научная статья по теме ПИТЕР БЕРГЕР - ПОЛВЕКА ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Социология

Текст научной статьи на тему «ПИТЕР БЕРГЕР - ПОЛВЕКА ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ»

История социологии

© 2011 г. Е.Д. РУТКЕВИЧ

ПИТЕР БЕРГЕР - ПОЛВЕКА ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

РУТКЕВИЧ Елена Дмитриевна - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.

Аннотация. Имя Питера Бергера чаще всего ассоциируется с феноменологической социологией и социологией знания. Однако почти четверть века Бергер занимался также проблематикой социологии религии, изучением "экономической культуры", взаимосвязей "культуры" (религий, верований, ценностей) и экономического развития разных стран. Последние его проекты носят характер кросс-культурных исследований и посвящены таким темам, как религия в глобализирующемся мире; её влияние на экономическое поведение и развитие; соотношение капитализма и демократии, рыночной экономики и индивидуализма.

Ключевые слова: феноменологическая социология • реальность повседневной жизни • развитие • культура • религия • религиозный опыт • десекуляризация

Питер Бергер широко известен не только за рубежом, но и в России1 благодаря тому, что темы, затрагивавшиеся им на протяжении полувека научной деятельности, всегда были "знаковыми". Совместно с Томасом Лукманом он предложил теорию "социального конструирования реальности", которая в 1970-е годы стала событием на Западе [9]. Бергера называют феноменологом, социологом, лютеранским теологом, ярким публицистом и просто хорошим писателем - все это разные проявления его многогранного таланта. И о чем бы он ни писал: о теоретико-методологических проблемах социологии, религии, проблемах веры в безрелигиозном мире, контркультуре, модернизации и развитии, образовании, литературе, психоанализе, глобализации и многом другом, он остается ученым с большой буквы, пишущем легко и доступно о непростых реалиях современного мира.

Вехи интеллектуальной биографии

Питер Людвиг Бергер родился в Вене 17 марта 1929 г. В 1938 г. после присоединения Австрии к фашистской Германии он с родителями выехал в Париж, поскольку семья, имевшая еврейские корни, опасалась преследований нацистов [8]. В 1946 г. после непродолжительного обучения в Лондонском Университете он эмигрировал в США, в 1949 г. закончил Вагнеровский колледж в Нью-Йорке (степень бакалавра искусства), продолжил учебу в Новой Школе социальных исследований в Нью-Йорке, где в 1952 г. ему была присуждена степень магистра, а в 1954 г. - доктора философии. В 1953-1955 годы он проходил службу в американской армии, преподавал в филиале Университета Джорджии. В 1955-1956 годы руководил исследовательской группой в Евангелической Академии в Германии (Bad Ball), а с 1956 по 1958 г. преподавал в

1 В 1995 г. в русском переводе вышла работа "Социальное конструирование реальности", в 1996 г. - "Капиталистическая революция", в 1998 - "Приглашение в социологию", в 2004 -"Биографический подход" и "Многоликая глобализация".

женском колледже Университета Северной Каролины (assistant professor). В 1958— 1963 годы он профессор социологии в Хартфордской теологической семинарии (Коннектикут) и директор Института церкви и общины в Хартфорде. Именно тогда он и начал активно публиковаться. По собственному признанию, поначалу его интересовала "критика церкви изнутри". В первых публикациях: "Двусмысленное видение" (1961) и "Шум торжественных ассамблей" (1961) Бергер критически оценивал институциональную религию как проявление "дурной веры", противопоставил религию и церковь американского истеблишмента истинной христианской вере.

В 1963-1970 годы Бергер - профессор в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке; в 1966-1967 годы - президент Общества научного изучения религии. Широкую известность в США и за их пределами получила книга "Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива" (1963), где показана взаимосвязь между "человеком в обществе" и "обществом в человеке", представлены теоретико-методологические основы социологии, ее цели, задачи, этические принципы. Разработка этой проблематики была продолжена с Т. Лукманом в книге "Социальное конструирование реальности" (1966), где были сформулированы основные положения феноменологической социологии знания как методологии социального познания2. Сегодня она признана классическим трудом, благодаря которому стало возможным говорить о ней как о направлении, ставшем альтернативой структурно-функциональной и неомарксистской школам в социологии.

Феноменологическая социология знания, которую также называют "феноменологией жизненного мира", "социологией повседневности", "интерпретативной", "рефлексивной" или "гуманистической" социологией, была противопоставлена всей предшествующей социологии знания, предметом которой выступало теоретическое знание, не исчерпывающее, по мнению Бергера и Лукмана, всего запаса знания, существующего в обществе. Поэтому "ядром" их теории становится обыденное, повседневное знание. Из этой исходной предпосылки рождается идея "социального конструирования реальности", формируются представления о процессах и механизмах возникновения, функционирования и распространения знания в обществе.

В "Реинтерпретированной социологии" (1981) П. Бергер совместно с X. Кельнером размышляет о сущности, специфике и границах социологического видения действительности. Суть современной социологической перспективы составляет выявление динамики общностей и того, как "работает" общество. Поскольку мир, в котором живет человек, не таков, каким он ему кажется с первого взгляда, необходимо познание, позволяющее понять не только "явные", но и "скрытые" функции структур, институтов и феноменов человеческой реальности и способствующее освобождению от иллюзий и заблуждений. Это разоблачительное качество придает социологии разрушительный характер, поскольку выявление скрытого в той или иной степени означает подрыв "доброго старого" порядка, что всегда инстинктивно ощущалось диктаторскими режимами, при которых она либо подавляется, либо превращается в карикатуру на саму себя, как утверждает Бергер.

Характерная для работ Бергера критическая ориентация связана во многом с пониманием того, что социология часто служила обоснованием ценностно-орентирован-ных действий, основанных на вере в определенную самодовлеющую ценность, что, по его мнению, недопустимо. Социологу следует ориентироваться на соблюдение этики, которую М. Вебер называл "этикой ответственности", позволяющей также прогнозировать взаимосвязь между мотивами и последствиями предполагаемых действий. Специфика интерпретативной или "реинтерпретированной" социологии состоит, согласно мнению Бергера, в постоянном внимании к многообразию значений и смыслов, которыми живут люди, в "когнитивном уважении" к идеалам, верованиям, мнениям и предубеждениям других людей, групп, культур.

Социологическая теория религии была им сформулирована в книге "Священная Завеса" (1967) [1], которая, по мнению многих западных ученых, стала наиболее весомым вкладом в развитие социологии со времен "Протестантской этики" М. Вебера. Учитывая рост популярности "Социального конструирования реальности", переизданная

2 В 1963 г. книга вышла на немецком языке, а в 1966 г. - на английском. Отвечая впоследствии на вопрос, кто и что писал в этой книге, Т. Лукман говорил, что за исключением двух первых глав, которые представляли собой переработку Бергером первых глав моей книги "Структуры жизненного мира", написанной к тому времени, но еще не изданной, все остальные главы обсуждались и писались ими совместно [5].

через пару лет "Священная завеса" была переименована в "Социальную реальность религии". Используя феноменологическую методологию, Бергер в ходе сравнительно-исторического анализа различных религиозных систем показал их конструируемый характер, выявил функции, роль и значение религии в современном мире, проследил процесс секуляризации/сакрализации в исторической перспективе.

В 1969 г. вышла его книга "Слухи об ангелах: Современное общество и открытие заново сверхъестественного" (1969). Эта работа явилась попыткой преодоления кризиса "секуляризма" изнутри - через возрождение веры в безрелигиозном мире, где о сверхъестественном остались лишь слухи. Как в этой, так и в последующих работах по социологии религии Бергер пытается совместить позицию социолога с позицией истинного христианина, применяя индуктивный подход к анализу религиозной реальности, означающий поиски веры в любом религиозном опыте.

После посещения Мехико в 1969 г. Бергер обратился к проблемам развития стран "третьего мира". В "Пирамидах жертв" (1974) он подвергает критике капиталистическую и социалистическую модели развития как неприемлемые с этической точки зрения. Проблемы модернизации, социального изменения и развития рассматриваются им также в работах: "Бездомное сознание" (1973), "Лицом к современности" (1977), "Капиталистическая революция" (1986), "В поисках восточно-азиатской модели развития" (1988) и др.

Теоретические ориентации Бергера претерпевали изменения вместе с политическими убеждениями, его эволюция от либерализма к консерватизму происходила постепенно. Уже к концу 1960-х - началу 1970-х годов он, усмотрев в движении "новых левых" опасность для существующих в Америке устоев, выступил с критикой леворадикальной интеллигенции в статье "Социалистический миф" (1976). Раскрывая связи между специфическими чертами социалистического мифа и подверженности ему молодых противников респектабельной буржуазной культуры, он отвергает крайности "новой левой" и осуждает критику устоев капиталистического общества. Позднее он характеризовал себя как убежденного консерватора в теоретическом и практическом смыслах: в теории хотел бы сохранения Австро-Венгерской монархии, а на практике выступал за сохранение существующих структур американского общества, хотя и без характерного для либералов "квазирелигиозного прославления этих структур". В результате знакомства с "третьим миром" Бергер приходит к выводу о необходимости диалога с различными религиями, что означало отход "влево" в сравнении с его изначально неоортодоксальной позицией. С эволюцией "вправо" его политических взглядов изменилось его отношение к проблемам секуляризации, модернизации, развития в "третьем мире

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком