научная статья по теме ПИСЬМА А.М. БАКУНИНА К А.Н. ОЛЕНИНУ (1803) КАК ИСТОЧНИК ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНЕЗИСА БАКУНИЗМА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПИСЬМА А.М. БАКУНИНА К А.Н. ОЛЕНИНУ (1803) КАК ИСТОЧНИК ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНЕЗИСА БАКУНИЗМА»

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

ИРИНА ЛЕОНИДОВНА КИСЛИЦЫНА

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лес-гафта, докторант кафедры русской истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Тел.: 8 (911) 095-57-30; E-mail: aleks.k.44-40@yandex.ru

В статье исследуется проблема преемственности в эволюции русской общественной мысли XIX в. На основе конкретно-исторического анализа взглядов А.М. Бакунина - представителя русского просвещенного дворянства конца XVIII - середины XIX в., отца теоретика анархизма, народничества - М.А. Бакунина устанавливаются истоки, предпосылки бакунизма, демократического мировоззрения в России в идеологии русского Просвещения.

Ключевые слова: А.М. Бакунин, бакунизм, народничество, русское Просвещение, общественная мысль в России XIX в.

ПИСЬМА А.М. БАКУНИНА К А.Н. ОЛЕНИНУ (1803) КАК ИСТОЧНИК ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНЕЗИСА БАКУНИЗМА

Начальной основой формирования мировоззрения теоретика русского анархизма, народничества Михаила Александровича Бакунина (1814-1876) было русское Просвещение, которое определило систему его воспитания в доме родителей. Влияние на становление личности «великого бунтаря» его отца - Александра Михайловича Бакунина (1768-1854) признано в литературе. Однако ввиду того, что взгляды А.М. Бакунина не подвергались конкретному анализу в бакуниеведении, не могло сложиться полного, всестороннего представления об этом влиянии.

Целью статьи является установление истоков бакунизма в мировоззрении просвещенного русского дворянства конца XVIII - начала XIX в. на основе анализа взглядов А.М. Бакунина, оказавшего наибольшее влияние на теоретика анархизма в важнейший период жизни человека - детства и отрочества, в который происходит формирование основ внутреннего мира личности. В задачи работы входит: определение идейного содержания писем А.М. Бакунина к А.Н. Оленину и трактата «Условие помещика с крестьянином», хранящихся в Отделе рукописей Государственной национальной библиотеки, в которых изложены взгляды А.М. Бакунина по основным вопросам русской жизни того времени - крестьянскому и народного просвещения; сопоставление этих взглядов с идеями теоретика революционного анархизма и выявление связи воззрений отца и сына как представителей двух эпох (направлений) в развитии русской общественной мысли. Хронологические рамки работы ограничены временем написания писем А.М. Бакунина к А.Н. Оленину и трактата «Условия помещика с крестьянином» (1802-1803), с одной стороны, и завершением генезиса бакунизма - с другой: начало XIX в. - середина 1870-х гг.

Рассматриваемый источник, как и другие произведения характеризующегося большим разнообразием творчества А.М. Бакунина, был впервые введен в научный оборот исследовательницей его мировоззрения Л.Г. Агамалян1. Автор подготовила и осуществила издание содержащегося в этих письмах трактата(предисловия и основной его части) А.М. Бакунина«Условие (соглашение, договор. - И.К.) помещика с крестьянином»2, наиболее важного документа для определения сущности взглядов отца теоретика революционного анархизма, уточнив его датировку (конец 1802 - начало 1803 г.), как и письма А.М. Бакунина к А.Н. Оленину о просвещении (начало 1803)3.

В исследовании Л.Г. Агамалян, цель которого состоит в выявлении просветительских идей в творчестве А.М. Бакунина, определяющих его место в культуре русского Просвещения второй половины XVIII - XIX в.4, сделаны многие верные наблюдения и выводы, касающиеся содержания мировоззрения А.М. Бакунина, просвещенного русского дворянства того времени. Автор установила во взглядах А.М. Бакунина такие черты просветительской идеологии, как «апелляция к

разуму, убежденность в действенности слова, склонность к философствованию, внимание к проблемам нравственного и физического здоровья народа» и т.д.5 В работе отмечено восприятие А.М. Бакуниным Просвещения «как способа мышления, образа жизни и руководства к практическому действию» при критике его философских и политических идей и «отрицании претензий философских систем на приближение к истине»6. Л.Г. Агамалян показала осуществление в личной биографии А.М. Бакунина типичных признаков «культурно-поведенческой модели просвещенного русского дворянина конца XVIII - начала XIX в.: отказ от карьеры и службы; противопоставление и предпочтение уединения, жизни в деревне и творчества - придворной службе и городской цивилизации, понимание дворянского долга как долга перед отечеством», «глубокое укоренение» и воплощение идеи цареучительства (опытом которого явился его проект «Условие помещика с крестьянином»), всепоглощающее увлечение отечественной историей, в изучении которой он проявил значительную самостоятельность7. В кратком обзоре российской истории, представляющем собой предисловие к его «проекту», как верно отмечает исследовательница, изложение ведется с позиций эволюции крестьянского вопроса и превращается «в историю рабства в России»8.

Принципиальным недостатком работы Л.Г. Агамалян является некритическое отношение к источнику (следование за фразеологией источника), лежащее в основе концепции автора об антикрепостнической сущности взглядов А.М. Бакунина. Так, подчеркивая, что «оценка деятельности русских монархов <. > строится А.М. Бакуниным на том, в каком положении находились при них земледельцы» и что «такой подход к русской истории для того времени был беспрецедентным»9, автор не указывает на умозрительный, отвлеченный характер его оценок положения народа, подчинение их идеалу (идеальному образу) просвещенного монарха. Главный вывод исследования Л.Г. Агамалян заключается в том, что «по своим политическим убеждениям» А.М. Бакунин «был, как и многие другие деятели его времени, просвещенный консерватор (здесь и далее выделено Л.Г. Агамалян. - И.К.), сторонник сильной монархической власти, покоящейся на законе и благоденствии граждан, которое, в свою очередь, должно основываться на свободном труде свободных собственников»10. Данный вывод является следствием идеализации, «модернизации» взглядов А.М. Бакунина, недостатка критического анализа источника, привнесения в источник идей, которых в нем не содержится. Этим обусловлена необходимость дальнейшего исследования мировоззрения А.М. Бакунина для установления его содержания, места и значения в истории русской общественной мысли. Конкретно-исторический анализ взглядов А.М. Бакунина по основным вопросам современного ему общественного развития России с целью выявления связи его идей с мировоззрением русского народничества, бакунизма, предпринимается впервые.

В период переписки с А.Н. Олениным, происходившей в 1802-1803 гг., взгляды А.М. Бакунина были вполне сложившимися, что позволяет судить о характере их влияния на формирование мировоззрения его сына -создателя теории революционного анархизма. В письмах к А.Н. Оленину А.М. Бакунин выразил свои представления по наиболее важным вопросам русской жизни того времени - крестьянскому, ставшему со второй половины XVIII в. главным вопросом развития России, и народного просвещения. Этим обусловлено значение данных писем как исторического источника.

А.М. Бакунин происходил из родовитого русского дворянства, был крупным помещиком, получившим «западное» образование. С девяти лет он жил в Италии, окончил философский факультет Падуанского университета со степенью доктора философии, после чего служил при русских посольствах в Италии. Во время Великой революции (1789-1793) он находился во Франции, и наблюдаемые им события внушили ему отвращение к революционному пути преобразований.

Выйдя по воле родителей в отставку, А.М. Бакунин приехал в Россию. В царствование Павла I он был возвращен на службу и имел большие перспективы карьеры. Однако в связи с тяжелой болезнью отца он вновь оставил службу и поселился в своем родовом имении Премухине (Новоторжского уезда Тверской губернии), в котором жил до кончины, погрузившись в управление хозяйством, чтение (им была составлена прекрасная библиотека из сочинений древних авторов, произведений западноевропейской и русской литературы, современных ему работ по философии и естествознанию), занятия философией, историей, естественными науками, агрономией и, после женитьбы в 1810 г. на В.А. Бакуниной (Муравьевой), - в воспитание своих одиннадцати детей.

В 1802-1803 гг. А.М. Бакунин вел переписку с А.Н. Олениным, будущим директором Императорской публичной библиотеки. А.Н. Оленин принадлежал к старинному дворянскому роду, был крупным землевладельцем (собственником более 2 тыс. десятин земли), человеком разнообразных дарований. Он получил хорошее домашнее образование, учился в Пажеской придворной школе (Пажеском корпусе) и был отправлен для «совершенствования знаний» в Германию. По окончании Дрезденской артиллерийской школы он обучался в Страсбургском университете. Возвратившись в Россию, А.Н. Оленин занял видное место в русском просвещенном обществе. Он был членом кружка Г.Р. Державина, а после женитьбы в 1791 г. на Е.М. Олениной (Полторацкой) при деятельном участии супруги в его доме возник первый в России литературно-художественный салон, в течение тридцати лет собиравший цвет русского образованного общества. Ко времени начала переписки с А.М. Бакуниным А.Н. Оленин имел богатый опыт военной и гражданской службы и репутацию деятельного администратора. Будучи одним из приближенных императора Александра I, стал статс-секретарем собственной его императорского величества канцелярии и сотрудником М.М. Сперанского. М.А. Бакунин обратился с изложением своих преобразовательных планов к А.Н. Оленину как к человеку, пользующемуся авторитетом и в высших кругах чиновничества, и в русском просвещенном обществе, и как к представителю своего сословия и своего социального круга - высшего слоя русского дворянства.

А.М. Бакунин приступил к изложению, своеобразной пропаганде своих идей по основным вопросам русской жизни в письмах к А.Н. Оленину под влиянием либеральных начинаний императора Александра I. В то же время эти идеи предвосхи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком