научная статья по теме ПИТАНИЕ НОСИТЕЛЕЙ ТРАДИЦИЙ САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОНО-ДОНЕЦКОМ МЕЖДУРЕЧЬЕ ПО ДАННЫМ ИЗОТОПНОГО АНАЛИЗА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПИТАНИЕ НОСИТЕЛЕЙ ТРАДИЦИЙ САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОНО-ДОНЕЦКОМ МЕЖДУРЕЧЬЕ ПО ДАННЫМ ИЗОТОПНОГО АНАЛИЗА»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 2, с. 39-47

ПИТАНИЕ НОСИТЕЛЕЙ ТРАДИЦИЙ САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОНО-ДОНЕЦКОМ МЕЖДУРЕЧЬЕ ПО ДАННЫМ ИЗОТОПНОГО АНАЛИЗА

© 2014 г. M^. Добровольская, И.К. Решетова

Институт археологии РАН, Москва (mk_pa@mail.ru)

Ключевые слова: салтово-маяцкая культура, аланы, погребальный обряд, палеоантропологический источник, изотопный анализ, палеодиетологическая реконструкция.

The article considers new data on anthropological materials from catacomb and pit necropolises of the Sal-tovo-Mayaki culture of the forest steppe and steppe zones in Eastern Europe. The reconstructions of the nutritive traditions of the buried people are staged based on the isotopic analysis of the bone tissue collagen. The intense concentration of C4 plants in their diet is found. That was very likely millet (Panicum mili-aceum). Intergroup differences have been discovered in the collagen isotopic compound. In contrast to the consolidated isotopic specifications defined for the group from the catacomb necropolises there is a highly individual variability fixed in the sets from the pit burials. These facts consider suggesting that the Alans of the forest steppe area of the Don-Donetsk region had stable nutrition traditions, which also proves their common ethnical identity. A huge individual variety in the diets of the buried people from the pit burials of the steppe zone of the region might be connected with the absence of one single nutrition tradition. This gives an opportunity to suppose that it is unjustified to refer people from the pit burials to one ethnical identity.

Изучение палеоантропологических материалов из погребальных памятников эпохи раннего средневековья - одна из возможностей получения независимой информации о специфике демографической структуры, физического облика, состояния здоровья, традиций питания населения. Изучение групп населения, входивших в сложное полиэтничное государство - Хазарский каганат, - традиционная и актуальная тема в отечественной археологии, получившая новый импульс благодаря развитию современных методических подходов (Афанасьев, 2013. С. 13; Коробов, Борисов, 2012. С. 39). Антропологический источник также эффективен в разработке этой тематики. Настоящее исследование вводит в научный оборот новые палеоантропологические материалы из погребальных памятников салтово-маяцкой археологической культуры лесостепной и степной зон Доно-Донецкого междуречья.

Как известно, археологические памятники сал-тово-маяцкой культуры лесостепной зоны (Верхне-салтовский, Маяцкий и Дмитриевский комплексы) рассматриваются как наследие аланских племен, ведущих свое происхождение с территории Северного Кавказа. Эта точка зрения была сформулирована еще в ранних исследованиях Ю.В. Готье (1927) и получила свое подтверждение и дальнейшее развитие в трудах многих ведущих советских и российских ученых (М.И. Артамонов, И.И. Ляпуш-кин, Н.Я. Мерперт, Г.Е. Афанасьев). Погребальные

памятники, связанные с ямными ингумациями, имеют различные трактовки в части этнических дефиниций. Подробная и разносторонняя классификация формы и структурных элементов ям дает основание рассматривать их не как единую погребальную традицию, а различные, связанные, возможно, с несколькими этническими компонентами. В частности, стабильное присутствие шумящих подвесок, погребения с конями позволяют обсуждать присутствие угорского этнического компонента. В целом вопросы этнической структуры населения, входившего в Хазарский каганат, остаются в поле научной дискуссии. Так, С.А. Плетнева пишет: «Мы знаем благодаря письменным свидетельствам, что население каганата было полиэтнично. В большой степени это подтверждается значительными различиями в погребальных обрядах, а также антропологическими различиями черепов из разнотипных погребений. К сожалению, антропологические исследования проводились только на нескольких памятниках. Огромное количество скелетов до сих пор остаются неопределимыми и постепенно разрушаются в хранилищах. Тем не менее, на обработанном материале, как говорилось, давно установлено, что катакомбный обряд свойственен долихокранам-аланам, а ямный - европеоидам-бра-хикранам с некоторой примесью монголоидности. На территории донских степей, в Крыму, в Волжской и Дунайской Болгариях их считают прабол-

гарскими. Подобные черепа соответствуют и черепам из "курганов с ровиками" (правда, в них более заметна примесь монголоидности), но полной уверенности в этом пока нет - исследована очень небольшая серия. Интересно, что в настоящее время выделяется значительная серия метисированных черепов (долихо-брахикранных). Этот процесс слияния этносов внутри каганата, постепенно активизируясь, мог привести к сложению единого народа (по-видимому, народа хазар). Таким образом, археологические и антропологические источники позволяют проследить сложнейшие этнические процессы, протекавшие идентично во всех странах и государствах древности и Средневековья» (Плетнева, 2005. С. 23, 24).

Этническое разнообразие населения, входившего в Хазарский каганат, и пути исследования этого разнообразия - огромное поле для комплексного археологического исследования. Отметим, что изучение любых групп населения в пространстве этнических понятий требует особой осторожности.

В современных исследованиях этнических образований ведущая роль уделяется информационной сфере, объединяющей людей в этих образованиях. Еще в работах Ю.В. Бромлея проводится разграничение между понятиями "этникос" и "эт-но-социальный организм" (1970). В первом предполагается существование четко выраженного комплекса признаков этнической памяти, предаваемой из поколения в поколение. Для второго наиболее важны информационные связи, обеспечивающие повседневное общение и взаимодействие. В трудах С.А. Арутюнова эти представления получили дальнейшее и систематическое развитие: «Все категории этнических общностей основаны на информационных связях. ... Помимо информации "синхронной" (употребляя географический термин, "горизонтальной"), существует еще информация диахронная ("вертикальная"). Последняя включает всю культурную традицию народа, его творческое наследие, передаваемое из поколения в поколение в словесной (устной или письменно-литературной), а также в материально-изобразительной форме» (Арутюнов, 2012. С. 100).

Как известно, традиции питания, национальные кухни - одна из наиболее консервативных категорий этнической культуры. Изучение традиций питания с использованием палеоантро-пологического источника зарекомендовало себя как перспективное (Добровольская, 2005), поэтому проведение палеодиетологических исследований - одно из направлений, которое может дополнить комплекс подходов в изучении ранне-средневековых этнических групп.

Один из наиболее популярных инструментов изучения особенностей питания населения прошлого - изотопный анализ. В частности, данные о соотношении 13С/12С и 15N/14N характеризуют экологические особенности природной и антропогенной экосистемы, в которой существовала та или иная группа. Палеодиетологические реконструкции, проводимые на основании сведений об этих изотопах, базируются, в первую очередь, на фундаментальных биологических и геохимических закономерностях.

1. Явление фракционирования изотопов углерода при фотосинтезе, в результате которого в органике растений резко снижается присутствие тяжелого углерода.

2. Различия во фракционировании изотопов углерода при С4- и С3-типах фотосинтеза. Средние показатели изотопного состава углерода в растениях С3-типа фотосинтеза группируются в пределах -28 ... -21%о, а в растениях С4-типа -16 ... -9%о.

3. 15N/14N в белках соответствует трофическому уровню организма. Чем более высокое трофическое положение занимает животное, тем более высокие показатели этого соотношения для него характерны, поэтому самые высокие значения данного параметра типичны для наиболее длинных океанических трофических цепей.

В историографических очерках изотопных исследований, как правило, превалируют ссылки на зарубежных авторов (см. DeNiro, Epstein, 1978, 1981; Vogel, van der Merwe, 1977). Однако необходимо отметить, что фундаментальные исследования распределения изотопов в биосфере активно проводились в Советском Союзе. В частности, упомянем работы академика Э.М. Галимова, в которых выявлены экологические закономерности, регулирующие изотопный состав растений. Согласно обобщению многочисленных данных, наибольшее влияние на изотопный углеродный состав оказывает содержание углекислого газа в среде фотосин-тезирующих растений. "Понижение концентрации СО2 приводит к уменьшению фактора фракционирования - относительному обеднению органического вещества легким изотопом. Поэтому растения пустынь изотопно-тяжелее тропических растений, а планктон теплых акваторий океана, в воде которого растворено меньше СО2, изотопно-тяжелее планктона, обитающего в холодных водах, и т.д." (Галимов, 1970. С. 18). Таким образом, описанные фундаментальные экологические закономерности должны быть также положены в основу палеодие-тологических реконструкций.

В задачи настоящего исследования входило получение данных об изотопном составе коллагена

костной ткани людей и животных из катакомбных и ямных погребений Доно-Донецкого междуречья УШ-Х вв. с целью выяснения особенностей состава их обыденного рациона питания, а также соотнесение их с характеристиками погребальной обрядности, традиционно рассматривающейся в археологии как комплекс этномаркирующих признаков.

Методы и материалы. В распоряжении авторов были антропологические материалы из девяти некрополей Доно-Донецкого междуречья УШ-Х вв. Два из них - Верхнесалтовский и Дмитриевский -катакомбные. Остальные семь (Ржевка, Мандрово, Желтое, Лысогоровка, Маяки, Зливки, Новолима-ревка) - ямные. Общая численность образцов из погребений - 83 (табл. 1).

порции коллагена, чтобы выявить воспроизводимость результатов из одного образца. Она оказалась в пределах 0.2%о для обоих изотопов.

В анализе использовался масс-спектрометр Thermo-Finnigan Delta V Plus IRMS с элементным анализатором (Termo Flash 1112), а также масс-спектрометр The

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком