррарского мастера Козимо Туры «Мадонна со спящим Младенцем» (около 1470 г), предоставленной Галереей Академии в Венеции, характерны экспрессия и драматизм. На картине Мадонна пробуж-

Джованни Беллини. Мадонна с херувимами. Около 1490.

Холст, масло. Галерея академии, Венеция

дает Младенца ото сна. Сюжет связан с темой Воскресения, судьбой Христа, умершего ради спасения людей.

Эта картина также известна как «Мадонна Зодиака», поскольку фоном при помощи тонких золотых линий изображены знаки зодиака. Присутствие светских, астрологических деталей в произведении на религиозный сюжет объясняется культурой той эпохи: мотив Зодиака, к которому неоднократно обращался Козимо Тура, был популярен при утонченном феррарском дворе.

Выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии» предоставила российскому зрителю редкую возможность увидеть работы Пьеро делла Франческа, Козимо Туры, Карло Кривелли и Джованни Беллини, произведения которых отсутствуют в коллекциях отечественных музеев.

Ключевые слова: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Мадонна с Младенцем, Пьеро делла Франческо, Джованни Беллини, Карло Кривелли, Козимо Тура

Перед шедевром.

65

БУРЕНИЕ И НЕФТЬ 01/201 5

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком