научная статья по теме ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРУ И ЗАКРЕПЛЯЕМ ЗНАНИЯ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРУ И ЗАКРЕПЛЯЕМ ЗНАНИЯ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ...

О. С. ШЕМОНАЕВА

Орехово-Зуево

Пишем сочинение-миниатюру и закрепляем знания об однородных членах предложения

В статье представлен заключительный урок по теме «Однородные члены предложения» с использованием картины И. Н. Крамского «Неизвестная». Данный урок можно проводить как в VIII и IX, так и в X—XI классах. Он интересен тем, что включает в себя разнообразные виды работы: словарную, пунктуационную, синтаксическую, логико-эстетическую, работу по развитию речи учащихся.

Ключевые слова: сочинение-миниатюра по картине; однородные члены предложения; межпредметные связи.

Работу с картиной целесообразно использовать в качестве подготовки к ЕГЭ, ведь соответствующие задания части С1 требуют от учащихся умения грамотно и логично писать сочинение-миниатюру, в том числе по картине.

Урок по теме «Однородные члены предложения» с использованием картины И. Н. Крамского является многоуровневым и многоплановым, так как включает в себя разнообразные виды работы: словарную, пунктуационную, синтаксическую, логико-эстетическую, работу по развитию устной и письменной речи учащихся.

Данный урок предполагает постановку образовательных, развивающих и воспи-

Шемонаева Ольга Сергеевна, кандидат фи-лол. наук, старший преподаватель Московского государственного областного гуманитарного института. E-mail: olser09@mail.ru

тательных целей: закрепить знания по теме «Однородные члены предложения», «Пунктуация при однородных членах предложения», повторить отличительные признаки и особенности сочинения-миниатюры, сочинения-описания; сформировать и развить у учащихся умение правильно употреблять в устной и письменной речи однородные члены; сформировать сознательное отношение и интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

Организационный момент

- Здравствуйте. Сегодня мы проводим заключительное занятие по теме «Однородные члены предложения». Вам предстоит выполнить творческое задание - написать сочинение-миниатюру описательного характера по картине И. Н. Крамского «Неизвестная», в котором обязательно нужно употребить конструкции с однородными членами.

Опрос (повторение теоретических сведений по развитию речи)

- Перед тем как приступить к работе, повторим отличительные признаки сочинения-миниатюры и сочинения-описания. Что такое сочинение-миниатюра? (Сочинение-миниатюра - это вид письменной работы небольшого объема, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.)

- Что такое сочинение-описание? (Сочинение-описание - это такой вид письменной работы, при котором что-либо описывается: предметы окружающей обстановки, человек, картина и т.д.)

- Следовательно, ваше сочинение должно иметь небольшой объем, а описывать вы будете картину Крамского «Неизвестная».

Вступительное слово учителя о картине И. Н. Крамского «Н еизвестная»

Иван Николаевич Крамской знаменит не только как живописец, но и как художественный критик, много писавший о русском искусстве. Любимым жанром Крамского был портрет. Кисти художника принадлежат такие работы, как «Портрет И. И. Шишкина», «Портрет Л. Н. Толстого», «Русская девушка в голубом платке», «Пасечник», «Женщина под зонтиком (В траве. Полдень)» и др. Крамской говорил, что его очень интересует человеческое лицо. Какие у человека глаза - добрые или злые, какая улыбка - веселая или печальная? Одной из самых знаменитых его картин стала «Неизвестная», написанная в 1883 г. За свою долгую жизнь картина имела разные интерпретации. «Неизвестную» отождествляли то с Анной Карениной, то с Настасьей Филипповной из «Идиота» Ф. М. Достоевского, то с «Незнакомкой» А. А. Блока. Считается, что Крамской не писал портрет, а создавал обобщенный художественный образ.

По одной из версий, прототипом картины стала курская крестьянка Матрена Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. И. Н. Крамской познакомился с ней в Петербурге, ее красота пленила его. Чувственная красота и грациозность, с одной стороны, некоторая отчужденность и высокомерие - с другой,

32

рождают впечатление затаенной внутренней драмы и незащищенности.

Рассмотрение картины учащимися (самостоятельное зрительное восприятие)

Беседа, в ходе которой выявляются эстетические впечатления от картины. Систематизация рабочих материалов для сочинения-миниатюры

- Сейчас мы побеседуем о картине и одновременно соберем и систематизируем материалы к сочинению. В ходе беседы заполним соответствующую таблицу. Кто изображен на картине? Чтобы в сочинении не повторялось слово женщина, составим ряд возможных наименований. (Неизвестная - женщина - дама - незнакомка - она.)

- Подберем как можно больше прилагательных-определений, характеризующих облик незнакомки в целом. (Дама молодая, красивая, очаровательная, обаятельная, изящная, грациозная, таинственная.)

- Обратим внимание на внешний облик героини, на ее лицо. Опишите в целом его черты. (У незнакомки крупные, выразительные черты лица; пухлые, тронутые чуть заметной улыбкой губы; большие глаза, густо опушенные ресницами; кожа у нее смуглая, бархатная, с легким персиковым оттенком; брови густые, черные; волосы темные, волнистые, пушистые, красиво забраны в пучок.)

- Охарактеризуем наряд дамы. (Наряд женщины роскошен и очень ей идет. Приковывает внимание иссиня-черная шубка, темно-синие атласные ленты, темно-коричневый пушистый мех, элегантная шляпка с белым пером. Руки дамы спрятаны в муфту.)

- При описании наряда незнакомки вы используете прилагательные, обозначающие оттенки цвета: темно-синий, иссиня-черный, темно-коричневый. Как пишутся эти сложные прилагательные? (Через дефис.) Вы заметили, что художник искусно изображает аксессуары наряда неизвестной. Поработаем над словом аксессуары: дайте его определение (работа со словарем). Перечислите аксессуары наряда не-

знакомки. {Жемчужная брошь, перо на шляпке, злотые браслеты на руке.)

- Мы довольно подробно описали внешность женщины. Однако следует помнить, что в художественном произведении внешнее, форма являются средством выражения замысла автора. Давайте попробуем раскрыть внутренний мир героини. Что нам в этом поможет? {Характер женщины угадывается в ее лице. Загадочный взгляд черных глаз, в котором таится боль и обида, грустная полуулыбка, гордо поднятая голова. Очевидно, незнакомка обладает сильным характером. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на ее осанку, на умение «сохранять лицо», несмотря на то что, как мы увидели по некоторым деталям, в душе ее царит печаль.)

- Хорошее наблюдение. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что образ незнакомки неоднозначен. С одной стороны, перед нами молодая, очаровательная, элегантная, окруженная комфортом дама; с другой - печальная и, очевидно, не вполне счастливая молодая женщина. Понравилась ли вам картина?

Синтаксическая работа

- Теперь обратим внимание на знаки препинания в синтаксических конструкциях с однородными членами предложения. Перед вами схемы, попробуйте составить

соответствующие им предложения, описывающие картину И. Н. Крамского.

1. [©: О, О, О - •••].

Все черты образа незнакомки: поза, мимика, выражение глаз - выдают затаенную печаль.

2. [О, О, О, О, О ...].

Бархатная шубка, черная шляпка, атласные ленты, пушистый мех, изящная муфта мастерски выписаны художником.

3. [©: О, О, О ].

Элегантность и роскошь наряда подчеркивают аксессуары: жемчужная брошь, перламутровое перо, золотые браслеты.

Составление плана сочинения-миниатюры

- Следующий этап нашей работы - составление плана сочинения. Напомню вам его структуру: вступление; основная часть, последовательно излагающая точку зрения пишущего относительно основной мысли картины; заключение, содержащее выводы. Обратите внимание на то, что выводы о художественном произведении необходимо делать обоснованно, опираясь на его форму. Поэтому основная часть вашего сочинения должна содержать описание картины и опирающееся на художественные детали размышление о внутреннем мире незнакомки, общем настроении произведения. Не забудьте о том, что для всестороннего описания картины целесообразно использовать конструкции с однородными членами.

О. Н. АРТЕМЬЕВА

Ульяновск

Сжатое изложение в VI классе

В статье представлена методическая разработка урока развития речи, посвященного подготовке учащихся VI класса к сжатому изложению. Материал, который является результатом осмысления накопленного опыта по реализации ФГОС, отражает технологию урока развития речи, построенного с учетом новых требований к процессу обучения.

Ключевые слова: сжатое изложение; содержательные и языковые приемы сжатия текста; обучение пониманию текста; формирование универсальных учебных действий.

Ход урока

I. Целеполагание — Наш урок посвящен подготовке к изложению. Что такое изложение? Ка-

Артемьева Оксана Николаевна, кандидат пед. наук, доцент Ульяновского гос. пед. ун-та им. И. Н. Ульянова. E-mail: oksana.artemieva@mail.ru

кие виды изложений вы уже писали?

— Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. В чем его особенность? (Сжатое изложение — письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение основного содержания первоисточника.)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком